Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2005 г. N 19-В05-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зелепукина А.Н.
судей Гуляевой Г.А, Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 15 июля 2005 года гражданское дело по иску Хренова В.Л., Манченко Н.Д., Житникова В.П. к Управлению труда и социальной защиты населения при администрации г. Железноводска об индексации сумм, выплачиваемых в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС пропорционально роста минимального размера оплаты труда
по надзорной жалобе Хренова В.Л. на постановление президиума Ставропольского краевого суда от 11 октября 2004 года, которым решение Железноводского городского суда от 21 января 2001 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей постановление президиума и последующие судебные постановления отменить, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Хренов В.Л., Манченко Н.Д., Житников В.П. обратились в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения при администрации г. Железноводска об индексации сумм, выплачиваемых в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС пропорционально роста минимального размера оплаты труда.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что выплачиваемые ответчиком суммы возмещения вреда подлежат индексации в соответствии с Федеральном законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июля 2000 года пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда. Однако ответчик отказался производить подобную индексацию, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 21 января 2001 года на Управление труда и социальной защиты населения возложена обязанность произвести перерасчет ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", начиная с 1 июля 2000 года.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Определением Железноводского городского суда Ставропольского края от 8 апреля 2002 года разъяснено данное решение суда и указано о необходимости производить перерасчет за счет средств казны Российской Федерации.
Постановлением президиума Ставропольского краевого суда от 11 октября 2004 года отменено решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 21 января 2001 года и определение Железноводского городского суда Ставропольского края от 8 апреля 2002 года о разъяснении данного решения, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением районного суда г. Железноводска от 7 декабря 2004 года в удовлетворении иска Хренова В.Л. и Житникова В.П. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 9 марта 2005 года названное решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Хренова В.Л. поставлен вопрос об отмене постановления президиума Ставропольского краевого суда от 11 октября 2004 года, как постановленного с нарушением норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 15 апреля 2005 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 17 июня 2005 г. передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановление президиума Ставропольского краевого суда от 11 октября 2004 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Разрешая дело и удовлетворяя иск Хренова В.Л., Манченко Н.Д., Житникова В.П., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренный в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда (с 1 июля 2000 года - 132 рубля, с 1 января 2001 года - 200 рублей) распространяется и на граждан, ставшими инвалидами в результате Чернобыльской катастрофы, так как он применяется не только для регулирования оплаты труда, но и для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей. При этом на Управление труда и социальной защиты населения возложена обязанность произвести перерасчет ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", начиная с 1 июля 2000 года.
Отменяя названное решение, президиум сослался на часть 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которой установлен новый механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью-пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. При этом указал, что до введения в действие данной нормы закона индексация сумм возмещения вреда, согласно действовавшего на тот период законодательства, производилась исходя из роста минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем президиум, руководствуясь статьями 3 и 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, пришел к выводу о том, что увеличение минимального размера оплаты труда применялось исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, а не для социальных выплат гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако с подобными выводами президиума Судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).
С учетом изложенного Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, предусматривающих индексацию сумм возмещения вреда, причинённого здоровью граждан при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581, с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515.
Между тем следует учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 2 названного Федерального закона N 5-ФЗ от 12.02.2001 года, гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Кроме того, частью третьей указанной статьи Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй данной нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Такая индексация могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с 1 января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Кроме того, из материалов дела (л.д. 75, 102) усматривается, что при новом рассмотрении суд постановил новое решение об отказе в удовлетворении иска, которое оставлено без изменения судебной коллегией.
Однако поскольку постановление президиума Ставропольского краевого от 11 октября 2004 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, то и последующие состоявшиеся по делу судебные постановления, а именно: решение районного суда г. Железноводска от 7 декабря 2004 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 9 марта 2005 года, также подлежат отмене.
На основании ст. ст. 387, 390, 391 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
постановление президиума Ставропольского краевого суда от 11 октября 2004 года, решение районного суда г. Железноводска от 7 декабря 2004 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 9 марта 2005 года отменить, оставить в силе решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 21 января 2001 года и определение Железноводского городского суда Ставропольского края от 8 апреля 2002 года.
Председательствующий |
Зелепукин А.Н. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кеба Ю.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2005 г. N 19-В05-13
Текст определения официально опубликован не был