Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2013 г. N ВАС-2503/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2012 по делу N А73-6496/2012, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.12.2012 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к закрытому акционерному обществу "Юкос-Транссервис" о взыскании 301 114 рублей 28 копеек платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования за период с 17.08.2011 по 23.08.2011.
СУД УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2012 изменено наименование ответчика на закрытое акционерное общество "РН-Транс" (далее - общество "РН-Транс"). Дело передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 11.12.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между обществом "РЖД" (перевозчиком) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (правопредшественником общества "РН-Транс", владельцем) заключен договор от 17.01.2011 N ЮТС/591/2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Юкос-Транссервис", примыкающего к железнодорожной станции Дземги. В соответствии с настоящим договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожной станции Дземги через стрелочные переводы N 103, 105, 107, локомотивом перевозчика (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 17 названного договора владелец производит оплату перевозчику, в том числе согласно абзацу второму подпункта б) (с учетом протокола разногласий к договору от 17.01.2011 N ЮТС/591/2010) - плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от владельца, а также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (далее - Тарифное руководство N 2) в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице 9 Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента доплаты к сборам, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
В период с 07.08.2011 по 23.08.2011 на путях общего пользования станции Дземги Дальневосточной железной дороги простаивали вагоны, прибывающие в адрес владельца, вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя - в связи с занятостью фронтов выгрузки грузополучателя.
На основании подпункта б) пункта 17 данного договора обществом "РЖД" начислена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере 301 114 рублей 28 копеек, на которую выставлен счет от 22.11.2011 N 146 и направлен в адрес ЗАО "Юкос-Транссервис", неоплата выставленного счета последним явилась основанием для обращения общества "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды трех инстанций отказали в иске исходя из следующего.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Оценив представленные доказательства, в том числе условия договора от 17.01.2011 N ЮТС/591/2010 по правилам, предусмотренным статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды установили, что указание в подпункте б) пункта 17 договора на внесение владельцем платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, в размере 50 процентов от ставок, установленных в таблице 9 Тарифного руководства N 2, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера оплаты.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Практика рассмотрения данной категории споров установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, от 18.10.2012 N 6424/12.
Довод общества "РЖД" о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судам норм права со ссылкой на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2013 N ВАС-14670/12 подлежит отклонению. Определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не устанавливают практику рассмотрения споров. Практика устанавливается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лишь указывают на то, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А73-6496/2012 Арбитражного суда Хабаровского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 19.07.2012, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.12.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2013 г. N ВАС-2503/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-6496/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"
Ответчик: ЗАО "РН-Транс"