1. Неразмещение Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте проектно-сметной документации в полном объеме является нарушением положений Закона о размещении заказов.
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Единой комиссии при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права были нарушены, тем, что в нарушение части 2 и части 7 статьи 34 Закона о размещении заказов Заказчик не разместил проектно-сметную документацию на официальном сайте.
Представители Заказчика не признали нарушений, указанных в жалобе Заявителя, и в своих пояснениях указали, что документация об Аукционе, размещенная на официальном сайте, включает в себя все сведения, документы и требования, необходимые участникам размещения заказа для подготовки заявки на участие в Аукционе. А установление в документации об аукционе запрета на привлечение субподрядных организаций служит дополнительной гарантией своевременного выполнения, предусмотренных контрактом, работ в полном объеме, надлежащего качества и в полном соответствии с потребностями Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 7 статьи 34 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона заказчик, уполномоченный орган обеспечивают размещение документации об аукционе на официальном сайте в срок, предусмотренный частью 1 статьи 33 Закона о размещении заказов, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукционе. Документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Частью 4 статьи 23 и частью 7 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе, размещенная на официальном сайте, должна соответствовать документации об аукционе, предоставляемой в порядке, установленном частью 1 статьи 23 Закона о размещении заказов.
В ходе заседания Комиссии было установлено, что опубликованная на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) документация об Аукционе не содержит проектно-сметную документацию в полном объеме.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что проектно-сметная документация на официальном сайте размещена не в полном объеме.
Неразмещение Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов проектно-сметной документации в полном объеме, в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, является нарушением прав и законных интересов участников размещения заказа, выраженных в недостаточном информационном обеспечении участников размещения заказа о требованиях к выполняемым работам, что не позволяет им сформировать свои аукционные предложения с учетом потребностей Заказчика, указанных в проектно-сметной документации.
Таким образом, при размещении заказов на выполнение работ по строительству, заказчики обязаны размещать на официальных сайтах проектно-сметную документацию в полном объеме, поскольку она содержит исчерпывающие требования к работам. Следует так же отметить, что аргументы заказчика, о всевозможных технических проблемах при размещении ПСД на официальном сайте ФАС России считает несостоятельными. Часто заказчики ссылаются на отсутствие электронной версии ПСД, или что файл с ПСД слишком велик и не влезает на официальный сайт, или что оцифровка каких-либо документов является слишком дорогостоящей. Однако, как показывает практика, реализовать данное требование несложно, поскольку, во-первых, проектно-сметная документация изначально готовится в электронном формате. Во-вторых, она представляет собой совокупность отдельных файлов или существует возможность разделения файла на несколько отдельных файлов, размещение которых на официальных сайтах не является технически сложной задачей. В третьих, экономия получаемая заказчиками при проведении торгов в соответствии с положениями Закона о размещении заказа, как правило, многократно превышает любые организационно-хозяйственные расходы, проводимые в связи с процедурами размещения заказа.
Неразмещение Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте проектно-сметной документации в полном объеме является нарушением частей 1, 4 статьи 23 и частей 2, 7 статьи 34 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случаях выявления такого нарушения Комиссией ФАС России выдается предписание о внесении изменений в документацию и, соответственно, продлении срока подачи заявок от участников размещения заказа.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 19.08.2010 г. по делу N К-711/10)
2. Установление Заказчиком в документации об аукционе запрета или необходимости согласования с Заказчиком привлечения к выполнению работ субподрядных организаций Участником размещения заказа, не соответствует положениям Закона о размещении заказов.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права были нарушены в том числе следующими действиями Заказчика, Единой комиссий Заказчика:
- В нарушение требований части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов в документации об аукционе установлен запрет на привлечение субподрядных организаций.
Представители Заказчика пояснили что, по их мнению установление в документации об аукционе запрета на привлечение субподрядных организаций служит дополнительной гарантией своевременного выполнения, предусмотренных контрактом, работ в полном объеме, надлежащего качества и в полном соответствии с потребностями Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, согласно положениям государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о выполнении работ в соответствии с предметом государственного контракта подрядчиком лично без привлечения субподрядных организаций, что не соответствует положениям части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 19.07.2010 г. по делу N К-554/10)
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, привлекающее к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), является генеральным подрядчиком. С принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ внесены изменения как в Градостроительный кодекс Российской Федерации, так и в Закон о размещении заказов. Изменения коснулись в том числе статусов генерального подрядчика на выполнение строительства.
Более подробно эту тему раскрывает следующее дело рассмотренное Комиссией ФАС России.
3. Установление Заказчиком в документации об Аукционе требования об обязательном предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе собственных свидетельств о допуске к работам (свидетельств СРО), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является нарушением положений Закона о размещении заказов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. Заказчиком объявлен открытый аукцион на выполнение работ по ремонту объекта ZZZ (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчик в документации об Аукционе установил незаконные требования к составу заявки на участие в аукционе:
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи заказчик не вправе.
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлено требование об обязательном предоставлении в составе заявки на участие в аукционе свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно, необходимость представления в составе заявки копии свидетельства о допуске к следующим видам работ:
1. Опалубочные работы;
2. Арматурные работы;
3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
4. Гидроизоляция строительных конструкций.
Из документации об Аукционе следует, что предметом размещения заказа является выполнение строительных работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, неустановление Заказчиком в документации об Аукционе требований о наличии у участников размещения заказа допуска к работам по организации строительства не соответствует части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования об обязательном предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе собственных свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
За разработку и утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законом о размещении заказов, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Необходимо обратить внимание, что в связи с принятым Федеральным законом от N 240-ФЗ, со 2 сентября 2010 г., все участники размещения заказа для участия в торгах теперь обязаны иметь допуск СРО на осуществление функций генерального подрядчика. Это необходимое и достаточное условие. В случае, если такой допуск у участника размещения заказа отсутствует, он не допускается к участию в торгах вне зависимости от наличия у него обычных допусков.
Таким образом, предпринимателям для участия в госзаказе на строительные работы необходимо получить допуск на генподряд. Его наличие позволяет участвовать в торгах и привлекать к работе по контракту субподрядчиков, но не позволяет генеральному подрядчику самостоятельно выполнять данный контракт, если у него нет необходимых допусков СРО.
Следует так же отметить, что допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - допуск СРО) при рассмотрении заявок участников размещения заказов Заказчик, Аукционная комиссия может требовать только в том случае, если планируемый к строительству объект относится к "капитальным" и требуется разрешение на его строительство. Кроме того, не допускается требовать от участников размещения заказа предоставления в составе заявки допуска СРО на те виды работ, для выполнения которых он не нужен в соответствии с действующими приказами Минрегиона России.
(см. решения Федеральной антимонопольной службы от 27.09.2010 г. по делу N К-884/10 и от 14.10.2010 по делу N К-965/10)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены некоторые нарушения Закона о размещении госзаказов.
Часто заказчик, уполномоченный орган размещают на официальном сайте проектно-сметную документацию не в полном объеме. Это нарушает права и законные интересы участников. Они не смогут сформировать свои предложения с учетом потребностей заказчика.
Заказчики обязаны размещать на официальных сайтах проектно-сметную документацию в полном объеме, поскольку она содержит исчерпывающие требования к работам. Аргументы о всевозможных технических проблемах при публикации материалов считаются несостоятельными.
Иногда в документации об аукционе устанавливается необходимость согласовывать с заказчиком привлечение к выполнению работ субподрядных организаций. Такое требование законом не предусмотрено.
Еще одно нарушение - требование заказчика предоставить в составе заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капстроительства.
Разъяснено, что допуск может потребоваться только в том случае, если объект относится к "капитальным" и требуется разрешение на его строительство.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при проведении торгов на строительство в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2010)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.