Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2013 г. N ВАС-12296/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке от 07.08.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 по делу N А36-6760/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.07.2013 по тому же делу по заявлению областного бюджетного учреждения культуры "Театр танца "Казаки России" (ул. Доватора, 12 б, г. Липецк, 398024) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (пл. Соборная, 3, г. Липецк, 398050) о признании частично недействительным решения.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Липецкой области и Управление культуры и искусства Липецкой области.
СУД УСТАНОВИЛ:
областное бюджетное учреждение культуры "Театр танца "Казаки России" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании частично недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке от 21.08.2012 N 058/001-2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Липецкой области и Управление культуры и искусства Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 заявление удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 26.07.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, фонд просит пересмотреть в порядке надзора принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Основания пересмотра судебных актов в порядке надзора установлены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявление, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, коллегия судей таких оснований не усматривает.
При рассмотрении дела суды установили, что оспариваемым решением учреждение культуры привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам, соответствующие суммы пеней и штрафа.
Основанием для принятия решения явился вывод о занижении учреждением культуры облагаемой базы по страховым взносам за 2011 год в результате не включения в нее сумм областных стипендий, выплачиваемых работникам учреждения культуры, по мнению фонда, в рамках трудовых отношений и не включенных в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленный статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, фонд пришел к выводу о том, что данное нарушение повлекло представление учреждением культуры недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о суммах начисленных страховых взносов в 2011 году в отношении 15 застрахованных лиц, что является нарушением Закона N 27-ФЗ.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что областные стипендии ведущим деятелям искусств и молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов не входят в систему оплаты труда работников областных учреждений культуры и искусства в рамках трудовых отношений, обладают специфической правовой природой и не являются объектом обложения страховыми взносами.
При принятии судебных актов суды руководствовались положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Законом Липецкой области от 07.10.2008 N 187-ОЗ "О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства", Законом Липецкой области от 29.11.2010 N 446-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", Законом Липецкой области от 07.10.2008 N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений", постановлением Администрации Липецкой области от 30.10.2008 N 293 "О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных учреждений культуры и искусства".
Суды установили, что основания, размер и порядок присуждения областных стипендий ведущим деятелям искусств и молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов установлены законодательством Липецкой области; эти выплаты являются расходными обязательствами области и финансируются за счет средств областного бюджета, определяются в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; денежные средства на выплату поощрительных и социальных выплат в сфере культуры и искусства области предусматриваются в областном бюджете по главному распорядителю - исполнительному органу государственной власти области в сфере культуры и искусства; выплачиваются по месту работы или учебы стипендиата в сроки, установленные для выплаты заработной платы и государственных стипендий; назначаются распоряжением администрации области и приказами управления культуры по результатам отбора соискателей, проведенного комиссией, созданной нормативным актом администрации, и наличие трудовых отношений между работником и учреждением культуры являлось условием допуска к участию в конкурсе, определявшем стипендиата.
С учетом этого суды пришли к выводу о том, что производимые физическим лицам выплаты в виде областных стипендий через бухгалтерию учреждения по месту их работы не были обусловлены трудовыми договорами либо гражданско-правовыми договорами (трудовыми отношениями), заключенными этими физическими лицами с работодателем, а являлись публичными обязательствами администрации области. Возложение на учреждение культуры публичной обязанности по выплате областной стипендии одновременно с заработной платой не меняет характер правоотношений, в рамках которых данная стипендия устанавливается и выплачивается.
Доводы, изложенные в заявлении, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а основаны на ином толковании положений Закона N 212-ФЗ.
Ссылка на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 17950/10 и от 13.09.2011 N 4922/2011 несостоятельна, поскольку правовые позиции Президиума основаны на положениях Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Исходя из вышеизложенного, коллегия судей не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А36-6760/2012 Арбитражного суда Липецкой области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.07.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Е.Н. Зарубина |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2013 г. N ВАС-12296/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А36-6760/2012
Истец: ОБУК "Театр танца "Казаки России"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Липецке, ГУ УПФР в г. Липецке
Третье лицо: Администрация Липецкой области, Управление культуры и искусства Липецкой обл., Управление культуры и искусства Липецкой области