Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1071 Об отказе в признании частично не действующим Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июня 1998 г. N 24 и Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27 "Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" и Положения, утв. этим постановлением

Решение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1071

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 мая 2008 г. N КАС08-151 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевои В.А.,

при секретаре Тихоновой А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел то заседании гражданское дело по заявлению Казаковой Т.Л. о признании недействующими абзацев 2 и 3 подпункта 10.1, подпунктов 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.8, 10.9, абзацев 2, 3, 4 подпункта 10.10, подпункта 10.12 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июня 1998 г. N 24, пунктов пунктов 1, 2, 3, 5 Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 г. N 27 "Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" и Положения, утвержденного этим постановлением, установил:

Казакова Т.Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца 2 подпункта 10.1 в части слов "минимальный", абзаца 3 подпункта 10.1 в части слов "номинального держателя или" и "трансфер-агенту", подпункта 10.2, подпунктов 10.4, 10.5, 10.6, 10.8 в части слов "трансфер-агенту", подпункта 10.9, абзацев 2, 3, 4 подпункта 10.10, подпункта 10.12 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 19 июня 1998 г. N 24.

Заявитель указала, что оспариваемые нормы Положения о лицензировании, наделяющие регистратора правом взимать плату за совершение действий по поручению эмитента, противоречат пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и нарушают ее права и охраняемые законом интересы, как держателя акций РАО "ЕЭС России".

По мнению Казаковой Т.Л. ФКЦБ России превысила свои полномочия т.к. не вправе издавать нормативные правовые акты в т.ч. по вопросам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

Казаковой Т.Л. также заявлены требования о признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 5 Постановления ФКЦБ России от 02.10.1997 г. N 27 "Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" и Положения, утвержденного этим постановлением. Заявитель полагает, что ФКЦБ не вправе принимать нормативные правовые акты, в т.ч. по порядку ведения реестра. Кроме того, Положение о ведении реестра не прошло регистрацию в Минюсте России, в силу чего не подлежит применению.

Данные дела приняты к производству Верховного суда РФ и в соответствии с частью 4 статьи 151 ГПК РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Заявитель Казакова Т.Л. о дне слушания дела извещена, в суд не явилась.

Представитель заявителя Абрамович А.Б. поддержал в суде заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Федеральной службы по финансовым рынкам России (ФСФР России) Медведева Л.И., Симонов В.И., Кадырова И.Т., Стаховский А.А. возражали против удовлетворения заявлений и пояснили в суде, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах компетенции, не нарушают прав заявителя и не противоречат федеральному законодательству.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованного лица ФСФР России, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 г. N 27 "Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" утверждено Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (п. 1), которое устанавливает порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, обязательные для исполнения регистраторами и эмитентами (далее - Положение о ведении реестра). Постановление опубликовано в издании "Вестник ФКЦБ России", N 7, 14.10.1997 г.

Постановлением ФКЦБ России от 19.06.1998 г. N 24 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг" утверждено Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (п. 1) (далее Положение о лицензировании). Постановление опубликовано в издании "Вестник ФКЦБ России", N 5, 03.07.1998 г.

Утверждение заявителя о том, что ФКЦБ России не была уполномочена издавать нормативные правовые акты в сфере своей деятельности, в том числе по вопросам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, суд считает необоснованным.

В силу пункта 7 статьи 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 статьи 40 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее Федеральный закон) в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых актов, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия Федеральной комиссии определяются данным Федеральным законом.

Статьей 42 Федерального закона Федеральная комиссия наделена полномочиями разрабатывать и утверждать единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, устанавливать обязательные требования к порядку ведения реестра, устанавливать порядок лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (пункты 3, 5, 6 статьи 42 в редакции действующей на момент принятия оспариваемых нормативных актов).

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг согласно статье 43 Федерального закона вправе принимать решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений. Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями. Постановления Федеральной комиссии подлежат обязательному опубликованию (ч. 1, 2, 8, 10).

Таким образом ФКЦБ Федеральным законом наделена полномочиями принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ее компетенции в т.ч. устанавливать порядок ведения реестра, а также порядок лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, к которой относится деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Федеральный закон в действующей редакции (п. 5, 6 ст. 42) также относит установление обязательных требований к порядку ведения реестра, установление порядка лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг к полномочиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты приняты ФКЦБ в пределах предоставленной Федеральным законом компетенции. Довод заявителя о том, что Положение о ведении реестра не подлежит применению т.к. не прошло регистрацию в Минюсте России, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 03.07.1995 г. N 662 "О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации", пункта 8 Положения о ФКЦБ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 1009, решения Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, изданные в пределах ее полномочий, вступают в силу со дня их официального опубликования, без дополнительной регистрации.

