Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N ВАС-13421/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В. и судей Воронцовой Л.Г., Кирейковой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания" от 20.08.2013 о пересмотре в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2013 по делу N А75-6322/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" (г. Сургут; далее - компания) о признании недействительным приказа Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (г. Ханты-Мансийск; далее - департамент) от 30.05.2012 N 138-П "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.05.2007 года N 37-Э "О гарантирующих поставщиках электрической энергии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены:
- открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (г. Ханты-Мансийск; далее - ОАО "ЮТЭК - Региональные сети"),
- открытое акционерное общество "Югорская региональная электросетевая компания" (г. Ханты-Мансийск; далее - ОАО "ЮРЭК"),
- открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания" (г. Ханты-Мансийск; далее - ОАО "ЮТЭК").
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 26.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2013, решение суда первой инстанции отменено, заявленные компанией требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 3, 21, 23.1, 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 54, 55, 58 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
ОАО "ЮТЭК" в заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что решением Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.05.2007 N 37-Э "О гарантирующих поставщиках электрической энергии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - приказ N 37-Э) присвоен статус гарантирующего поставщика в Ханты-Мансийском автономном округе компании, ОАО "ЮТЭК" и другим организациям. При этом зона деятельности для компании определена в административных границах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков.
ОАО "ЮТЭК" как гарантирующий поставщик 22.05.2012 обратилось в департамент с просьбой о внесении изменений в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности в связи с изменением границ зоны своей деятельности мотивировав свою просьбу изменением правообладателей электросетей и электроустановок. В обоснование необходимости изменения границ зоны деятельности ОАО "ЮТЭК" представило перечень точек поставки, подлежащих изменению, анкету гарантирующего поставщика, копии актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, копии договоров по передаче услуг по электрической энергии и документы, подтверждающие изменение зон действия с указанием номеров электроустановок, которые перешли к новым правообладателям: ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" и ОАО "ЮРЭСК".
Приказом от 30.05.2012 N 138-П "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.05.2007 N 37-Э "О гарантирующих поставщиках электрической энергии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Приказ N 138-П) департамент в секторе централизованного энергоснабжения в границах балансовой принадлежности электрических сетей юридических лиц внес дополнительных юридических лиц: ОАО "ЮТЭК-Региональные сети" и ОАО "Югорская региональная электросетевая компания", чем по существу расширил границы зоны деятельности ОАО "ЮТЭК" за счет уменьшения зоны деятельности компании.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.07.2012 N 526-Э в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности внесены изменения в части определения границ зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО "ЮТЭК".
Компания, не согласившись с приказом N 138-П, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Согласно статьям 4, 21 этого закона Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральными законами утверждает основные положения функционирования розничных рынков.
Согласно пункту 5 Правил N 530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности.
Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определялись в зависимости от условий приобретения этого статуса по подпунктам "а" - "д" пункта 36 Правил N 530, которым устанавливалось правила определения границ до определения победителя первого конкурса на статус гарантирующего поставщика. При этом границами зоны деятельности такого гарантирующего поставщика, эксплуатирующего объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, являлись границы балансовой принадлежности электросетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком (пункт 55 Правил N 530).
В соответствии с пунктом 58 Правил N 530 границы зоны деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению, за исключением следующих случаев:
- включение в соответствии с пунктом 55 Правил N 530 территории, соответствующей зоне деятельности организации, указанной в подпункте "б", "в" или "д" пункта 36 Правил N 530, в качестве гарантирующего поставщика в случае лишения ее статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 Правил N 530 в зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил N 530;
- принятие решения федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов об изменении (объединении или разделении) границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании обращения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и письменного согласия на такое изменение зон деятельности всех гарантирующих поставщиков, границы зон деятельности которых изменяются.
Здесь же указано, что в случае изменения параметров, определяющих в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил N 530 границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, такие границы зоны деятельности гарантирующего поставщика корректируются в соответствии с правилами проведения конкурсов.
Из содержания решения от 11.05.2007 N 37-Э, которое дополнено приказом N 138-П, апелляционный суд установил, что в регионе определены гарантирующие поставщики и зоны их деятельности. Компания определена гарантирующим поставщиком по подпункту "а" пункта 36 Правил N 530. Зона деятельности компании находится в пределах границ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (за исключением границ зон деятельности других гарантирующих поставщиков). Суд не установил обстоятельств, предусмотренных пунктом 58 Правил N 530 для изменения границ зоны деятельности гарантирующего поставщика, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о признании оспариваемого приказа не недействительным.
Вопреки доводам заявителя, изменение балансовой принадлежности сетей (которые перешли от бывших правообладателей к новым) не названо в Правилах N 530 основанием для корректировки границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, в том числе договоры оказания услуг по передаче электроэнергии, дополнительные соглашения, уведомления об оказании услуг ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", суд признал, что оспариваемый приказ в том виде, в котором он вынесен, определяет границы гарантирующего поставщика ОАО "ЮТЭК" по сетям, в том числе ОАО "ЮРЭК - Региональные сети" и, следовательно, в городе Мегионе компания (заявитель) теряет статус гарантирующего поставщика.
Суд кассационной инстанций согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Все доводы заявителя, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, уже были исследованы судами нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного суд надзорной инстанции считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А75-6322/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N ВАС-13421/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А75-6322/2012
Истец: ОАО "Тюменская энергосбытовая компания"
Ответчик: Департамент строительства, эенергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры
Третье лицо: ОАО "Югорская региональная электросетевая компания, ОАО "Югорская регисональная электросетевая компания", ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети", ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания", ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", ОАО "ЮТЭК"
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1515/13
25.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9999/12
20.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9999/12
15.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9999/12
26.09.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-6322/12