Положение
об особенностях представления кредитной организацией банковских услуг
в рамках законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об иностранных налогоплательщиках в [наименование кредитной организации] (далее - Положение) является внутренним нормативным документом и устанавливает:
- порядок реализации в деятельности Банка законодательства Российской Федерации по определению иностранного налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих;
- порядок реализации в деятельности Банка законодательства Российской Федерации по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов;
- порядок осуществления финансовых операций с клиентами, являющимися налоговыми резидентами иностранных государств, и с клиентами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, а также порядок представления и состав финансовой информации о таких клиентах, представляемой в Уполномоченные органы.
1.2. Настоящее Положение определяет:
- основные задачи по определению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих;
- основные задачи по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов;
- критерии отнесения клиентов к категории клиент - налоговый резидент иностранного государства;
- особенности осуществления финансовых операций с такими клиентами;
- порядок и сроки представления отчетности в Уполномоченные органы о клиентах - налоговых резидентах иностранного государства и лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов;
- принципы распределения полномочий и ответственности в целях реализации указанных задач.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных документов Банка России, и иных контролирующих деятельность Банка органов, а также внутренних документов Банка, в том числе:
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Налогового кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
- Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
- Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ);
- Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 N 1267 "Об информационном взаимодействии между организациями финансового рынка и уполномоченными органами";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)" (далее - Постановление N 693);
- Указания ЦБ РФ от 07.07.2014 N 3312-У "Об особенностях взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг, а также по вопросам закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из особенностей законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов".
1.4. Реализация мер, предусмотренных настоящим Положением, является частью системы внутреннего контроля [наименование кредитной организации].
1.5. Банк обеспечивает непрерывность осуществления мер, предусмотренных настоящим Положением.
Термины и определения
АБС - автоматизированная банковская система "Диасофт", в которую заносятся данные о клиентах при обращении в Банк с целью оказания им финансовых услуг, а также осуществляется учет данных о клиентах и их счетах.
Агрегирование - процедура расчета величины остатка средств клиента на счетах в Банке, при которой принимается во внимание совокупная величина остатков средств на счете или сумм по всем заключенным существующим договорам с Банком, вне зависимости от величины остатка средств на счете или суммы договора по каждому из существующих договоров в отдельности.
Банк - [наименование кредитной организации].
Верификация Клиента - совокупность мероприятий в рамках выявления налоговых резидентов иностранного государства (иностранных государств) по установлению налогового резидентства (резидентств) Клиента, Выгодоприобретателей, а также лиц, прямо или косвенно их контролирующих, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий, а также установлению принадлежности Клиента к лицам, на которых распространяются требования Закона США "О налогообложении иностранных счетов" FATCA.
Выгодоприобретатель - лицо (структура без образования юридического лица), к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, договора комиссии и договора доверительного управления.
Высокостоимостные остатки - в результате агрегирования сумма остатков на счетах (сумм договоров) клиента, превышающая определенное пороговое значение в долларах США (либо эквивалент в иной валюте по курсу Банка России), на заданную дату в отношении клиентов: юридических лиц - 250 тысяч долларов США, физических лиц - 1 миллион долларов США.
Договор - договор, предусматривающий оказание финансовых услуг - договор банковского счета (вклада), договор о брокерском обслуживании, договор доверительного управления имуществом, договор депозитарного обслуживания или иной договор, в рамках которого Банк принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Достоверные открытые источники - электронные базы данных, доступные Банку, опубликованная в СМИ (в том числе электронных) информация о публичных персонах (бизнесмены, звезды, спортсмены, иные публичные персоны).
Доходы от пассивной деятельности - дивиденды, процентный доход (или иной аналогичный доход), доходы от сдачи в аренду или в субаренду имущества, доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности, периодические страховые выплаты (аннуитеты), превышение доходов над расходами в результате осуществления операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (за исключением доходов, полученных в результате осуществления основной деятельности), превышение доходов от операций с иностранной валютой (положительные курсовые разницы) над расходами от операций с иностранной валютой (отрицательные курсовые разницы), доходы, полученные в рамках договора добровольного страхования жизни, иные доходы, аналогичные доходам, указанным выше.
Законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (FATCA) - Закон США "О налогообложении иностранных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA).
Клиент - физическое или юридическое лицо (в том числе кредитная организация), иностранная структура без образования юридического лица, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, которым Банк оказывает услугу на разовой основе либо которое Банк принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Клиент - физическое лицо - физическое лицо, а также в целях настоящего Положения индивидуальный предприниматель, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, находящиеся на обслуживании в Банке. Верификация указанных лиц проводится путем самосертификации с использованием форм самосертификации для клиентов - физических лиц.
Клиент - юридическое лицо - юридическое лицо, структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании в Банке. Верификация указанных лиц проводится путем самосертификации с использованием форм самосертификации для клиентов - юридических лиц.
Клиентский менеджер - работник, в зоне ответственности которого находятся соответствующие клиенты, в должностные обязанности которого входит взаимодействие с клиентами на регулярной основе, в том числе в рамках предложения клиентам новых услуг, заключения/изменения/расторжения договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг с указанными клиентами, и иного сопровождения (в том числе информационного).
Контролирующее лицо в целях FATCA - физическое или юридическое лицо, являющееся налоговым резидентом США, входящее в состав контролирующих лиц организации, которым принадлежит прямо или косвенно более 10 % от уставного капитала организации:
- в компании либо партнерстве - лицо, которое прямо или косвенно владеет более 10 % акций (долей) данной компании (по количеству голосов или стоимости)/партнерства;
- в трасте - лицо, прямо или косвенно владеющее более 10 % долей траста. Лицо будет считаться бенефициарным собственником доли траста, если такое лицо имеет право получать прямо, косвенно или через номинального получателя обязательные выплаты из траста (mandatory distributions), т. е. выплаты, размер которых определяется на основании договора траста, а также дискреционные выплаты из траста, т. е. выплаты, совершенные по усмотрению управляющего (discretionary distribution).
Лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента - физическое лицо, считается само это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что существуют иные физические лица, прямо или косвенно контролирующие клиента - физическое лицо.
Низкостоимостные остатки - в результате агрегирования сумма остатков на счетах (сумм договоров) клиента, не превышающая порогового значения: 250 тыс. долларов США для клиентов - юридических лиц и 1 миллион долларов США - для клиентов - физических лиц.
Налоговый резидент иностранного государства - лицо, которое признается таковым в соответствии с законодательством иностранного государства (иностранных государств) или территории (территорий), или в отношении которого есть основания полагать, что оно является таковым. К налоговым резидентам иностранного государства не относятся налоговые резиденты РФ, за исключением случаев, когда они одновременно являются налоговыми резидентами РФ и иностранного государства (иностранных государств). К налоговым резидентам иностранного государства относятся налоговые резиденты США.
Налоговая служба США - орган исполнительной власти США, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Internal Revenue Service, IRS).
Ответственный сотрудник - должностное лицо Банка, в обязанности которого входит осуществление работы и контроля за соблюдением требований в рамках исполнения законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, назначается приказом Председателя Правления Банка.
Ответственный сотрудник ДКО - сотрудник Департамента клиентского обслуживания, осуществляющий в рамках своих должностных обязанностей работу с Клиентом.
Отчетный период - календарный год, за который подается отчетность.
Пассивная нефинансовая организация - организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся организацией финансового рынка, осуществляющая пассивную деятельность: за предшествующий календарный год более 50 % доходов клиента составляют доходы от пассивной деятельности и более 50 % активов клиента (оцениваемых по рыночной или балансовой стоимости) относятся к активам, используемым для извлечения доходов от пассивной деятельности, и не соответствующая признакам организации, осуществляющей активную деятельность, а также организация финансового рынка, зарегистрированная в государстве (территории), не включенном в перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, размещенный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационный сети "Интернет", основной доход которой происходит от инвестиций или торговли финансовыми активами, и которая управляется иной организацией финансового рынка.
Самосертификация Клиента - заполнение Клиентом в рамках верификации Клиента специально разработанных и утвержденных форм самосертификации Клиента с целью определения налогового резидентства (резидентств) Клиента, Выгодоприобретателей, а также лиц, прямо или косвенно их контролирующих, а также определения необходимости отнесения клиента к категории лиц, на которых распространяется законодательство FATCA, и контролирующих лиц Клиента в целях FATCA.
