Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 июля 2008 г. N КА-А41/4778-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 г.
Общество с ограниченной ответственность "Укронтех" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным п. 2 решения от 12.02.2007 г. N 48 об отказе в возмещении НДС, а также об обязании налогового органа возместить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 817357 рублей за октябрь 2006 года путем возврата на расчетный счет заявителя.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2008 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2007 года, заявление удовлетворено.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
В отзыве на жалобу общество возражает против доводов инспекции и просит оставить решение и постановление арбитражных судов без изменения по изложенным в них основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 284 АПК РФ, совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей налогового органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество 10.06.2006 года представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2006 года и комплект документов на предоставление налогового вычета в размере 817357 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных документов налоговый орган принял решение от 12.02.2007 г. N 48 "Об отказе полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость", согласно которому признано обоснованным применение заявителем налоговой ставки 0% по реализации продукции в сумме 5297382 руб., отказано в возмещении НДС в размере 817357 рублей.
Основаниями для принятия данного решения налоговым органом приведены: указание в нарушение подпунктов 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ в графе "страна происхождения" счетов-фактур страны Россия, предъявление к вычету НДС по счету-фактуре банка, выставленному за валютный контроль, при том, что в августе 2006 г. валютных операций не было, а также выявление признаков недобросовестности налогоплательщика, заключающихся в незначительном штате сотрудников организации, отсутствии физического движения товара со склада поставщика до склада покупателя, образовании дохода заявителя преимущественно за счет возмещения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным для поставки на экспорт товарам.
Указанные доводы исследовались судами первой и апелляционной инстанций и признаны несостоятельными, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу пределов полномочий, установленных в п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, не имеется оснований к переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих уплату сумм налогов, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Общество вместе с налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов представило в инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения указанной налоговой ставки и налоговых вычетов: договоры, счета-фактуры, выставленные поставщиками Общества, платежные поручения, товарные накладные, карточки счета, книга покупок, которые исследовались судами и признаны относимыми и допустимыми доказательствами.
Факт экспорта товара и поступления валютной выручки подтвержден решением налогового органа.
При таких обстоятельствах судами правомерно сделан вывод, что заявителем выполнены все условия, предусмотренные статьями 165 и 172 НК РФ, необходимые для принятия к вычету сумм НДС, по которым в возмещении налога было отказано.
Довод налогового органа о том, что счета-фактуры, выставленные ОАО КБ "Интегро", не соответствуют требованиям подпунктов 13, 14 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в графе "Страна происхождения товара", сведения в которой заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, указана Россия, а товар, перечисленный в представленных счетах-фактурах, приобретен на территории РФ, обоснованно признан судами несостоятельным в качестве причины для отказа в налоговых вычетах.
Суды, отклоняя указанный довод инспекции, правомерно исходили из того, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцом.
Установлено, что заявителем представлены в налоговый орган счета-фактуры, соответствующие требованиям п.п. 5 и 6 статьи 169 НК РФ, в которых указаны порядковые номера и даты выписки счета-фактуры, наименование, адрес, ИНН налогоплательщика, наименования и адрес грузоотправителя и грузополучателя, стоимость товара без учета налога, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, страна происхождения товара, подписи руководителя и главного бухгалтера организации, выдавшей счет-фактуру.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом судов о том, что налогоплательщик, реализующий товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Следовательно, указание поставщиком в графе 10 счета-фактуры "Россия" или "РФ" не является нарушением при заполнении счета-фактуры.
Суды в обосновании изложенной позиции правомерно сослались на Письмо ФНС России от 05.07.2004 N 03-1-08/1485/18 "О порядке оформления счетов-фактур", а также Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, согласно которому в силу п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации только в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 той же статьи, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.
Судами на основе исследования и оценки доказательств сделан вывод о правомерном предъявлении к вычету НДС по валютным операциям, поскольку осуществление таковых подтверждено выпиской банка от 03.08.06 г., мемориальным ордером и распоряжением от 02.08.06 г. на проведение операций по транзитному валютному счету.
Утверждение налогового органа о недобросовестности налогоплательщика по признакам, указанным в оспариваемом решении, противоречит фактическим обстоятельствам дела и налоговому законодательству.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещения налога из бюджета.
По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, в связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатам получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
Согласно указанному постановлению, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Каких-либо противоречий и недостоверных сведений, а также неполноты отражения данных в документах, представленных заявителем в обоснование своего права, налоговым органом при проведении проверки не установлено.
Доводы налогового органа о том, что процесс приобретения товара от поставщика не может не сопровождаться физическим движением товара со склада поставщика до склада покупателя, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В материалах дела имеется справка общества о том, что у заявителя нет складских помещений, а отгрузка производится со складских помещений поставщика ООО "БЕРЕГ КАРБОН" непосредственно на машину-перевозчика либо на станцию отгрузки в вагон. В подтверждение данных фактов судом исследованы договор аренды, договор экспедиции, платежное поручение, акт об автоперевозке, счет.
Установлено, что основной поставщик общества - ООО "Берег Карбон", состоит на учете в инспекции с 07.10.1999 и не относится к категории налогоплательщиков, представляющих "нулевые" отчеты. В ходе проведения встречной проверки налоговым органом получены документы, подтверждающие хозяйственные взаимоотношения между заявителем и данным контрагентом.
Поскольку инспекцией не представлено доказательств недобросовестности заявителя, направленности его действий на необоснованное возмещение налога из бюджета, решение налогового органа в обжалуемой части являются незаконными.
Судебные инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, подтвердили правомерность возмещения НДС в заявленном размере.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены ст.ст. 165, 169, 171, 172, 176 НК РФ, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.
Поскольку налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы согласно определению суда от 04.07.2008, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2008 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2008 года по делу N А41-К2-6497/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области в доходы федерального бюджета госпошлину 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2008 г. N КА-А41/4778-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании