Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Завьяловой Т.В., Зарубиной Е.Н. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Москапстрой" (ул. Тверская, д. 23/12, стр. 1-1А, г. Москва, 125009) от 05.06.2013 N МКС/13-26/1-1526 о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А40-143809/10-52-1227 Арбитражного суда города Москвы и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.04.2013 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Моспромстрой" (ул. Малая Дмитровка, д. 23/15, стр. 1, г. Москва, ГСП-4, 127994) к закрытому акционерному обществу "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" (ул. Коккинаки, д. 4, г. Москва, 125319) о взыскании задолженности за выполненные работы и по встречному иску закрытого акционерного общества "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" к закрытому акционерному обществу "Моспромстрой" о признании акта приемки работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат за декабрь 2007 недействительными.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Москапстрой", Департамент строительства города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент финансов города Москвы, открытое акционерное общество "МОЭК".
СУД УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Моспромстрой" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" 11 415 792 рублей долга по оплате работ по ремонту кровли РТС "Косино-Жулебино".
Закрытое акционерное общество "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" предъявило встречные исковые требования о признании акта приемки работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат за декабрь 2007 недействительными.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011, первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.11.2011 указанные судебные акты отменены, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суду предложено установить заказчика работ по ремонту кровли, источники финансирования, исследовать титул стройки, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле департаментов экономической политики и финансов города Москвы и открытого акционерного общества "Москапстрой".
При новом рассмотрении дела суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, открытое акционерное общество "МОЭК".
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, закрытое акционерное общество "Моспромстрой" уточнило исковые требования и просило взыскать 11 415 792 рублей долга с закрытого акционерного общества "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" и открытого акционерного общества "Москапстрой", привлеченного в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2012 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении первоначального иска изменено. С открытого акционерного общества "Москапстрой" в пользу закрытого акционерного общества "Моспромстрой" взыскано 11 415 792 рублей. В удовлетворении первоначального иска к закрытому акционерному обществу "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 11.04.2013 постановление суда апелляционной инстанции от 03.12.2012 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора общество "Москапстрой" просит отменить их как принятые с нарушением норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 304 названного Кодекса.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, проанализировав приложенные к нему документы, не находит оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Москвы от 03.07.2006 N 1224-РП "О мерах по завершению строительства районных тепловых станций "Косино-Жулебино" и "Бутово", с целью завершения строительства районных тепловых станций (далее - РТС) "Косино-Жулебино и "Бутово" функции подрядчика по строительству районных тепловых станций переданы обществу "Моспромстрой".
В декабре 2007 года общество "Моспромстрой" выполнило работы по реконструкции кровли РТС "Косино-Жулебино" на сумму 11 415 792 рублей. Выполненные работы приняты по актам сдачи-приемки формы КС-2 обществом "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог".
Взыскивая с общества "Москапстрой" задолженность по оплате работ, выполненных обществом "Моспромстрой", суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из следующего.
Судами установлено, что в соответствии с государственным контрактом бюджетного финансирования городского заказа от 31.01.2007 N 20-2007, заключенным между Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы (ныне - Департамент строительства города Москвы, государственный заказчик) и обществом "Москапстрой", последний принял на себя функции заказчика по оказанию услуг и обеспечению работ на объекте РТС "Косино-Жулебино" в соответствии с адресной инвестиционной программой города Москвы на 2007 год.
Согласно названному контракту государственный заказчик обеспечивает перечисление заказчику - обществу "Москапстрой" денежных средств на оплату выполненных работ в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания заказчиком отчета об использовании финансовых ресурсов и кредиторской задолженности по объектам.
В соответствии с упомянутым контрактом общество "Москапстрой" обеспечивает за счет получаемых от государственного заказчика средств оплату работ проектным, подрядным и другим организациям.
Кроме того, 10.01.2007 между обществом "Москапстрой" и обществом "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" заключен договор на разграничение функций заказчика, по условиям которого, стороны, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами и действуя на паритетных началах, руководствуясь задачей реализации городской инвестиционной программы и во исполнение договоров (контрактов), заключенных обществом "Москапстрой" с государственными заказчиками и иными инвесторами, договорились о распределении функций заказчика по объектам, указанным в договорах (контрактах) и включенным в титульные списки.
Как следует из судебных актов на строительстве объекта РТС "Косино-Жулебино" общество "Москапстрой" является заказчиком, общество "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" - подзаказчиком, а общество "Моспромстрой" - подрядчиком.
Согласно договору от 10.01.2007 обязанностью общества "Москапстрой" являлось обеспечение оплаты выполненных работ и прочих затрат после получения средств от инвесторов на основании представляемых обществом "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" оформленных в установленном порядке актов выполненных работ, реестров и счетов-фактур.
В свою очередь, общество "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" приняло на себя обязанности по оформлению (подписанию и проставлению печати) актов приемки выполненных работ и затрат по проценту технической готовности, актов приемки выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по КС-3, ежемесячному представлению обществу "Москапстрой" для оплаты выполненных работ указанных документов, в также отчетов об использовании финансовых ресурсов и кредиторской задолженности на объектах.
При таких обстоятельствах в рамках упомянутых договоров именно на общество "Москапстрой" возложена обязанность по оплате обществу "Моспромстрой" стоимости выполненных работ.
Доводы заявителя выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права. Эти доводы были предметом исследования судов, им дана соответствующая оценка, оснований для иной оценки не имеется.
Ссылка заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 N 1302/11 не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-143809/10-52-1227 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.04.2013 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судьи |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2013 г. N ВАС-8161/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-143809/2010
Истец: ЗАО "Моспромстрой"
Ответчик: ЗАО "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог", ЗАО "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог" (ЗАО "УКС ИКС и Д"), ОАО "Москапстрой"
Третье лицо: Департамент строительства г. Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, Департамент финансов г. Москвы, Департамент финансов города Москвы, ОАО "Москапстрой", ОАО "МОЭК"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33323/12
28.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143809/10
01.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10859/11
13.04.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143809/10