Статус Клиента - отнесение Клиента к определенной категории. Присваивается в результате проведенной верификации Клиента и фиксируется в информации о Клиенте в АБС. Подразделяется на:
Комплаенс-статус - категория Клиента в рамках Федерального закона N 340-ФЗ;
FATCA-статус - категория Клиента по отношению к FATCA.
Структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных Выгодоприобретателей. Относится к категории клиентов - юридических лиц.
Существующий Клиент - Клиент, принятый на обслуживание в Банк и заключивший Договор до даты вступления в силу Постановления N 693.
Уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба (ФНС).
Уполномоченный сотрудник - Председатель Правления или уполномоченное им должностное лицо принимать решения об отказе от совершения операций клиентов - иностранных налогоплательщиков и/или расторжении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.
Финансовые активы - денежные средства, а также ценные бумаги, производные финансовые инструменты, доли участия в уставном (складочном) капитале юридического лица или доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица, права требования из договора страхования, а также любой иной финансовый инструмент, связанный с указанными видами финансовых активов. Для целей настоящей главы недвижимое имущество, а также драгоценные металлы (кроме обезличенных металлических счетов) не признаются финансовыми активами.
Финансовая информация - информация об операциях, счетах и вкладах клиентов, сумме денежных средств и стоимости имущества указанных лиц, находящегося в распоряжении организации финансового рынка в соответствии с договором о брокерском обслуживании или договором о доверительном управлении Банка, стоимости имущества указанных лиц, учитываемого Банком в рамках депозитарной деятельности, а также о выплатах и операциях, совершенных в связи с указанными в настоящем определении счетами и вкладами, договором доверительного управления имуществом (в том числе удостоверенным выдачей инвестиционного пая), договором о брокерском обслуживании, депозитарным договором и иными договорами, в рамках которых Банк принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Форма W9 - сертификат налогоплательщика США, заполняется налоговым резидентом США - физическим или юридическим лицом.
Электронная база данных - совокупность сведений о клиенте, содержащихся в анкете (досье) клиента, систематизированной таким образом, чтобы сведения из анкеты (досье) клиента могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.
CRS - Common Reporting Standard (Единый стандарт отчетности) - разработанный в рамках ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) модельный документ, который предусматривает сбор и ежегодный автоматический обмен финансовой информацией между государствами, которые присоединились к данному стандарту.
GIIN - Global Intermediary Identification Number - идентификационный номер организации, присваиваемый Налоговой службой США при регистрации организации на сайте IRS в целях соблюдения требований FATCA.
Green Card - разрешение на постоянное пребывание в США (карточка постоянного жителя, форма I-551).
IRS - Internal Revenue Service - Налоговая служба США.
Соблюдение банком требований международного законодательства в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией (CRS) и законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (FATCA)
1.6. Международное законодательство в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией (CRS).
1.6.1. При соблюдении CRS Банк руководствуется требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 340-ФЗ, Постановления N 693, определяющего обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией, а также принципами, изложенными в тексте Стандарта*(1) CRS.
1.6.2. Требования Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 340-ФЗ и Постановления N 693 распространяются на все организации финансового рынка и направлены на обеспечение выявления организациями финансового рынка налоговых резидентов иностранного государства (иностранных государств) с целью передачи сведений о них в Уполномоченный орган. Уполномоченный орган в связи с автоматическим обменом финансовой информацией между государствами в рамках CRS направляет сведения об иностранных налоговых резидентах в уполномоченные органы соответствующих государств, а также получает сведения о налоговых резидентах РФ от уполномоченных органов соответствующих государств.
1.6.3. В целях соблюдения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 340-ФЗ, Постановления N 693 и CRS Банк осуществляет мероприятия по выявлению подотчетных лиц (налоговых резидентов иностранного государства (иностранных государств)) и предоставлению отчетности о таких лицах в случаях, предусмотренных требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 340-ФЗ и Постановлением N 693 в Уполномоченный орган.
1.7. Законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (FATCA).
