Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Козырь О.М. и Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление администрации городского округа Сызрань Самарской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 по делу N А55-12299/2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.07.2012 по тому же делу
по иску администрации городского округа Сызрань (г. Сызрань) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (г. Самара) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (г. Сызрань) о признании права муниципальной собственности
и по встречному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (г. Сызрань) к администрации городского округа Сызрань (г. Сызрань) о признании права федеральной собственности и права оперативного управления
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управления Федерального казначейства по Самарской области, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение в нежилом здании, состоящее из комнат 1-го этажа N N 29, 30, 34, 2-ого этажа NN 1 - 29, подвала NN 6 - 20, 22 - 25, общей площадью 1040,10 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40. Делу присвоен номер А55-12299/2011
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления инспекции на объект недвижимости - нежилые помещения общей площадью 50,03 кв. м, в том числе: площадь электрощитовой (1/3 ее части) = 1,93 кв. м, позиция N 11; теплового ввода (1/2 ее части) = 19,6 кв. м, позиция N 12, 13; лестничного марша технического этажа (1/2 ее части) = 8,1 кв. м, позиция N 7; часть коридора технического этажа - 9 кв. м, позиция N 24; полезная площадь подвала - 11,4 кв. м, позиция N 6, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40. Делу присвоен номер А55-16986/2011.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2011 названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А55-12299/2011.
Администрация городского округа Сызрань уточнила исковые требования и просила признать за муниципальным образованием городской округ Сызрань право муниципальной собственности на нежилые помещения в нежилом здании, состоящие из комнат: 1 этажа N N 29, 30, 34, 2 этажа NN 1 - 29, подвала NN 8 - 10, 14 - 20, 22, 23, 25, общей площадью 880,1 кв. м и право общей долевой собственности на общее имущество, состоящее из комнат (подвал): N 7 на 1/2 доли в праве от общей площади 16,2 кв. м, N 11 на 2/3 доли в праве от общей площади 5,8 кв. м, N 12 на 1/2 доли в праве от общей площади 10,6 кв. м, N 13 на 1/2 доли в праве от общей площади 28,6 кв. м, N 24 на 784/874 доли в праве от общей площади 87,4 кв. м (далее - спорное имущество)
В определении Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2011 указано на то, что поскольку требования истцов носят взаимный характер, суд рассматривает иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области в данном деле в качестве встречного иска. Данным определением Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика по основному иску.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 в удовлетворении основного и встречного исков отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.07.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Администрация городского округа Сызрань, не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных ею исковых требований, подала заявление о пересмотре их в этой части в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы истребованного дела, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для передачи дела в обжалуемой части в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установлено судом, между Управлением капитального строительства администрации города Сызрани и Государственной налоговой инспекцией по городу Сызрани (правопредшественником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области) 16.02.1995 заключен договор N 85 о долевом участии в строительстве административного здания по адресу: г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40 и передаче помещений в собственность.
Согласно данному договору Управление капитального строительства администрации города Сызрани обязалось в соответствии с проектно-сметной документацией осуществить строительство и по окончании строительства передать в собственность Государственной налоговой инспекции по городу Сызрани служебные помещения, коридоры, лестничные клетки, подсобные помещения, расположенные на 3 и 4 этажах здания общей площадью 1113 кв. м, а также часть технических помещений, расположенных в техническом этаже здания (подвал).
Постановлением администрации города Сызрани от 08.04.1996 N 323 Управлению капитального строительства администрации города Сызрани было поручено передать часть законченного строительством нежилого помещения общей площадью 1188 кв. м по адресу: г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40 Государственной налоговой инспекции по городу Сызрани, другую часть общей площадью 1616 кв. м - в муниципальную собственность. Данным постановлением Комитету по управлению муниципальным имуществом поручено включить часть законченного строительством нежилого помещения общей площадью 1616 кв. м в реестр муниципального имущества, а также заключить договоры безвозмездного пользования данным муниципальным имуществом с отделом Федерального казначейства города Сызрани, отделом управления Федеральной службы налоговой полиции по Сызрани, управлением капитального строительства администрации города Сызрани.
Муниципальное образование городского округа Сызрань обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное имущество.
Сообщением от 23.06.2012 N 08/025/2011-048 регистрирующим органом отказано в государственной регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное имущество послужило непредставление заявителем на регистрацию разрешения на строительство объекта недвижимости и непредставление документа, подтверждающего право собственности (пользования) на земельный участок для создания спорного объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2012 по другому делу (N А55-12330/2011) отказано в удовлетворении заявления администрации города Сызрани о признании недействительным названного отказа, что явилось основанием для обращения администрации с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Поскольку администрация городского округа Сызрань не представила первичных документов, подтверждающих создание спорного недвижимого имущества в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, суды отказали в удовлетворении иска администрации о признании права собственности на заявленное в иске имущество.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-12299/2011 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.07.2012 отказать.
Председательствующий судья |
А.М. Медведева |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2013 г. N ВАС-15579/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-12299/2011
Истец: Администрация городского округа Сызрань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков Управления по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15579/12
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15579/12
05.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5161/12
29.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1507/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12299/11
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15579/12
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15579/12
05.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5161/12
29.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1507/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12299/11