Сезонный характер деятельности: особенности налогообложения
Организациям, осуществляющим сезонную деятельность, следует учитывать особенности признания расходов при исчислении налога на прибыль. Кроме того, не стоит забывать, что сезонный характер производства (реализации товаров, работ, услуг) является основанием для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.
Многие организации в силу природных (климатических) условий могут вести бизнес только в определенные периоды (сезоны) года. Такая деятельность считается сезонной. Она может быть летней, зимней, осенней или весенней. Но какой бы сезон ни являлся самым выгодным для компании, готовиться к нему необходимо задолго до его наступления, иначе можно проиграть в борьбе с конкурентами. Следует правильно спланировать весь сезон, распределить ресурсы (как денежные, так и трудовые), а главное - заранее подумать об особенностях налогообложения сезонного бизнеса.
Для целей налогообложения под сезонным производством понимается производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (кварталы) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Сезонный характер производства как основание для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога
Сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ, услуг является основанием для получения организацией отсрочки или рассрочки по уплате налога. На это указано в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 N 382 (далее - Перечень сезонных отраслей и видов деятельности).
В подпункте "б" пункта 3 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (далее - Порядок), установлено следующее. В уполномоченный орган заинтересованным лицом представляются документы, перечисленные в пункте 5 статьи 64 НК РФ, в том числе обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога и (или) сбора, пени, штрафа соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Примечание. Рекомендуемый образец обязательства о соблюдении заинтересованным лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, приведен в приложении N 2 к Порядку.
Согласно пункту 5 статьи 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованной организацией в соответствующий уполномоченный орган. К заявлению прилагаются:
- справка налогового органа по месту учета организации о состоянии ее расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- справка налогового органа по месту учета организации, содержащая перечень всех открытых ей счетов в банках;
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам организации в банках, а также о наличии ее расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах организации в банках;
- перечень контрагентов - дебиторов организации с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
- обязательство организации, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый ею график погашения задолженности;
- документ, подтверждающий наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Это составленный организацией документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такой организации доля ее дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в указанный выше Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, составляет не менее 50% (п. 5.1 ст. 64 НК РФ, введенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ).
Примечание. Копия заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета (п. 5 ст. 64 НК РФ).
Справка. Куда обращаться для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора, пени, штрафа)
Согласно пунктам 2, 15-17 Порядка организация, претендующая на отсрочку (рассрочку) по уплате налога и (или) сбора, пени, штрафа, должна обращаться в следующие уполномоченные органы:
- ФНС России - как правило, в отношении отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий одного года, по уплате федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов (за исключением налога на прибыль организаций, исчисляемого по налоговой ставке, установленной для его зачисления в бюджеты субъектов РФ). При этом организации следует обращаться в ФНС России через управление ФНС России по субъекту РФ по месту своего нахождения;
- управление ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения организации по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований - в отношении отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий одного года, по уплате региональных и местных налогов, пеней и штрафов.
Отметим также, что в соответствии с пунктом 1 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованной организацией носит сезонный характер, то отсрочка или рассрочка по уплате налога ей может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Об этом говорится в пункте 2.1 статьи 64 НК РФ, введенном Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Налоговый кодекс предусматривает возможность получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ только в отношении суммы налогов, подлежащей уплате в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), носящих сезонный характер. Поэтому, если организация занимается иными дополнительными видами деятельности, которые не являются сезонными, и по каждому виду деятельности ведется раздельный аналитический учет, а в налоговых декларациях указывается общая сумма налога, то для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов по этим видам деятельности (формирующим единую налоговую базу) оснований не имеется*(1).
Примечание. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с пунктом 4 статьи 64 НК РФ. Это следует из пункта 5.2 статьи 64 НК РФ, который введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Примечание. Изменением установленного срока уплаты налога и сбора признается перенос его на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ.) Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора (п. 4 ст. 61 НК РФ).
Правила налогообложения при получении отсрочки (рассрочки)
Отсрочка или рассрочка по уплате налога - это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9 Налогового кодекса, на срок, не превышающий один год, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). Срок уплаты налога (сбора) может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога (сбора) либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ (п. 2 ст. 61 НК РФ).
При предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ (то есть если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованной организацией носит сезонный характер) на сумму задолженности начисляются проценты. Они рассчитываются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Об этом говорится в пункте 4 статьи 64 НК РФ. Указанные проценты полностью уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Пример 1
ОАО "Алмаз" в соответствии с лицензиями на право пользования недрами и лицензионным соглашением осуществляет деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений. Указанная деятельность предусмотрена Перечнем сезонных отраслей и видов деятельности. Предположим, ОАО "Алмаз" получило отсрочку по уплате налога на прибыль в размере 400 000 руб. сроком на шесть месяцев - с 1 января по 30 июня 2011 года. Общее количество календарных дней отсрочки - 181. Допустим, ставка рефинансирования Банка России в указанный период составляла:
- с 1 января по 23 февраля (54 дня) - 7,75%;
- с 24 февраля по 30 июня (127 дней) - 7,5%.
Сумма процентов, начисленных за пользование полугодовой отсрочкой по уплате налога на прибыль, равна:
- за период с 1 января по 23 февраля - 2293,15 руб. (400 000 руб. х 7,75% х 1/2 : 365 дн. х 54 дн.);
- за период с 24 февраля по 30 июня - 5219,18 руб. (400 000 руб. х 7,5% х 1/2 : 365 дн. х 127 дн.);
- всего за время отсрочки - 7512,33 руб. (2293,15 руб. + 5219,18 руб.).
Начисленные суммы процентов полностью уменьшат налогооблагаемую прибыль ОАО "Алмаз".
Справка. Бухучет при получении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов
Налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отражаются по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". При получении организацией отсрочки (рассрочки) по налогам налоговая задолженность до ее погашения продолжает учитываться на счете 68. Проценты за отсрочку по уплате налогов и сборов отражаются в составе прочих расходов по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (п. 11 ПБУ 10/99).
Налог на прибыль
Главой 25 НК РФ никаких особенностей налогового учета расходов для компаний, ведущих сезонные виды деятельности, не установлено, поэтому они, как и другие налогоплательщики, применяют общие правила.
Примечание. Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (п. 2 ст. 318 НК РФ). Понятие услуги, которое используется в целях налогообложения, приведено в пункте 5 статьи 38 НК РФ.
Признание расходов
При использовании метода начисления расходы подразделяются на прямые и косвенные. Об этом говорится в статье 318 НК РФ. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). У организации, осуществляющей сезонную деятельность, в определенный период времени могут отсутствовать доходы. Данный факт не влияет на правомерность признания ею в целях налогообложения прибыли косвенных расходов. При этом должно соблюдаться условие о направленности деятельности в целом на получение дохода*(2). Таким образом, при методе начисления расходы, возникающие у организации между очередными производственными сезонами, признаются ежемесячно в порядке, предусмотренном статьями 272, 318 и 319 НК РФ. Конечно, при условии их соответствия требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены согласно статье 319 НК РФ. Основание - пункт 2 статьи 318 НК РФ. Поэтому организации с сезонным характером деятельности прямые расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут учесть лишь в том периоде, в котором будет реализована готовая продукция. В пункте 1 статьи 318 НК РФ приведены расходы, которые могут признаваться прямыми, это:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда персонала вместе со страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Право налогоплательщика на самостоятельное распределение расходов на прямые и косвенные очень важно для организаций, занимающихся сезонными видами деятельности. При этом экономическая обоснованность распределения расходов должна напрямую прослеживаться из особенностей производственного процесса с учетом межсезонной приостановки как части этого процесса.
При кассовом методе расходы на прямые и косвенные не подразделяются.
Примечание. Налогоплательщик не вправе все расходы определить как косвенные. У него обязательно должны быть и прямые расходы.
Учет сумм начисленной амортизации
Напомним, что согласно пункту 3 статьи 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства:
- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
- переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
Указанный перечень хозяйственных операций, при которых начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества временно приостанавливается, является закрытым. В остальных случаях начисление амортизации не прекращается до полного списания стоимости*(3). Таким образом, организации с сезонным характером деятельности в период межсезонья продолжают начислять амортизацию по амортизируемому имуществу в общем порядке. Причем при исчислении налога на прибыль в расходы включается сумма амортизации, начисленной как в периоде осуществления деятельности, так и в периоде, в котором деятельность временно прекращалась в связи с сезонными (климатическими) факторами (письмо МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162@).
Простой, возникший у организации из-за сезонного характера ее деятельности, признается обоснованным и является частью ее производственного цикла. Поэтому расходы в виде амортизации неэксплуатируемого имущества соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации*(4). Сумма начисленной за время такого простоя амортизации может быть признана в целях налогообложения прибыли в качестве расхода текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ.
Пример 2
Воспользуемся условием примера 1. Допустим, деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений ОАО "Алмаз" осуществляет с апреля по сентябрь включительно. В остальное время до конца года организация приостанавливает добывающую деятельность и не имеет выручки*(5). ОАО "Алмаз" за период деятельности с апреля по декабрь 2011 года осуществило следующие расходы:
- материальные затраты в сумме 350 000 руб., в том числе с апреля по сентябрь - 260 000 руб., с октября по декабрь - 90 000 руб.;
- расходы на оплату труда вместе со страховыми взносами во внебюджетные фонды в размере 1 100 000 руб., в том числе административно-управленческого персонала - 380 000 руб., а рабочих, непосредственно участвующих в добыче, за период с апреля по сентябрь - 560 000 руб. и с октября по декабрь - 160 000 руб.;
- суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу в размере 380 000 руб., включая амортизацию офисного оборудования - 80 000 руб., а также производственного оборудования за период с апреля по сентябрь - 230 000 руб., с октября по декабрь - 70 000 руб.;
- другие расходы (аренда, консультационные услуги) - 240 000 руб.