1.7.1. При соблюдении FATCA Банк руководствуется требованиями Федерального закона N 173-ФЗ, определяющего порядок соблюдения российскими финансовыми организациями, присоединившимися к FATCA, требований FATCA, а также принципами, изложенными в FATCA Regulations.
1.7.2. В целях соблюдения требований Федерального закона N 173-ФЗ и FATCA Банк заключил соглашение с Налоговой службой США путем регистрации на сайте Налоговой службы США и получил идентификационный номер GIIN, присваиваемый Налоговой службой США.
1.7.3. Подписание/продление соглашения с Налоговой службой США происходит удаленно на электронном портале Налоговой службы США в личном кабинете Банка.
1.7.4. В целях соблюдения требований Федерального закона N 173-ФЗ Ответственный сотрудник назначается Приказом Председателя Правления Банка.
1.7.5. В целях соблюдения Федерального закона N 173-ФЗ и FATCA Банк осуществляет мероприятия:
1.7.6. По выявлению подотчетных в целях FATCA Клиентов (налоговых резидентов FATCA иностранного государства (США) и при необходимости предоставления отчетности о таких Клиентах в случаях, предусмотренных FATCA и Федеральным законом N 173-ФЗ, в соответствующие уполномоченные органы.
1.7.7. Разовую и периодическую сертификацию в соответствии с требованиями законодательства.
1.7.8. Продление соглашения с Налоговой службой США при необходимости.
1.7.9. Иные мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона N 173-ФЗ и FATCA.
Порядок и способы получения и фиксации информации о клиентах с целью определения их налогового резидентства в целях Федерального закона N 340-ФЗ, Постановления N 693, CRS, а также выявления лиц, на которых распространяются требования Федерального закона N 173-ФЗ и законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов FATCA
1.8. Банк запрашивает, обрабатывает, в том числе документально фиксирует, и анализирует полученную информацию, а также принимает, в том числе документально фиксирует, обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства Клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной Клиентом информации.
1.9. Банк принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с Банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяются требования Федерального закона N 173-ФЗ и FATCA.
1.10. В целях Федерального закона N 340-ФЗ и Постановления N 693 для определения налогового резидентства, а также определения принадлежности Клиента к лицам, на которых распространяются требования Федерального закона N 173-ФЗ и FATCA, Банк проводит верификацию Клиента путем присвоения ему статусов.
1.11. При принятии Клиента на обслуживание, заключении с Клиентом новых Договоров, открытии Клиенту новых счетов Банк в целях верификации запрашивает у него информацию в отношении самого Клиента, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно его контролирующих, а также контролирующих лиц в целях FATCA. Информация представляется Клиентом - физическим лицом в Заявлении-оферте о заключении договора банковского счета/Заявлении-Анкете на открытие счета карты и выпуск карты, Опросном листе по форме, утвержденной Правилами внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [наименование кредитной организации] (далее - ПВК по ПОД/ФТ), Клиентом - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в Информационных сведениях по формам, утвержденным ПВК по ПОД/ФТ. Банк может запросить у Клиента дополнительную информацию по Форме самосертификации (Приложения NN 1-5 к настоящему Положению).
1.12. При обращении Существующего клиента в Банк с целью оказания ему финансовых услуг, проведения операций, обновления сведений или иной целью Банк путем самосертификации в целях верификации запрашивает у него информацию в отношении самого Клиента, его выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно его контролирующих, путем самосертификации в случае, если на основании информации, имеющейся в Банке, ранее не было установлено налоговое резидентство Существующего клиента и данному Клиенту не был присвоен статус. Информация представляется Клиентами по Форме самосертификации (Приложения NN 1-5 к настоящему Положению).
1.13. Для определения налогового резидентства Существующих клиентов, их выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, в целях верификации может использоваться информация о Клиенте, полученная в связи с исполнением им требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, сведения из электронных баз данных Банка, а также данные из достоверных открытых источников при условии их достаточности для установления налогового резидентства и статусов.
1.14. При установлении в целях верификации налогового резидентства и статусов Клиента - юридического лица Банк определяет, относится ли Клиент к категории пассивной нефинансовой организации.
1.15. В случае явного несоответствия информации, представленной Клиентом, сведениям, имеющимся в Банке или полученным из открытых источников, наличия прямых противоречий или возникновения сомнений в подлинности или актуальности представленной информации, Банк в целях верификации запрашивает у Клиента дополнительную информацию (форму самосертификации и при необходимости подтверждающие документы). При этом Банк может использовать любые доступные на законных основаниях способы получения информации для целей определения налогового резидентства Клиента.
1.16. Если имеются основания полагать, что в связи с изменившимися обстоятельствами информация, представленная Клиентом, не соответствует действительности Банк в целях верификации также запрашивает у Клиента дополнительную информацию (форму самосертификации и при необходимости подтверждающие документы) для проведения повторной верификации клиента. При этом в форме самосертификации закреплено, что Клиенты информируют Банк о данных изменениях.
1.17. В отношении Существующих клиентов Банк в целях верификации проводит мероприятия по установлению их налогового резидентства и определению их статусов (верификации) в порядке и в сроки, установленные требованиями Федерального закона N 340-ФЗ и Постановления N 693, с учетом следующих особенностей:
1.17.1. Банк в зависимости от требований законодательства осуществляет разовое и регулярное Агрегирование данных о счетах Существующих клиентов с целью определения среди них клиентов с высокостоимостными и низкостоимостными остатками на счетах в установленные законодательством сроки;
1.17.2. в отношении Существующих клиентов - юридических лиц с высокостоимостными остатками на счетах Банк проводит процедуру установления налогового резидентства (верификации) путем самосертификации Клиента (направление Клиенту запроса с формами самосертификации) либо при отсутствии возможности проведения корректной верификации в установленные законодательством сроки - иными доступными способами, установленными Постановлением N 693, в том числе на основании анализа электронных баз данных;
1.17.3. в отношении Существующих клиентов - физических лиц с низкостоимостными остатками на счетах Банк проводит процедуру установления налогового резидентства (верификации) на основании анализа электронных баз данных;
1.17.4. в отношении Существующих клиентов - физических лиц с высокостоимостными остатками на счетах Банк проводит процедуру установления налогового резидентства (верификации) путем самосертификации клиента (направление Клиенту запроса с формами самосертификации и фиксация подтверждения Клиентского менеджера) либо при отсутствии возможности проведения корректной верификации в установленные законодательством сроки - иными доступными способами, установленными Постановлением N 693, в том числе на основании анализа электронных баз данных и подтверждения Клиентского менеджера клиента;
1.17.5. в отношении любого Существующего клиента вне зависимости от сумм остатков на его счетах Банк может для Клиентов, в том числе физических и юридических лиц с низкостоимостными остатками, проводить установление налогового резидентства (верификацию) путем самосертификации.
1.18. По результатам анализа полученной в ходе верификации (п.п. 4.1-4.10 настоящего документа) информации Ответственный сотрудник ДКО в целях Федерального закона N 340-ФЗ и Постановления N 693 устанавливает налоговое резидентство Клиента, устанавливает принадлежность Клиента к лицам, на которых распространяется FATCA, и устанавливает возможность отнесения Клиента (его выгодоприобретателей, лиц, прямо или косвенно контролирующих Клиента/выгодоприобретателя), к лицам, в отношении которых требуется представление информации в Уполномоченный орган путем присвоения Клиенту соответствующих статусов в АБС.
Информация, предоставляемая клиентами в целях верификации путем самосертификации
1.19. Клиентами - физическими лицами в рамках самосертификации предоставляется следующая информация:
1.19.1. Фамилия, имя и отчество (при наличии).
1.19.2. Дата и место рождения (включая страну (текущее и прежнее название), город рождения и административную единицу города рождения.
1.19.3. Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания в стране налогового резидентства.
1.19.4. Государство (территория) налогового резидентства.
1.19.5. Иностранный идентификационный номер налогоплательщика (его аналог), присвоенный иностранным государством (территорией), налоговым резидентом которой является Клиент, либо в случае отсутствия ИНН или его аналога - причины отсутствия ИНН.
1.19.6. Документы, удостоверяющие личность и (или) налоговое резидентство, выданные компетентным государственным (муниципальным) органом, в том числе иностранных государств или территорий, в том числе паспорт гражданина США или Green Card, а также заполненную Клиентом форму W-9.
