Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2012 по делу N А40-13985/12-61-125, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.11.2012 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - авиакомпания) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 444 214 146 рублей 45 копеек расходов, понесенных в 2008 году в связи с перевозкой по льготному тарифу детей в возрасте до двенадцати лет.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2012 в иске отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 15.11.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора авиакомпания ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В 2008 году авиакомпания осуществила перевозку детей в возрасте от двух до двенадцати лет по льготному тарифу, составляющему 50 процентов от полного тарифа.
Расходы, понесенные в связи с предоставлением льготного тарифа названной категории населения, послужили основанием для обращения авиакомпании в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, в том числе Воздушным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
С момента вступления в силу Воздушного кодекса (с 01.04.1997) и до принятия соответствующих федеральных авиационных правил на основании приказа Федеральной авиационной службы России от 21.07.1997 N 153 "О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок" было закреплено, что перевозка детей в возрасте от двух до двенадцати лет на внутренних и международных воздушных линиях обеспечивалась со скидкой 50 процентов от нормального (полного) тарифа.
В соответствии с пунктами 106 и 107 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82, закреплено, что плата за проезд детей от двух до двенадцати лет определена со скидкой в размере 50 процентов от нормального или специального тарифа.
При этом согласно статьям 786 и 790 Гражданского кодекса, статьям 64 и 103 Воздушного кодекса расходы перевозчика, связанные с воздушной перевозкой пассажиров возмещаются за счет провозной платы, формируемой на основании тарифов и сборов.
Статья 106 Воздушного кодекса разграничивает понятия "проезд на льготных условиях" и "льготный тариф". В пункте 2 названной статьи содержится закрытый перечень прав пассажира воздушного транспорта, а именно: проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.
Таким образом, право проезда на льготных условиях предусматривается нормативными правовыми актами, которые порождают расходные обязательства публично-правового образования; остальные права пассажира воздушного транспорта, перечисленные в пункте 2 статьи 106 Воздушного кодекса, устанавливаются воздушными перевозчиками самостоятельно и не порождают обязанности Российской Федерации предоставлять средства из федерального бюджета на соответствующие цели.
Право пассажира перевозить с собой детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом не является льготой, а представляет собой право каждого пассажира на получение в рамках договора воздушной перевозки платной услуги, подлежащей оказанию перевозчиком.
Установление тарифов, в том числе льготных, а также преимущество по провозной плате в отношении детей от двух до двенадцати лет, является прерогативой перевозчиков, не подлежит государственному регулированию, и, соответственно, не порождает расходных обязательств Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, расходы, которые несут авиакомпании в связи с перевозкой детей в возрасте от двух до двенадцати лет, бюджетное законодательство Российской Федерации не относит прямо к расходным обязательствам Российской Федерации или расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма возмещения - при сохранении баланса между частными и публичными интересами - расходов на перевозку детей в возрасте от двух до двенадцати лет по льготному тарифу авиакомпаниям-перевозчикам, осуществляющим общественно значимую функцию, создает неопределенность в вопросе как о самом наличии, так и о способе возмещения таких расходов.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, направленные на соблюдение конституционного баланса публичных и частных интересов в сфере перевозок воздушным транспортом детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.
Между тем до настоящего времени такие изменения в действующее законодательство внесены не были.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Доводы авиакомпании о несогласии с принятыми судебными актами основаны на ошибочном толковании положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 29-П.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-13985/12-61-125 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 28.03.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.11.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2013 г. N ВАС-1948/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-13985/2012
Истец: ОАО "Авиакомпания ЮТэйр", ОАО "Авмакомпания ЮТэйр"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, РФ в лице МинФин РФ
Третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1948/13
19.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1948/13
14.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1948/13
15.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10632/12
07.06.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13837/12
27.03.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-13985/12