Согласно учетной политике для целей налогообложения организация включает в состав прямых расходов:
- материальные затраты;
- заработную плату сотрудников, выполняющих работы по добыче, а также суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на эти суммы;
- суммы начисленной амортизации по добывающей технике.
Кроме того, на 31 декабря 2011 года у организации нет законченных, но не принятых ею (заказчиком) работ.
Таким образом, ОАО "Алмаз" при исчислении налога на прибыль за 2011 год вправе признать в налоговой базе следующие затраты:
- стоимость израсходованных материалов в размере 260 000 руб.;
- сумму начисленной амортизации по производственному оборудованию с апреля по сентябрь 2011 года - 230 000 руб.;
- расходы на оплату труда рабочих за указанный период (включая страховые взносы во внебюджетные фонды) в размере 560 000 руб.
В состав косвенных расходов ОАО "Алмаз" в 2011 году может включить 700 000 руб., в том числе:
- сумму начисленной амортизации по офисному оборудованию - 80 000 руб.;
- расходы по оплате консультационных услуг и аренды помещения - 240 000 руб.;
- расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в размере 380 000 руб.
Организация не должна включать в 2011 году в налоговую базу прямые расходы, произведенные в период с октября по декабрь, а именно:
- материальные затраты в сумме 90 000 руб.;
- начисленную амортизацию по производственному оборудованию - 70 000 руб.;
- заработную плату рабочих, занятых в добывающей деятельности (с учетом начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды) - 160 000 руб.
Названные прямые затраты будут учтены в составе расходов организации уже в 2012 году по мере реализации работ, для выполнения которых они осуществлены.
Справка. Бухучет затрат при сезонном характере деятельности
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Об этом говорится в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н.
Когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
Таким образом, расходы, произведенные в период временного приостановления сезонной деятельности, следует накапливать на счете 97. В период поступления доходов организация их списывает с кредита указанного счета в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) 20, 23, 25, 26 и 44.
В пункте 72 указанного выше Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрено следующее. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства. Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, предназначен счет 96 "Резервы предстоящих расходов".
Начисление указанного резерва производится проводкой по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 96. Списание расходов на производственные затраты по подготовительным работам, связанным с сезонным характером деятельности, за счет суммы созданного резерва отражается по дебету счета 96 и кредиту счетов 10, 23, 60, 69, 70, 76 и др.
Остатки резервов, переходящие на следующий год, в бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются отдельной строкой.
Уплата авансовых платежей и представление налоговой декларации
Налогоплательщик, деятельность которого носит сезонный характер, определяет и уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 18.06.2007 N 03-03-06/1/385). Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по налогу установлен статьей 286 НК РФ. Плательщики налога на прибыль должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего учета и месту учета каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном статьей 289 НК РФ. Делать это необходимо независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 289 НК РФ). Кроме того, согласно положениям статьи 289 НК РФ фактическое отсутствие прибыли у налогоплательщиков за определенный отчетный период не свидетельствует об отсутствии у них обязанности подать в налоговый орган налоговую декларацию за указанный период*(6). В то же время следует учитывать, что требование пункта 1 статьи 289 НК РФ не распространяется на организации, применяющие специальные режимы налогообложения. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 14.01.2003 N 04-02-06/3/96.
Примечание. Организации, которая осуществляет деятельность, носящую сезонный характер, из-за спада доходов (прибыли) в отдельных периодах календарного года целесообразно уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.
Особенность исчисления и уплаты налога при наличии филиалов
Согласно статье 288 НК РФ для уплаты налога на прибыль (авансовых платежей) по месту нахождения каждого обособленного подразделения российская организация рассчитывает сумму налога (авансовых платежей) исходя из доли прибыли, приходящейся на данные подразделения. Чтобы определить эту долю прибыли, в частности, необходимо рассчитать удельный вес среднесписочной численности работников (или соответствующих расходов на оплату труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) в целом по налогоплательщику. Налогоплательщик самостоятельно определяет, какой из показателей он будет применять - среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода. Его следует закрепить в налоговой учетной политике. Налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда вместо показателя среднесписочной численности работников. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Налог на имущество организаций
Напомним, что объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Согласно пункту 4 статьи 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Таким образом, используемое в сезонной деятельности имущество как в период осуществления сезонной деятельности, так и во время подготовительных работ из состава основных средств не исключается. Поэтому налогом на имущество оно облагается в общеустановленном порядке.
Е.В. Орлова,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минфина России от 25.11.2009 N 03-02-07/1-521.
*(2) Письмо МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162@.
*(3) Аналогичные пояснения даны в письме Минфина России от 27.02.2009 N 03-03-06/1/101.
*(4) Письма Минфина России от 06.05.2005 N 03-03-01-04/1/236 и от 21.04.2006 N 03-03-04/1/367.
*(5) Для простоты примера исчисление налоговой базы и налога на добычу полезных ископаемых не рассматривается. - Примеч. ред.
*(6) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2009 по делу N А66-5883/2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99