1.19.7. Если местом рождения Клиента являются США, но Клиент при этом не является американским гражданином, то он должен представить документы, подтверждающие факт утраты им американского гражданства (certificate of loss nationality).
1.19.8. Согласие на передачу данных о Клиенте в Уполномоченные органы и Налоговую службу США (в случае, если информация о Клиенте подлежит трансграничной передаче в Налоговую службу США напрямую)*(2), (3).
1.19.9. Почтовые адреса клиента и номера телефонов клиента.
1.19.10. Прочая вспомогательная информация по запросу Банка.
1.20. Клиентами - юридическими лицами:
1.20.1. Наименование.
1.20.2. Место инкорпорации.
1.20.3. Адрес в стране регистрации, дополнительные адреса: юридический адрес головного офиса, адрес органа управления или управляющей структуры.
1.20.4. Государство (территория) налогового резидентства юридического лица.
1.20.5. Иностранный идентификационный номер налогоплательщика (его аналог), присвоенный иностранным государством (территорией), налоговым резидентом которого является клиент, либо в случае отсутствия ИНН или его аналога - причины отсутствия ИНН.
1.20.6. Информацию в подтверждение факта отнесения/неотнесения клиента к категории пассивной нефинансовой компании, при необходимости по запросу Банка финансовую отчетность, бухгалтерский баланс клиента.
1.20.7. Если клиент - юридическое лицо является пассивной нефинансовой компанией, то необходимо представить данные о лицах, его контролирующих, приведенные в п.п. 5.1. и в дополнение при необходимости по запросу Банка для акционерных обществ выписку из реестра акционеров.
1.20.8. Если Клиент - юридическое лицо зарегистрировано в США, то необходимо представить заполненную форму W-9.
1.20.9. Если Клиент - юридическое лицо является пассивной нефинансовой компанией и имеет контролирующих лиц в целях FATCA, то необходимо представить Банку данные об этих лицах. Состав данных указан в п.п. 5.1. или 5.2 в зависимости от того, являются ли контролирующие лица физическими или юридическими лицами.
1.20.10. Согласие на передачу данных о Клиенте, его контролирующих лицах в целях FATCA в Уполномоченные органы и Налоговую службу США (в случае, если такая информация подлежит трансграничной передаче в Налоговую службу США напрямую)*(4).
1.20.11. Прочая вспомогательная информация по запросу Банка.
1.20.12. Формы самосертификации в отношении выгодоприобретателей и при необходимости его контролирующих лиц по форме Приложения NN 3-5 настоящего Положения.
1.21. Кредитными организациями:
1.21.1. В дополнение к сведениям, предоставляемым кредитной организацией в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ, кредитная организация сообщает о том, подписала ли она соглашение с Налоговой службой США, и уточняет ее статус в рамках FATCA и номер GIIN (либо путем заполнения формы самосертификации, либо путем предоставления формы W-8 BEN E, либо иным согласованным с Банком способом).
1.21.2. Банк при проведении верификации кредитных организаций, клиентов - финансовых организаций вправе использовать информацию о FATCA-статусе клиента из достоверных открытых источников, доступных Банку, официальный сайт клиента, сайт Налоговой службы США.
1.22. Дополнительные действия:
1.22.1. Если клиент - физическое или юридическое лицо действует к выгоде другого лица (выгодоприобретателя), то оно обязано предоставить сведения о выгодоприобретателе, указанные в п.п. 5.1 или 5.2, в зависимости от того, является ли выгодоприобретатель физическим или юридическим лицом.
1.22.2. Если выгодоприобретатель клиента является пассивной нефинансовой организацией, то клиент представляет Банку сведения о контролирующих лицах по аналогии с п.п. 5.2.7 настоящего Положения.
Критерии отнесения клиента к категории иностранных налоговых резидентов и иностранных налогоплательщиков и признаки принадлежности клиента к иностранному государству
1.23. В целях исполнения требований Федерального закона N 173-ФЗ определены критерии отнесения Клиентов к категории Клиента - иностранного налогоплательщика и способы получения от Клиентов - иностранных налогоплательщиков необходимой информации.
