1. В случае если документацией об аукционе установлены требования к применяемым в работах материалам с указанием на ГОСТ и при этом не установлены конкретные характеристики материалов, по которым Заказчик рассматривает предложения участников размещения заказа, то отказ в допуске такой заявки на основании не указания конкретных технических характеристик является неправомерным.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии Заказчика при проведении на электронной площадке Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заявителю неправомерно отказали в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, а именно: первая часть заявки Заявителя в части указания на конкретные показатели материалов не соответствует требованиям частей 3, 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и документации об Аукционе в электронной форме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при рассмотрении заявок на участие в Аукционе Аукционная комиссия Заказчика действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 103 394 520 (Сто три миллиона триста девяносто четыре тысячи пятьсот двадцать) рублей.
На участие в Аукционе подано две заявки, одна из которых отклонена в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе. В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона победителем признан единственный допущенный участник размещения заказа и Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на следующем основании: первая часть заявки Заявителя в части пунктов 1.1, 2.1, 2 (в части указания на конкретные показатели РТЭП), пункта 5 (в части указания товарного знака) не соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и пункта 1.1 раздела 1 документации об Аукционе.
Пунктом 1.1 раздела 1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об Аукционе, на условиях предусмотренных документацией об Аукционе;
- конкретные технические характеристики используемого при производстве работ товара, соответствующие техническим характеристикам товаров, установленным техническим заданием (Приложением N 3 к документации об Аукционе) и указание на товарный знак предлагаемого для использования товара (если в техническом задании документации об Аукционе на используемый товар не указан товарный знак).
Из представленных пояснений Заказчика Заявителем в заявке на участие в Аукционе не указаны конкретные показатели используемого щебня, указанного в пунктах 1.1 и 2.1 заявки Заявителя на участие в Аукционе (далее - Заявка), а также не указаны конкретные показатели резинового термоэластопласта (РТЭП), используемого при приготовлении асфальтобетонной смеси ЩМА-15.
Приложением к техническому заданию документации об Аукционе установлены технические требования к материалам, применяемым при выполнении работ по ремонту на автомобильной дороге. Однако в данных требованиях содержится лишь указание на ГОСТ применяемых материалов и не установлены характеристики материалов, по которым Заказчик рассматривает предложения участников размещения заказа.
При этом заявка Заявителя содержит указание на ГОСТы применяемых материалов, которые соответствуют установленным документацией об Аукционе ГОСТам.
Таким образом, отклонение Заявки на основаниях, не предусмотренных Законом о размещении заказов, нарушает часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком, Аукционной комиссией Заказчика не исполнено предписание ФАС России, выданное на основании решения по делу N К-960/11 от 20.05.2011, в соответствии с которым Заказчику, Аукционной комиссии было предписано отменить протокол рассмотрения первых частей заявок от 10.05.2011 N 0354100008411000031/1, Аукционной комиссии Заказчика рассмотреть заявку Заявителя на участие в Аукционе и осуществить проведение процедуры размещение заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом решения Комиссии от 20.05.2011 N К-960/11.
Вместе с тем, Аукционной комиссией Заказчика в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на таком же основании: первая часть заявки Заявителя в части пунктов 1.1, 2.1, 2 (в части указания на конкретные показатели РТЭП), пункта 5 (в части указания товарного знака) не соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и пункта 1.1 раздела 1 документации об Аукционе.
Следовательно, Заказчиком, Аукционной комиссией Заказчика не исполнено предписание ФАС России, выданное на основании решения по делу N К-960/11 от 20.05.2011.
