Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 30.10.2012 N 5000 о пересмотре в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2012 по делу Арбитражного суда Волгоградской области N А12-14057/2011
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград (далее - управление Росприроднадзора, истец) к открытому акционерному обществу "Урюпинский маслоэкстракционный завод", г. Волгоград (далее - общество, ответчик) о взыскании 3 539 991 рубля 02 копеек задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2008-2010 годы.
Третьи лица: Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, Нижнее-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области, администрация Урюпинского района Волгоградской области, МУП "Санитарная очистка".
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2011 иск удовлетворен частично: с общества в доход федерального бюджета взыскано 2 578 194 рубля 54 копейки задолженности, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Удовлетворяя иск в названной части, суд первой инстанции учел, что общество признало задолженность в размере 303 543 рублей 77 копеек за выбросы в атмосферный воздух, а также признал доказанным размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 227 650 рублей 77 копеек, рассчитанной управлением Росприроднадзора с применением пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов на свалке, не предназначенной для захоронения отходов.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2012, решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения иска: в иске в части взыскания 2 227 650 рублей 77 копеек отказано, в части взыскания госпошлины решение изменено, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции в части обоснованности взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 227 650 рублей 77 копеек сделанными при неправильном применении норм материального права, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, с чем согласился суд кассационной инстанции.
В заявлении о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора управление Росприроднадзора просит их отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания платы в размере 2 227 650 рублей 77 копеек за негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что общество не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, отходы производства общества утилизировались и размещались иным лицом на основании договоров с обществом.
Иная оценка заявителем обстоятельств дела и другое толкование законодательства не свидетельствуют о судебной ошибке.
Ссылка заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08, принятое по делу N А54-3419/2007-С18, подлежит отклонению ввиду формирования правовой позиции Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Таких оснований не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А12-14057/2011 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2012 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N ВАС-16075/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-14057/2011
Истец: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
Ответчик: ОАО "Урюпинский маслоэкстракционный завод"
Третье лицо: Администрация городского округа - город Урюпинск Волгоградской области, Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Комитет природных ресурсов и охраны окружающий среды администрации Волгоградской области, МУП "Санитарная очистка", Нижне-Волжское Межрегиональное Управление по технологическому и экологическому надзору, Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16075/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16075/12
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5820/12
25.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4707/12
28.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-353/12