1.23.1. Для физических лиц:
1.23.1.1. физическое лицо является гражданином США;
1.23.1.2. физическое лицо имеет разрешение на постоянное пребывание в США (карточка постоянного жителя (форма I-551 ("Green Card");
1.23.1.3. физическое лицо соответствует критериям "Долгосрочного пребывания", а именно: физическое лицо признается налоговым резидентом США, если оно находилось на территории США не менее 31 дня в течение текущего календарного года и не менее 183 дней в течение 3 лет, включая текущий год и два непосредственно предшествующих года. При этом сумма дней, в течение которых физическое лицо присутствовало на территории США в текущем году, а также двух предшествующих годах, умножается на установленный коэффициент: коэффициент для текущего года равен 1 (т. е. учитываются все дни, проведенные в США в текущем году); коэффициент предшествующего года равен - 1/3; коэффициент позапрошлого года - 1/6. Налоговыми резидентами США не признаются учителя, студенты, стажеры, временно присутствовавшие на территории США на основании виз категории F, J, M или Q.
1.23.2. Для юридических лиц:
1.23.2.1. страной регистрации/учреждения юридического лица являются США, при этом юридическое лицо не относится ни к одной из категорий юридических лиц, исключенных из состава специально указанных налоговых резидентов США;
1.23.2.2. в состав контролирующих лиц в целях FATCA, которым прямо или косвенно принадлежит более 10 % доли в организации, входит одно из следующих лиц: физические лица, являющиеся налоговыми резидентами США в соответствии с п.п. 6.1.1; юридические лица, зарегистрированные/учрежденные на территории США, не относящиеся к категории юридических лиц, исключенных из состава специально указанных налоговых резидентов США в соответствии с требованиями FATCA.
1.24. В целях исполнения требований Федерального закона N 340-ФЗ и Постановления N 693 Банк при проведении верификации использует следующие признаки принадлежности Клиента к иностранному государству:
1.24.1. Для физических лиц:
1.24.1.1. идентификация лица как налогового резидента иностранного государства в порядке, установленном настоящим документом;
1.24.1.2. адрес места фактического проживания или почтовый адрес в иностранном государстве;
1.24.1.3. номер телефона в иностранном государстве при отсутствии номера телефона в РФ;
1.24.1.4. поручение на постоянное перечисление средств на счет (за исключением банковского вклада) или адрес в иностранном государстве;
1.24.1.5. доверенность или право подписи, предоставленные лицу, проживающему в иностранном государстве;
1.24.1.6. адрес до востребования в иностранной юрисдикции (в отсутствие иного адреса в отношении данного клиента, выгодоприобретателя или контролирующих лиц).
1.24.2. Для юридических лиц:
1.24.2.1. Местом учреждения является иностранное государство;
1.24.2.2. Адрес (в том числе, юридический адрес, адрес головного офиса, адрес органа управления или управляющей структуры) в иностранном государстве;
1.24.2.3. Адрес лица, исполняющего функции по управлению структурой без образования юридического лица, в иностранном государстве.
1.24.2.4. В состав Лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента, входит одно из следующих лиц: физические лица, являющиеся налоговыми резидентами иностранного государства в соответствии с п. 6.2.1; юридические лица или иностранные структуры без образования юридического лица, являющиеся налоговыми резидентами иностранного государства/нескольких иностранных государств.
1.24.3. Способы получения от клиентов - иностранных налогоплательщиков необходимой информации
Для получения от клиентов - иностранных налогоплательщиков необходимой информации Банк использует следующие способы:
1. Письменные и устные вопросы/запросы клиенту;
2. Заполнение клиентом формы, подтверждающей/опровергающей возможность его отнесения к иностранным налогоплательщикам;
3. Анализ доступной информации о клиенте;
4. Иные способы, разумные и достаточные в соответствующей ситуации.
Порядок принятия банком решений об отказе проведения операций, об отказе в заключении договора, закрытия счетов и расторжения договоров об оказании финансовых услуг
1.25. Банк вправе отказать Клиенту в проведении операций, в заключении договора, расторгнуть договор об оказании финансовых услуг и закрыть счет в одностороннем порядке в соответствии с требованиями Федерального закона N 173-ФЗ:
1.25.1. Если в результате верификации Клиента установлено или имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что Клиент является налоговым резидентом США, но при этом он не представил в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня направления запроса Банка запрашиваемую информацию по Форме самосертификации (Приложения NN 1, 2 настоящего Положения), позволяющую подтвердить указанное предположение или его опровергнуть, Банк вправе принять решение об отказе от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению указанного Клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг (далее - решение об отказе от совершения операций).
