Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2013 г. N ВАС-9893/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Ю. Валявиной, судей А.И. Бабкина, С.В. Сарбаша рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (г. Владивосток; далее - антимонопольный орган) от 21.06.2013 N 4266/08-3 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2012 по делу N А51-13792/2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2013 по тому же делу
по заявлению Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области (г. Владивосток; далее - Управление Россельхознадзора) о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа от 24.05.2012 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 13-08/2012.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2013, требования Управления Россельхознадзора удовлетворены. Решение антимонопольного органа от 24.05.2012 по делу N 13/08-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, а также предписание от 24.05.2012 по тому же делу признаны незаконными.
В заявлении о пересмотре судебных актов по делу в порядке надзора антимонопольный орган просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Оценив содержание оспариваемых судебных актов и доводы надзорной жалобы, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что Управление Россельхознадзора направило руководителям транспортных компаний письма: от 13.12.2011 N 01-25/6740 и от 13.03.2012 N 01-25/1254, в которых разъяснило необходимость представления документов, подтверждающих ветеринарно-санитарную обработку вагонов; возможность подтверждения факта ветеринарно-санитарной обработки вагонов удостоверением о промывке и дезинфекции вагонов, выданным государственной ветеринарной лабораторией, аккредитованной в системе Ростехрегулирования и участвующей в сличительных мероприятиях Россельхознадзора.
В связи с отказом должностными лицами, уполномоченными на оформление подконтрольного госветнадзору груза, в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Дальрыбпорт" сопроводительных ветеринарных документов (ветеринарных свидетельств (сертификатов)) на груз - рыбу мороженую из-за непредставления удостоверения о проведении ветеринарно-санитарной обработки или дезинфекции вагонов, используемых для перевозки этого груза, при наличии подтверждающего их промывку документа, общество "Дальрыбпорт" обратилось в заявлением в антимонопольный орган.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по результатам рассмотрения заявления общества возбуждено дело N 13/08-2012 по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении в письмах от 13.12.2011 N 01-25/6740 и от 13.03.2012 N 01-25/1254 не предусмотренного законодательством Российской Федерации при оформлении подконтрольного госветнадзору груза требования о предоставлении документов (удостоверения) о дезинфекции вагонов.
Проверяя на соответствие закону решение и предписание антимонопольного органа, суды руководствовались частью 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 17 статьи 4 и частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и правомерно исходили из того, что для признания ненормативных правовых актов и действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации нарушающими антимонопольное законодательство необходимо доказать, что такие правовые акты или действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в рассматриваемом случае необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что указанные выше письма Управления Россельхознадзора по своему содержанию носят рекомендательный характер, не содержат не предусмотренных действующим законодательством в области государственного ветеринарного надзора требований к хозяйствующим субъектам; ограничений выбора хозяйствующих субъектов, к которым владельцы железнодорожных вагонов и грузоотправители могут обращаться для проведения их очистки и промывки.
Указание в письме от 13.12.2011 N 01-25/6740 на возможность подтверждения факта ветеринарно-санитарной обработки вагонов удостоверением о промывке и дезинфекции вагонов, выданным государственной ветеринарной лабораторией, суды оценили как право представления альтернативного (необязательного) документа. При этом суды исходили из того, что сами по себе письма не могут являться причиной возникновения убытков из-за простоя вагонов, невозможности в установленные сроки отправить вагоны, уплаты издержек, возникших в связи с простоем вагонов.
Доводы антимонопольного органа, направленные на подтверждение фактического нарушения конкуренции на рынке железнодорожных перевозок в Приморском крае, касаются оценки фактических обстоятельств, которые в рамках настоящего дела судами не рассматривались, а в компетенцию суда надзорной инстанции установление фактических обстоятельств дела не входит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А51-13792/2012 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 21.06.2013, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2013 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2013 г. N ВАС-9893/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А51-13792/2012
Истец: Управление Россельхознадзора по ПК и Сахалинской области, Управление Федеральной службы по ветеренарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
Третье лицо: ООО "Дальрыбпорт"
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9893/13
19.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9893/13
26.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1357/13
17.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1357/13
22.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1357/13
22.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1357/13
22.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1357/13
05.02.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10550/12
23.10.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-13792/12