Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2013 г. N ВАС-13069/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Воронцовой Л.Г., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чукотэнерго" от 02.09.2013 N 20/53-04-2416 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 10.12.2012 по делу N А80-270/2011, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Чукотэнерго" (далее - общество) к администрации городского округа Анадырь, Чукотскому автономному округу в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа о взыскании 7 646 356 руб. 03 коп. неполученных (выпадающих) доходов за тепловую энергию, поставленную населению с 01.01.2008 по 31.08.2008 на нужды отопления жилищного фонда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 10.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2013 и постановлением суда кассационной инстанции 25.06.2013, в удовлетворении иска отказано.
В заявлении о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушением прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из судебных актов следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которого является производство электрической и тепловой энергии и их реализация в том числе населению, проживающему на территории городского округа Анадырь и села Тавайваам.
Постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 04.09.2007 N 16-э/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО "Чукотэнерго" на 2008 год" для общества установлен одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 2284,6 руб./Гкал (без учета НДС).
Постановлением администрации городского округа Анадырь от 25.12.2007 N 60 "О плате за жилое помещение и коммунальные услуги для населения в городе Анадырь и селе Тавайваам на 2008 год" установлена плата для населения за отопление в г. Анадырь - 1061,66 руб./кв.м. (с учетом НДС), в с. Тавайваам - 564,1 руб./кв.м. (с учетом НДС), на горячее водоснабжение в г. Анадырь - 169,38 руб./куб.м (с учетом НДС). Впоследствии данное постановление в судебном порядке признано недействующим.
Постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27.03.2008 N 3-э "О тарифах на тепловую энергию, применяемых для определения платы граждан на услуги отопления на 2008 год" для общества с 01.04.2008 установлен тариф на тепловую энергию в таком же размере, как в постановлении администрации городского округа Анадырь от 25.12.2007 N 60.
Убытки, с которыми истец связывал свои требования, являлись, по мнению истца, выпадающими доходами общества и возникли в связи с межтарифной разницей в результате ценового регулирования деятельности общества по теплоснабжению.
В соответствии со статьями 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки возмещаются при доказанности совокупности признаков правонарушения, в том числе такого признака, как противоправность действий виновной стороны (причинителя вреда). Противоправность действий (решений) органов государственного и муниципального управления доказывается в порядке глав 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем оспаривания нормативных и ненормативных правовых актов.
Суду установили, что требования общества основаны на его несогласии с решением органов государственного и муниципального управления по регулированию платы за тепловую энергию. Приняв во внимание основания, по которым было признано недействующим постановлением администрации городского округа, а также тот факт, что и государственные, и муниципальные органы управления установили одинаковую плату, суды правомерно определили, что в спорном периоде тарифы на тепловую энергию регулировались постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27.03.2008 N 3-э.
Настаивая на возмещении убытков, общество не представило суду доказательств противоправности решений Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа. Истец не доказал, что размер платы за тепловую энергию, положенный им в основу расчета убытков, установлен незаконно или необоснованно.
Более того, общество не подтвердило в суде обоснованность своих расчетов, поскольку исходные данные не были согласованы с публично-правовыми образованиями.
Исходя из предмета заявленного обществом требования (требование о возмещении убытков, возникших в связи с теплоснабжением населения по регулируемым ценам) недоказанность этих обстоятельств явилась достаточным основанием для отказа удовлетворении иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в пункте 6 информационного письма от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11.
Ссылка общества на соглашения от 01.01.2008, заключенные обществом с администрацией городского округа Анадырь, несостоятельна. Суды оценили эти соглашения и пришли к выводу о невозможности их применения, поскольку стороны не согласовали порядок определения объема выпадающих доходов, подлежащих возмещению, и расчет расходов по отпуску коммунальных услуг. У тому же выполнение соглашений связано с договором на возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией населению тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 N 100, который сторонами заключен не был. Более того, соглашения заключались во исполнение постановления администрации городского округа Анадырь от 25.12.2007 N 60, которое было признано недействующим.
Иное толкование заявителем норм действующего законодательства в сфере тарифного регулирования не свидетельствует о нарушении арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм материального права.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А80-270/2011 Арбитражного суда Чукотского автономного округа в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 10.12.2012, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2013 г. N ВАС-13069/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А80-270/2011
Истец: ОАО "Чукотэнерго"
Ответчик: Администрация городского округа Анадырь
Третье лицо: Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО, Управление финансов, экономики имущественных отношений Чукотского автономного округа, Управление финансов, экономики имущественных отношений Чукотского АО
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-644/13
10.12.2012 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-270/11
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3030/12
18.04.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1079/12
31.01.2012 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-270/11