1.25.2. Принятие решения об отказе от совершения операций означает прекращение Банком операций по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, включая прекращение операций по зачислению денежных средств на банковский счет (вклад), открытый Клиенту. Решение об отказе от совершения операций принимает Уполномоченный сотрудник. Ответственный сотрудник ДКО после принятия решения об отказе в проведении операций в пользу или по поручению Клиента в тот же день проставляет в АБС RS-Bank соответствующую отметку.
1.25.3. Принятое решение об отказе от совершения операций не распространяется на осуществление следующих платежей:
1.25.3.1. По исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
1.25.3.2. По исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
1.25.3.3. По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
1.25.3.4. На переводы денежных средств на банковский счет Клиента, открытый в другой кредитной организации, или выдачу денежных средств Клиенту.
1.25.4. В случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый Клиенту, после принятия Банком решения об отказе от совершения операций Банк осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу Клиента, на счета плательщиков в банках-отправителях.
1.25.5. В случае непредставления заключающим договор Клиентом, в отношении которого у Банка имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что Клиент является налоговым резидентом США, информации, необходимой для его верификации, и (или) в случае непредставления Существующим клиентом - налоговым резидентом США в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня направления запроса Банку запрашиваемой информации Банк вправе отказать такому Клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.
1.25.6. В случае непредставления Клиентом - налоговым резидентом США в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его верификации, и (или) в случае непредставления Клиентом - налоговым резидентом США запрашиваемой информации Банк вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг. Ответственный сотрудник ДКО готовит заключение о расторжении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, уведомляет Уполномоченного сотрудника, который принимает решение о расторжении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг. Не позднее следующего дня за днем принятия решения о расторжении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, Ответственный сотрудник ДКО направляет уведомление об этом не ранее чем за 30 (тридцать) рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора и направляет уведомление о принятом решении в Банк России (Департамент финансового мониторинга и валютного контроля) и Росфинмониторинг в соответствии с условиями настоящего Положения.
1.25.7. В случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый Клиенту - налоговому резиденту США, после принятия Банком решения об отказе от совершения операций Банк осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу Клиента - налогового резидента США, на счета плательщиков в банках-отправителях.
1.26. Банк вправе отказать Клиенту в обслуживании в соответствии с требованиями Федерального закона N 340-ФЗ и Постановления N 693:
1.26.1. В случае непредставления лицом, заключающим с Банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящим Положением в целях верификации, Банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.
1.26.2. В случае непредставления Клиентом в течение 30 (тридцати) рабочих дней запрашиваемой информации Банк вправе отказать такому Клиенту в совершении операций. Решение об отказе от совершения операций принимает Уполномоченный сотрудник. Ответственный сотрудник ДКО после принятия решения об отказе в проведении операций в пользу или по поручению Клиента в тот же день проставляет в АБС RS-Bank соответствующую отметку.
1.26.3. Принятое решение об отказе от совершения операций не распространяется на осуществление следующих платежей:
1.26.3.1. По исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
1.26.3.2. По исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
1.26.3.3. По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
1.26.3.4. На переводы денежных средств на банковский счет Клиента, открытый в другой кредитной организации, или выдачу денежных средств Клиенту.
1.26.4. В случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый Клиенту, после принятия Банком решения об отказе от совершения операций Банк осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу Клиента, на счета плательщиков в банках-отправителях.
1.26.5. В случае непредставления Клиентом в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня отказа в совершении операций информации Банк вправе расторгнуть заключенный с ним договор, предусматривающий оказание финансовых услуг. Ответственный сотрудник ДКО готовит заключение о расторжении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, уведомляет Уполномоченного сотрудника, который принима
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения об особенностях представления кредитной организацией банковских услуг в рамках законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов
Подготовлена Р.В. Пашковым. - Специально для Системы Гарант, декабрь 2019 г.