Указанный порядок вступления в силу постановлений ФКЦБ России был изменен после принятия оспариваемых актов Федеральным законом от 26.11.1998 г. N 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", вступившим в силу 02.12.1998 г., согласно которому постановления ФКЦБ России, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу, а также подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 1263 "Об информационном бюллетене "Вестник федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" опубликование в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" актов Федеральной комиссии, издаваемых в пределах ее полномочий, является их официальной публикацией.

Таким образом оспариваемые нормативные правовые акты приняты и опубликованы в установленном порядке.

Довод заявителя о том, что регистратор не вправе устанавливать плату за свои услуги, если эта плата не установлена Федеральным законом, не может быть признан обоснованным.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Закон "О рынке ценных бумаг" не регламентирует порядок определения стоимости услуг, оказываемых регистратором эмитенту ценных бумаг и владельцам ценных бумаг, за исключением ограничений при определении стоимости некоторых услуг, установленных в пункте 3 статьи 8 и размера абонентской платы. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделен правом устанавливать порядок определения регистратором максимального размера оплаты услуг держателя реестра по внесению данных в реестр и выдаче выписок из реестра (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Суд считает, что поскольку деятельность по ведению и хранению реестра акционеров является одним из видов предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от оказания услуг, регистратор вправе самостоятельно устанавливать плату за оказываемые услуги в пределах максимальных размеров, установленных в подпунктах 10.1-10.9 Положения о лицензировании.

Также необоснованным являются довод заявителя о несоответствии отдельных положений пункта 10 Положения о лицензировании пункту 3 статьи 8 Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона установлено, что эмитент, поручивший ведение системы ведения реестра регистратору, один раз в год может требовать у последнего предоставления реестра за вознаграждение, не превышающее затраты на его составление, а регистратор обязан предоставить реестр за это вознаграждение. В остальных случаях размер вознаграждения определяется договором эмитента и регистратора (абз. 1).

Держатель реестра имеет право взимать со сторон по сделке плату, соответствующую количеству распоряжений о передаче ценных бумаг и одинаковую для всех юридических и физических лиц. Держатель реестра не вправе взимать со сторон по сделке плату в виде процента от объема сделки (абз. 2 п. 3 ст. 8).

Пунктом 8 Положения о лицензировании определено, что профессиональные участники, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, вправе самостоятельно, но в размере, не превышающем сумм, предусмотренных в пункте 10 настоящего Положения, устанавливать плату:

за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг;

за изменение и дополнение данных, содержащихся в системе ведения реестра о зарегистрированном лице (в том числе за внесение записей об обременении именных ценных бумаг, об изменении реквизитов зарегистрированного лица), за исключением информации о передаче ценных бумаг;

за предоставление выписки из системы ведения реестра.

Пункт 8 Положения о лицензировании признан не противоречащим федеральному законодательству решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N ГКПИ 2002-390, вступившим в законную силу.

Согласно пункту 10 Положения о лицензировании регистратор вправе самостоятельно устанавливать размер взимаемой платы в пределах максимальных размеров, установленных в подпунктах 10.1-10.9 настоящего Положения.

Абзацем 2 подпункта 10.1 Положения установлено, что регистратором может быть установлен минимальный размер оплаты за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг в результате их купли - продажи, который не должен превышать в сумме 0,2 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату представления передаточного распоряжения.

Оспаривая абзац 2 подпункта 10.1 заявитель ссылался на то, что Федеральный закон не наделяет ФКЦБ правом устанавливать минимальный размер оплаты, установление минимального размера лишает владельцев ценных бумаг на установление минимальной платы ниже установленной.

Суд считает, что установление в абз. 2 подпункта 10.1 максимального размера минимального размера оплаты за внесение записей не противоречит п. 3 ст. 8 Федерального закона и не нарушает прав владельцев ценных бумаг, а напротив ограничивает право регистратора устанавливать минимальный размер оплаты выше предельного - 0,2 минимального размера оплаты труда.

Абзацем 3 подпункта 10.1 установлено, что за проведение в системе ведения реестра операций с участием номинального держателя или доверительного управляющего, не связанных с переходом прав собственности на ценные бумаги, регистратор вправе взимать плату, в сумме не превышающую 20 минимальных размеров оплаты труда.

Заявитель оспаривает этот пункт в части слов "номинальный держатель", полагая, что операции с участием номинального держателя не подпадают под понятие "внесение данных в реестр".

С доводами заявителя суд не может согласиться.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона реестр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев; номинальный держатель ценных бумаг - лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, данные о котором подлежат внесению в систему ведения реестра держателем реестра.

