Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 июня 2008 г. N КА-А40/5108-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2008 г.
ЗАО "Компания "ТрансТелеком" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (по уточненному требованию) к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - Налоговой инспекции) об обязании возвратить излишне взысканные суммы штрафа в размере 4 778 839 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также в размере 2 172 199 руб. 60 коп. - по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.08 г., оставленным без изменения постановлением от 04.03.08 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит названные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя. В обоснование чего приводятся доводы о том, что положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.07 г.) распространялись на возврат излишне взысканного налога и пени, а не штрафа.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представители заявителя приводили возражения относительно них по мотивам, указанным в обжалуемых судебных актах и отзыве на кассационную жалобу, в котором изложена просьба кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
Судом установлено, что на основании решения налогового органа от 26.10.05 г. N 18-04/1517 заявителю направлены требования об уплате штрафов N 6496/3087 и N 6498/3087 от 26.10.05 г.
Также суд установил, что платежными поручениями от 09.12.05 г. NN 12955, 12957 заявитель оплатил штрафные санкции в спорной сумме, однако, решением Арбитражного суда Москвы от 13.06.06 г. по делу N А40-7197/06-99-55 решение налогового органа N 52/1403 от 21.09.06 г. признаны недействительными названные решение Налоговой инспекции и выставленные ею требования, в связи с чем заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм штрафов.
Однако, Налоговая инспекция письмом от 28.03.07 г. N 58-14-11/4555 отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что сумма излишне уплаченного штрафа может быть возвращена налогоплательщику на основании его письменного заявления по решению суда.
Удовлетворяя требование заявителя, суд правильно применил нормы материального права.
Статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлен общий порядок возврата излишне взысканной суммы налога, сбора, а также пени и (или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки.
Довод кассационной жалобы о том, что указанная норма регулирует зачет или возврат излишне взысканного налога, а не штрафа, не может быть принят во внимание.
Действительно, в ст. 79 НК РФ, регулирующей вопросы зачета и возврата излишне взысканных налогов, сборов и пеней в спорный период, не был предусмотрен порядок зачета и возврата штрафа.
Однако, исходя из буквального толкования положений подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ законодатель не запретил применение порядка, предусмотренного ст. 79 НК РФ, к процедуре зачета и возврата излишне взысканного штрафа.
Положения ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть применены в данном случае по аналогии закона.
Отсутствие в Налоговом кодексе РФ процедуры зачета и возврата излишне взысканного штрафа не может служить основанием для сохранения спорной суммы в бюджете.
Кроме того, в соответствии с п. 56 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, в соответствии с которой правила о зачете (возврате) сумм излишне взысканного налога применяются в том числе к штрафам за совершение налоговых правонарушений.
Также подпунктом 5 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
В силу пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Названные выше нормы обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, поэтому на основании пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации имеют обратную силу и применяются в отношении сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов до 01.01.07 г.
Указанная позиция согласуется и с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.03.07 г. N 03-02-07/2-54.
Поскольку у заявителя на момент подачи письменного заявления в Налоговую инспекцию имелась сумма излишне взысканных штрафов, что установлено судом, подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается, то судом правомерно сделан вывод о наличии у Налоговой инспекции соответствующей обязанности по возврату спорной суммы.
Изложенный подход в применении положений ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (постановлениями ФАС МО от 17.12.2007 г. N КА-А40/13073-07, ФАС ЗСО от 07.11.2007 N Ф04-7738/2007(39929-А45-25), от 19.01.2006 по делу N А56-6911/2005, ФАС УО от 01.10.2007 N Ф09-7977/07-С3, от 16.04.2007 N Ф09-2645/07-С2, ФАС СКО от 12.01.2006 по делу N Ф08-6386/2005-2532А, от 26.04.2006 по делу N Ф08-1574/2006-668А, ФАС ДО от 11.10.2006 по делу N Ф03-А16/06-2/3204, от 12.07.2006 по делу N Ф03-А51/06-2/2012 и другими).
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод по делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки судебных инстанций, им дана правильная правовая оценка.
Таким образом, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
С Налоговой инспекции на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1 000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 9 января 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 04 марта 2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-34140/07-98-226 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в доход федерального бюджета гос.пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2008 г. N КА-А40/5108-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании