Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г. и Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 12.03.2012 N 20-11-14/2100 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 14.09.2011 по делу N А51-10770/2011, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.03.2012 по тому же делу по иску муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 9 г.Владивостока" (далее - учреждение, г. Владивосток) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 443 147 рублей 02 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - территориальный фонд).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Приморского края от 14.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу учреждения взыскано 443 147 рублей 02 копейки убытков.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 01.03.2012 оставил решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Принимая оспариваемые акты, суды исходили из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
В разделе IV указанной Программы предусмотрены надбавки к заработной плате медицинским работникам определенных категорий за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в размерах, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851.
В соответствии с названными Программой и постановлением Правительства между учреждением и территориальным фондом заключен договор от 18.01.2006 N 18 о выполнении учреждениями здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, по условиям которого фонд обязался осуществить финансовое обеспечение расходов на выполнение учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
В 2006 году в связи с увеличением размера среднего заработка медицинских работников вследствие установления надбавок и обязанностью работодателя по предоставлению своим работникам гарантий, установленных статьями 114, 139, 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, учреждение произвело дополнительные выплаты работникам участковой медицинской службы за счет средств, поступивших в рамках Программы. При этом в составе субвенций, перечисленных учреждению территориальным фондом в рамках Программы, средства на возмещение расходов учреждения на такие выплаты предусмотрены не были.
По результатам проведенной документальной проверки целевого использования учреждением средств на выполнение государственного заказа за период с 01.06.2006 по 01.10.2008 фондом выявлено использование средств субвенций на не предусмотренные Программой выплаты в размере 443 147 рублей 02 копеек.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2011 по делу N А51-266/2011 указанные средства в размере 443 147 рублей 02 копеек взысканы с учреждения как использованные нецелевым образом.
Удовлетворяя требование истца за счет казны Российской Федерации, арбитражные суды всех инстанций исходили из того, что в спорный период законодательно не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, и средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали. При этом в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации.
Заявитель (Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на нарушения, допущенные в толковании и применении норм материального права, пропуск истцом срока исковой давности.
Также заявитель не согласен с вынесенными судебными актами в части взыскания расходов по госпошлине.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Изложенные заявителем доводы относительно недоказанности истцом возникновения задолженности в период 2006 года суд находит неосновательными, поскольку выплата спорной суммы произведена учреждением на основании решения суда.
Взыскиваемые по настоящему делу расходы истца явились следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения и не предусмотревших в составе субвенций средства на возмещение расходов лечебных учреждений на выплату среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена самим фактом оказания медицинскими учреждениями дополнительной медицинской помощи в 2006 году в соответствии с государственным заданием и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только его исполнением.
Таким образом, суды обоснованно квалифицировали взыскиваемую сумму как убытки и в соответствии с положениями статей 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскали ее за счет казны Российской Федерации с Минфина России, полномочного выступать от имени федеральной казны в силу положений статей 125 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также неосновательным является довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок исковой давности по настоящему спору начал течь с момента вступления в законную силу решения по делу N А51-266/2011, в соответствии с которым с учреждения в пользу фонда взысканы денежные средства, чем ему причинены убытки.
Взыскание с ответчика суммы уплаченной истцом государственной пошлины произведено по правилу о распределении судебных расходов, установленному статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не по правилу уплаты государственной пошлины в бюджет, на случаи освобождения от которой ссылается заявитель.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А51-10770/2011 Арбитражного суда Приморского края для пересмотра в порядке надзора решения от 14.09.2011, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.03.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2012 г. N ВАС-4432/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А51-10770/2011
Истец: МУЗ "Поликлиника N 9 г. Владивостока", МУЗ Поликлиника N9
Ответчик: Министерство финансов в лице Управления Федерального Казначейства по ПК, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Третье лицо: ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4432/12
15.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4432/12
11.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6581/12
09.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6581/12
09.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6581/12
28.11.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9698/12
05.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4432/12
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4432/12
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-354/12
16.11.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7443/11
29.09.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7116/11