Таким образом проведение в системе ведения реестра операций подпадают под понятие "внесение данных в реестр". Установление в абз. 3 подпункта 10.1 максимального размера оплаты услуг держателя реестра по внесению данных в реестр соответствует п. 3 ст. 8 ФЗ и прав заявителя не нарушает.

Подпунктом 10.2 пункта 10 Положения о лицензировании установлена плата за открытие лицевого счета в системе ведения реестра - 0,минимального размера оплаты труда.

Оспаривая эту норму, заявитель ссылается на то, что обязанность регистратора открыть лицевой счет прямо указана в Федеральном законе, при этом плата за открытие счета законом не предусмотрена.

Суд считает, что данная норма не противоречит Федеральному закону, поскольку Законом установлено, что бесплатно владельцам выдаются только выписки из системы ведения реестра, оформленные при размещении ценных бумаг, оказание каких-либо иных услуг держателем реестра бесплатно закон не предусматривает.

Подпунктом 10.9 Положения установлено, что за предоставление зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более чем одним процентом голосующих акций эмитента, данных из реестра об именах (полных наименованиях) зарегистрированных в реестре владельцев, о количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг цена устанавливается по соглашению сторон.

Данное положение также не противоречит Федеральному закону по вышеуказанным основаниям и не нарушает прав заявителя, поскольку Казакова Т.Л. не является владельцем более чем одним процентом голосующих акций.

В соответствии с абзацами 2, 3, 4 подпункта 10.10 Положения услуги, не перечисленные в настоящем пункте, осуществляются регистратором в соответствии с лицензией за плату, установленную по соглашению сторон. При этом регистратор вправе устанавливать различный размер оплаты своих услуг по разным эмитентам. Регистратор (филиал регистратора) вправе увеличивать тарифы на услуги в пределах районного коэффициента, установленного для региона, на территории которого находится регистратор (филиал регистратора).

Суд считает, что указанные положения подпункта 10.10 Положения о лицензировании, исходя из того, что, регистратор вправе самостоятельно устанавливать тарифы за свои услуги также, не противоречат федеральному закону.

Доводы заявителя о противоречии абз. 3 подпункта 10.1 абзацу второму п. 3 ст. 8 Федерального закона судом не могут быть приняты во внимание, поскольку запрет держателя реестра взимать разную плату с юридических и физических лиц установлен данной нормой только для случаев совершения сделок. Следовательно, на иные услуги регистратора указанный запрет не распространяется.

Абзац 3 подпункта 10.1, пункты 10.4, 10.5, 10.6, 10.8, 10.12 Положения о лицензировании заявитель оспаривает в части слов "трансфер-агент", ссылаясь на то, что регистратор не вправе передавать часть своих функций другим лицам, такой субъект как "трансфер-агент" не предусмотрен гражданским законодательством, что нарушает ее права т.к. принуждает обращаться к лицу, права обязанности и ответственность которого законом не предусмотрены.

Согласно п. 9 Положения о ведении реестра трансфер-агент - это юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передаче регистратору информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, а также функции по приему от регистратора и передаче зарегистрированным лицам или их уполномоченным представителям информации и документов, полученных от регистратора.

Таким образом трансфер-агент осуществляет лишь технические функции по приему и передаче документов между регистратором и зарегистрированными лицами. Никаких функций по ведению реестра владельцев ценных бумаг трансфер-агент не осуществляет. При этом функции трансфер - агента как правило выполняет эмитент ценных бумаг. В соответствии с пунктами 10.4-10.8 Положения о лицензировании оплата осуществляется за отдельные операции регистратора, а не трансфер-агента.

При этом регистратор, заключивший договор с трансфер-агентом, не освобождается от ответственности за ведение и хранение реестра. Регистратор обязан возместить убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения трансфер-агентом своих функций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 9 Положения о ведении реестра).

Кроме того, согласно оспариваемым нормам владелец ценных бумаг вправе обратиться непосредственно к регистратору, а может обратиться к трансфер-агенту.

Следовательно, абзац 3 подпункта 10.1, пункты 10.4, 10.5, 10.6, 10.8, 10.12 Положения о лицензировании не противоречит федеральному законодательству и прав заявителя не нарушает.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт - Положение о лицензировании соответствует действующему законодательству, издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

отказать в удовлетворении заявления Казаковой Т.Л. о признании недействующими абзацев 2 и 3 подпункта 10.1, подпунктов 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.8, 10.9, абзацев 2, 3, 4 подпункта 10.10, подпункта 10.12 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июня 1998 г. N 24, пунктов 1, 2, 3, 5 Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 г. N 27 "Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" и Положения, утвержденного этим постановлением.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

В.А. Емышева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1071


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 мая 2008 г. N КАС08-151 настоящее решение оставлено без изменения