Есть ли у ресторана возможность продавать элитное вино и шампанское только в бутылках?
Согласно п. 4.4 ГОСТа Р 50764-2009 в услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию входит в том числе организация потребления алкогольных и безалкогольных напитков на месте оказания услуг, включая изготовление коктейлей, свежеотжатых соков и других напитков собственного производства. Услуги по реализации продукции общепита в силу п. 4.5 данного ГОСТа включают в себя также реализацию продукции общественного питания и покупных товаров на вынос из зала предприятия общественного питания.
Исходя из этого можно сделать вывод, что предприятие общепита вправе продавать алкоголь в бутылках. Как быть в данном случае с требованием п. 141 Правил продажи отдельных видов товаров: несмотря на то что продажа алкоголя осуществляется в целой таре, все равно цену в прейскуранте указывать за 0,05 или за 0,1 л.?
Ответ на вопрос попытаемся найти в арбитражной практике. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 04.09.2008 N А56-8977/2008 общество было привлечено к ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за то, что реализовывало несколько видов алкогольной продукции без указания в прейскуранте цены за 0,05 или 0,1 л. В суде предприятие отметило то, что данные наименования алкоголя реализовывались только в целой таре (в розлив не продавались), в связи с этим цена за 0,05 или 0,1 л. не была указана. Контролирующий орган посчитал, что общество обязано было указать цену не продаваемой в розлив алкогольной продукции за 0,05 или за 0,1 л., потому что данная продукция реализовывалась в организации общественного питания. Судьи встали на сторону предприятия, решив, что довод налогового органа необоснован и противоречит смыслу Правил продажи отдельных видов товаров, п. 141 которых предусмотрено предоставлять по требованию покупателя полную и достоверную информацию о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции. Такая информация о продукции, продаваемой только в целой таре, налоговикам была предоставлена.
В Постановлении ФАС УО от 09.09.2008 N Ф09-6512/08-С1 рассматривался аналогичный спор. В данном случае довод инспекции о том, что несмотря на отсутствие реализации вина в объеме 0,05 или 0,1 л. общество обязано было указать в прейскуранте стоимость товара в таких объемах, тоже был отклонен, как основанный на неверном толковании закона (см. также Постановление ФАС СЗО от 13.09.2010 N А56-52591/2009).
Заметим, что не все решения принимаются в пользу предприятий общепита. Рассмотрим, например, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2010 N 12-803/09, согласно которому в прейскуранте предприятия также отсутствовала цена за 0,05 или 0,1 л. При этом оно не реализовывало алкогольную продукцию в данных объемах (за исключением одной позиции). Предприятие объясняло это тем, что цены за 0,05 или 0,1 л. отсутствовали в прейскуранте, чтобы не вводить в заблуждение потребителя в целях соблюдения законодательства о защите прав потребителей. В день проведения проверки, приняв замечания контролирующего органа, организация общепита внесла недостающие сведения в прейскурант. При этом указала, что потребители при выборе еды и напитков, как правило, использовали только меню, прейскуранты для ознакомления ни разу никто не просил, к тому же в судебной практике сложилось аналогичное толкование понятий меню и прейскурант.
Арбитры с предприятием не согласились, отметив, что наличие прейскуранта является обязательным, он утверждается руководителем организации на определенный период в отличие от меню, которое составляется на каждый день. Доводы организации общепита относительно того, что цены не были указаны, чтобы не вводить потребителей в заблуждение, и того, что меню является аналогом прейскуранта, были признаны несостоятельными, поскольку, по мнению судей, указание цены за 0,05 или 0,1 л. алкогольной продукции в прейскуранте является обязательным. Факт использования меню для доведения до потребителя информации о выборе еды и напитков не освобождает от обязанности составления прейскуранта в соответствии с нормативными актами, регулирующими его содержание.
Как видим, в последнем случае факт отсутствия реализации алкогольной продукции в розлив не имел для судей никакого значения, для них оказалось важным обязательное наличие и оформление прейскуранта в соответствии с установленными правилами. С тем, что меню и прейскурант - два абсолютно разных документа, согласиться трудно. В пункте 35 ГОСТа Р 50647-94 для меню и прейскуранта дано одно определение. В пункте 6.1 ГОСТа Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания"*(1), которым установлены минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, в таблице 1, где содержатся требования к оформлению меню и прейскурантов ресторанов, баров и кафе, приводится еще одно название прейскуранта, а именно карта вин. Заметим, что ничто не мешает предприятиям общепита оформлять прейскурант ежедневно и составлять меню на определенный период времени. Как показывает арбитражная практика, судьям зачастую достаточно наличия меню с разделом "Алкогольные напитки", в котором содержится вся необходимая информация (см., например, постановления ФАС УО от 24.02.2010 N Ф09-926/10-С1, ФАС ЗСО от 25.11.2008 N Ф04-7179/2008(16310-А27-23)).
Какие можно сделать выводы? Представленные постановления показывают, что предприятия общепита вправе продавать алкогольную продукцию целыми бутылками. При этом отсутствие в меню (прейскуранте) сведений о цене за 0,05 или 0,1 л. может стать поводом для привлечения заведения питания к административной ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, даже в том случае, когда продукция не продается в розлив.
Обратим внимание еще на один важный момент. В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ*(2) полномочия по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции предоставлены субъектам РФ. Например, в г. Москве лицензирование осуществляется в соответствии с Законом г. Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Закон N 64). Согласно п. 1 ст. 5 данного закона лицензия и приложения к ней выдаются на осуществление следующих видов работ и услуг:
- розничная продажа алкогольной продукции для потребления не на месте покупки;
- розничная продажа алкогольной продукции для потребления на месте покупки;
- розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% для потребления не на месте покупки;
- розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% для потребления на месте покупки.
Выдаются такие лицензии отдельно на каждый вид названных работ и услуг (п. 2 ст. 5 Закона N 64).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области от 01.06.2005 N 67-З "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Нижегородской области" деятельность по розничной продаже алкогольной продукции включает в себя:
- розничную продажу алкогольной продукции для потребления не на месте покупки;
- розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки;
- розничную продажу спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 15%, вина - не более 22% для потребления не на месте покупки;
- розничную продажу спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 15%, вина - не более 22% для потребления на месте покупки;
- розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% для потребления не на месте покупки;
- розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% для потребления на месте покупки.
Как правило, предприятия общепита оформляют лицензию для потребления алкогольной продукции на месте покупки. Соответственно, при наличии такой лицензии продавать алкоголь в запечатанном виде нельзя. По мнению автора, даже если заведение питания реализует некоторые виды продукции целыми бутылками, чтобы не стать нарушителем алкогольного законодательства (реализация алкоголя без лицензии) при передаче бутылки потребителю ее необходимо открыть. Согласно п. 4.4 ГОСТа Р 50764-2009 в услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию входит в том числе и организация потребления алкогольных и безалкогольных напитков на месте оказания услуг, включая изготовление коктейлей, свежеотжатых соков и других напитков собственного производства.
Напомним, что нарушение требований алкогольного законодательства грозит должностному лицу штрафом в размере от 3000 до 4000 руб. (с конфискацией продукции или без таковой); юридическому лицу - от 30 000 до 40 000 руб. (с конфискацией продукции или без таковой) (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Н.В. Лебедева,
редактор журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2011 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.
*(2) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"