Таким образом, Комиссия ФАС решила, признать жалобу Заявителя обоснованной. Признать в действиях Заказчика, Аукционной комиссии Заказчика нарушение части 9 статьи 17, в действиях Аукционной комиссии Заказчика нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов. Выдать предписание об устранении нарушения. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 03.10.2011 г. по делу N К-2161/11)
2. Если определенный номер Технического Условия (ТУ) соответствует продукции единственного производителя, то указание на техническое условие в документации об Аукционе в электронной форме нарушают положения Закона о размещении заказов.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов рассмотрела жалобу Заявителя на действия Оператора электронной площадки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила, в том числе, что частью "Техническая часть" документации об Аукционе в электронной форме установлен перечень строительных материалов к поставке и их технические характеристики, которые содержат указание на технические условия товара и производителя, а именно:
- пункты 1-8: эмаль различных цветов должна соответствовать ТУ-2316-010-49075239-2006, металлическая банка 2,7 кг, производитель Россия;
- пункт 9: лак бесцветный соответствует ТУ-2316-014-4907523 9-2007, металлическая банка 1 л, производитель Россия;
- пункт 10: краска воднодисперсионная соответствует ТУ-2316-010-49075239-2006, пластиковая банка 14 кг, производитель Россия;
- пункт 11: клей для кафельной плитки соответствует ТУ-5745-008-49720964-2005, мешок 25 кг, производитель Россия;
- пункт 12: шпатлевка финишная соответствует ТУ-5745-009-4970964-2005, мешок 18 кг, производитель Россия;
- пункт 14: ротгипс соответствует ТУ-5745-003-06605939-98, мешок 30 кг, производитель Россия;
- пункты 13,15,17 указан производитель Россия.
В соответствии с ГОСТ 2.114-95 технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Таким образом, указание на техническое условие и производителя в документации об Аукционе в электронной форме нарушают часть 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов Комиссия ФАС России решила признать в действиях Заказчика, в том числе, нарушения части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, а так же передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 24.02.2011 г. по делу N К-351/11)
3. Оператор электронной площадки обязан направить в адрес участников размещения заказа уведомление о принятом в отношении поданных ими заявок на участие в Аукционе решении, при этом протокол рассмотрения первых частей заявок не размещается в открытом доступе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Единая комиссия Заказчика не разместила, либо разместила с ограничением доступа протокол рассмотрения первых частей заявок, не позволяющего Участникам размещения заказа, установить основания отклонения поданных заявок.
Представители Заказчика, Единой комиссии, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, протоколу проведения Аукциона:
1) дата проведения Аукциона - 29.09.2011;
2) начальная (максимальная) цена контракта 6 500 000,00 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 17 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе;
5) в период проведения Аукциона от 3 участников Аукциона поданы предложения о цене контракта;
6) последнее (минимальное) предложение о цене контракта 5 460 000,00 рублей.
На заседании Комиссии Заказчиком представлены документы и сведения подтверждающие, что в соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Единой комиссией Заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 41.9 на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Указанный протокол в соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в день окончания рассмотрения заявок на участие в Аукционе направлен Заказчиком Оператору электронной площадки.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил документы и сведения подтверждающие, что Оператор электронной площадки в соответствии частью 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов своевременно направил в адрес участников размещения заказа уведомление о принятом в отношении поданных участниками размещения заказа заявок на участие в Аукционе решении.
Таким образом, довод заявителя о том, что Единая комиссия Заказчика не разместила, либо разместила с ограничением доступа протокол рассмотрения первых частей заявок, не позволяющего Участникам размещения заказа, установить основания отклонения поданных заявок не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного Комиссия ФАС России решила признать жалобу Заявителя необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 12.10.2011 г. по делу N К-2244/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены актуальные вопросы, возникающие при проведении открытых аукционов в электронной форме.
Неправомерно отклонение заявки, если в ней содержится указание на ГОСТы применяемых материалов, которые соответствуют установленным документацией об аукционе, и при этом не приведены конкретные характеристики материалов.
Если определенный номер Технического Условия соответствует продукции единственного производителя, то указание на него в документации об аукционе нарушает законодательство о размещении заказов.
Оператор электронной площадки обязан направить в адрес участников размещения заказа уведомление о принятом решении в отношении поданных ими заявок. Протокол рассмотрения первых частей заявок не размещается в открытом доступе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.