Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N ВАС-3677/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Козырь О.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа, г. Уфа о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2012 по делу N А07-6323/2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2012 по тому же делу по уточнённому иску общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж", г. Уфа (далее - общество "Вернисаж"; общество) к Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа (далее - Комитет) об урегулировании разногласий при заключении договора от 20.02.2012 купли-продажи объекта муниципального нежилого фонда, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 43, с изложением спорных пунктов договора в следующих редакциях:
1.2. В соответствии с условиями настоящего договора продавец продает, а покупатель приобретает в собственность объект муниципального нежилого фонда - нежилые помещения первого этажа пятиэтажного жилого здания, расположенного по адресу: городской округ город Уфа Республики Башкортостан, Калининский район, ул. Первомайская, д. 43, общей площадью 238,4 кв. м, номера помещений: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20а (именуемый в дальнейшем - объект). Характеристики объекта приведены из технического паспорта по состоянию на 26.03.2009 (литера А), инвентарный номер 4269.
2.1. Покупатель уплачивает продавцу стоимость объекта в размере 9 123 728 руб. 81 коп. (девять миллионов сто двадцать три тысячи семьсот двадцать восемь рублей 81 копейка).
Стоимость объекта равна его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", что подтверждается отчетом от 23.01.2012 N 12/11-742/2, составленным индивидуальным предпринимателем Буравлевой Айгуль Евгеньевной, за вычетом налога на добавленную стоимость в размере 18%, что составляет 1 642 271 руб. 19 коп. (один миллион шестьсот сорок две тысячи двести семьдесят один рубль 19 копеек).
п. 3.1.1. Покупатель уплачивает продавцу: первый платеж в размере 10%, что составляет 912 372 руб. 88 коп. (девятьсот двенадцать тысяч триста семьдесят два рубля 88 копеек), перечисляется на счет по реквизитам, указанным продавцом, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения настоящего договора. Днем исполнения обязательства покупателя по оплате объекта считается день поступления денежных средств на счет продавца.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена индивидуальный предприниматель Буравлева А.Е. (независимый оценщик).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2012, оставленным без постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2012, заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, Комитет (ответчик; далее - заявитель) считает, что судами при разрешении возникших разногласий по рыночной стоимости выкупаемого обществом имущества нарушены и неправильно применены нормы материального права. Заявитель не согласен с выводами судов по вопросу о выкупной стоимости имущества, которая определена без учёта НДС. Комитет полагает, что цена отчуждаемого объекта, уменьшенная на сумму НДС, не может являться рыночной стоимостью объекта. По мнению заявителя, несмотря на внесение изменения в пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, касающегося освобождения от налогообложения операций, связанных с реализацией положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), в городской бюджет необходимо зачислять рыночную стоимость имущества, определённую независимым оценщиком, независимо от того, включён или не включён в эту стоимость НДС. Заявитель приводит доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты, как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что оснований, установленных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов не имеется.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ Комитет направил обществу "Вернисаж" письмо от 16.02.2012 N КС 751 с предложением реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества, приложив к данному письму постановление главы Администрации городского округа город Уфа от 13.02.2012 N 275 об условиях приватизации объекта муниципального нежилого фонда и проект договора купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой платежа и залога (оферту) от 20.02.2012. При этом арендуемое имущество было предложено к выкупу по рыночной стоимости - 10 766 000 руб., включая налог на добавленную стоимость (НДС). Такая рыночная стоимость недвижимого имущества была определена Комитетом на основании отчёта об оценке объекта от 23.01.2012 N 12/11-742/2, выполненного независимым оценщиком - индивидуальным предпринимателя Буравлевой А.Е.
Общество "Вернисаж" согласилось приобрести арендуемое недвижимое имущество, предложив изменить его цену, установив её в размере 7 696 665 руб., которая определена за вычетом НДС - 1 385 390 руб., на основании другого отчёта об оценке объекта, выполненного независимым оценщиком - ООО "Регион-Консалтинг".
Письмом от 23.03.2012 N КС 3217 Комитет отклонил данное предложение общества.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При разрешении разногласий сторон по цене выкупаемого объекта суд принял в качестве надлежащего доказательства по делу отчёт об оценке объекта от 23.01.2012 N 12/11-742/2, в котором по заданию уполномоченного органа, данному в порядке, установленном пунктом 1 части 3 статьи 9 Федерального от 22.07.2008 N 159-ФЗ, независимым оценщиком определялась рыночная стоимость недвижимого имущества, выкупаемого в порядке, предусмотренном статьями 3, 9 названного Федерального закона. В указанном отчёте об оценке объекта содержались сведения о сумме НДС, включённой в рыночную стоимость объекта.
Суд, принимая решение об установлении в договоре купли-продажи рыночной стоимости выкупаемого имущества без включения в неё суммы НДС, исходил из того, что отношения сторон регулируются гражданским законодательством, и к ним не применяется налоговое законодательство.
Такие выводы судов соответствуют правовой позиции, указанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2011 N 13661/10, согласно которой содержание договора купли-продажи недвижимого имущества, приобретаемого в порядке, предусмотренном статьями 3, 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, регулируется нормами гражданского законодательства, к условиям такого договора не применяются налоговое законодательство и рекомендации федеральных органов исполнительной власти по применению норм налогового законодательства.
Доводам Комитета судами дана правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствам и нормах законодательства.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А07 - 6323/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 22.06.2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2012, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N ВАС-3677/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-6323/2012
Истец: ООО Вернисаж
Ответчик: Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, КУМС Администрации ГО г. Уфа
Третье лицо: ИП Буравлева А. Е.