Новое в оплате труда. Что нас ждет?
В настоящее время много говорят о новой отраслевой системе оплаты труда. Пока еще трудно сказать точно, какой именно она будет, но кое-что уже известно. Вышло постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - постановление N 605), в котором указан временной интервал, за который должна быть введена новая система оплаты труда, - с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года. И сразу же возникает вопрос, а когда же именно? Потому что, если вводится новая система оплаты труда, то обязательно проводится аттестация всех работников. Для проведения аттестации необходимо время, а если бюджетное учреждение имеет большую численность, то и времени потребуется много.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации об изменениях условий трудового договора работник должен быть уведомлен письменно не менее чем за два месяца. А будут ли у нас с вами эти два месяца, если новую систему нужно будет внедрять в ноябре или декабре 2008 года? Каким образом можно будет перерассчитать работнику его заработную плату с момента введения новых условий оплаты, если все средства бюджета должны быть в конце года перечислены обратно в федеральный бюджет? Ответов пока нет.
Хотелось бы, чтобы новая система была введена не ранее чем с нового, 2009 года. Или с сентября 2008-го, чтобы нам с вами все успеть предусмотреть и провести вовремя аттестацию работников. При этом не следует забывать, что постановлением N 605 штатное расписание предписано согласовывать с учредителем, а на это тоже уйдет достаточно много времени.
Помимо постановления Правительства РФ вышел приказ Минздравсоцразвития России от 22.10.2007 N 663. Этим приказом были утверждены Методические рекомендации по введению в федеральные бюджетные учреждения новых систем оплаты труда.
Рекомендации предлагают устанавливать новые системы оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. На это тоже требуется время, так как коллективный договор и поправки к нему утверждаются конференцией трудового коллектива.
Кроме того, следует учесть, что с каждым работником нужно будет подписать дополнение к трудовому договору и это тоже займет немало времени.
Одновременно с введением новой системы оплаты труда в каждом учреждении необходимо разработать новое положение об оплате труда. Новая система предусматривает также введение системы премирования, а следовательно, надо разработать положение о премировании. Эти важные документы надо согласовать с профсоюзом. В общем, времени требуется много, а его у нас почти не осталось.
Даже по стимулирующим выплатам без рекомендаций Минобразования России мы не можем начать работать, так как такие рекомендации предписаны приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".
Сам Перечень небольшой, всего 4 вида, но он является обобщающим, поэтому с учетом рекомендаций Рособразования он может быть расширен и конкретизирован под стимулирование работников в различных учреждениях образования. Мне кажется, что Рособразование, хорошо зная подведомственные учреждения образования и опираясь на их накопленный опыт, сумеет составить достаточно подробный и оптимальный перечень стимулирующих выплат.
А какие же выплаты перечислены в приказе Минздравсоцразвития России? Перечислим их:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
К сожалению, выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет в качестве обязательных выплат в образовании не применяются. Эти выплаты установлены нормативными актами по оплате труда в здравоохранении - "за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения". К образовательным учреждениям, таким образом, относятся только три категории выплат.
Кроме выплат стимулирующего характера Минздравсоцразвития России своим приказом от 29.12.2007 N 822 утвердил также перечень выплат компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, за пустынность, высокогорный коэффициент, "северные" надбавки);
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) (а также за расширение зоны обслуживания и за работу вместо временно отсутствующего работника), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии));
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам" все должности, применяемые в бюджетной сфере, должны быть сгруппированы в профессионально-квалификационные группы. В свою очередь внутри каждой подобной группы должности могут быть сгруппированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемых работ. Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам приведены в приказе N 525. Основным признаком таких критериев является образовательный уровень будущего работника.
Текст приказа звучит так:
"Профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:
- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих".
В конце марта 2008 года Минобразования России передало в Минздравсоцразвития России свои предложения по группировке должностей с учетом специфики должностей работников в образовании, согласованные с профсоюзом работников народного образования и науки по профессионально-квалификационным группам (ПКГ) и квалификационным уровням.
Представленные ПКГ рассчитаны только на должности, при занятии которых требуется начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также на должности, при занятии которых предъявляется требование наличия ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений, для которых требуется наличие высшего профессионального образования.
Остальные критерии будут использованы Минздравсоцразвития России для группировки должностей, которые называются общеотраслевыми и применяются в одинаковом порядке для всех отраслей социально-культурной сферы.
В ПКГ для работников образования предусмотрено введение таких должностей, как декан факультета, заведующий кафедрой с самостоятельными окладами, а не с доплатами за деканство и за заведование кафедрой, как это применяется сейчас на практике.
Предлагается установить легитимность таких должностей, как учебный мастер, вожатый, советник при ректорате, помощник проректора и других.
Для профессорско-преподавательского состава предусмотрена отдельная ПКГ с целью повышения престижности этих категорий должностей и возможности установления отдельного минимального базового оклада по этой группе должностей.
С этой же целью выделена отдельная ПКГ для должностей педагогических работников учреждений образования довузовского уровня подготовки, реализующих общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы - детские сады, школы, ПТУ и техникумы (колледжи).
Выделены также в отдельные группы должности руководителей структурных подразделений образовательных учреждений для вузов и для остальных образовательных учреждений.
Пока еще не решился вопрос с установлением конкретных размеров минимальных базовых окладов по ПКГ. Срок решения этого вопроса указан в постановлении Правительства РФ N 605, в пункте 6:
"Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
до 1 июля 2008 г. внести предложения в установленном порядке по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам".
Для получения информации с целью решения данного вопроса Минздравсоцразвития России опросило министерства и ведомства на предмет средней заработной платы работников подведомственных учреждений образования и доли средств, входящей в среднюю заработную плату тарифной ставки.
В свою очередь Рособразование своим письмом от 28.03.2008 N 10-55-1603/10-07 разослало такой запрос по подведомственным учреждениям образования.
О представлении сведений о
численности и фонде заработной
платы
В соответствии с совместным письмом заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина и Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голиковой от 18 марта 2008 г. NN 12-01-15/1056 и 109-ТГ Рособразование просит представить в срок до 7 апреля 2008 г. в Рособразование (Управление экономики и финансов) сведения о распределении численности и фонда заработной платы работников, оплачиваемых по ЕТС, в организациях - получателях средств федерального бюджета за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в 2007 г.-2008 г. (за период сентябрь-декабрь 2007 г. и январь 2008 г.), по прилагаемой форме.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие военные кафедры (факультеты), заполняют отдельную аналогичную форму о распределении численности военнослужащих и фонда оплаты труда (денежного довольствия) указанных структурных подразделений.
Н.И. Булаев
Распределение численности и фонда заработной платы работников,
оплачиваемых по ЕТС, в организациях - получателях средств
федерального бюджета за счет средств федерального бюджета и
внебюджетных источников 2007 г.-2008 г.
/------\
Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального |Коды |
бюджета:____________________________________ |------|
| |
|------|
| |
|------|
| |
|------|
| |
|------|
| |
\------/
Получатель***:___________________________________________________________
_______________________________
Раздел:__________________________________________________________________
________________________________
Подраздел
*:_______________________________________________________________________
_________________
Наимено- вание |
2007 год | 2008 год | ||||||
Средне- списоч- ная чис- ленность работни- ков (чел.) |
Фонд зара- ботной пла- ты за пе- риод сен- тябрь - де- кабрь, все- го** (тыс. руб.) |
Среднемесяч- ная заработ- ная плата 1-го работ- ника (руб.) |
В том числе тариф- ная ставка (оклад) по ЕТС (руб.) |
Среднес- писочная числен- ность работни- ков (чел.) |
Фонд заработ- ной пла- ты за январь всего** (тыс. руб.) |
Среднеме- сячная заработная плата 1-го работника (руб.) |
В том числе тариф- ная ставка (оклад) по ЕТС (руб.) |
|
1 Всего по подраз- делу из них со средне- месячной заработ- ной пла- той: 2 300 - 3 000 рублей |
2 | 3 | 4 = 3/2/4 мес. х 1000 |
5 | 6 | 7 | 8 = 7/6 x 1000 |
9 |
3 001 - 4 700 рублей |
||||||||
4701 - 10 000 рублей |
||||||||
10 001 - 20 000 рублей |
||||||||
20 001 - 30 000 рублей |
||||||||
30 001 - 50 000 рублей |
||||||||
свыше 50 000 рублей |
||||||||
* - форма представляется по каждому подразделу раздельно; ** - указывается общий фонд заработной платы (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников); *** - код получателя указывается по реестру бюджетополучателей. |
Руководитель организации или заместитель по финансовым
вопросам________________________________
При анализе заполнения таблицы сразу возникли вопросы:
1. Включать или нет в численность внешних совместителей. От этой категории работников напрямую зависит величина средней заработной платы по интервалам выборки и по учреждению в целом, так как в среднесписочную численность эта категория сотрудников не включается, а в фонде заработной платы их заработная плата учитывается. Если это так, то искажаются показатель доли тарифа в составе средней заработной платы и размер самой средней заработной платы.
2. В графе "2" дана формулировка о тарифной ставке (окладе) по ЕТС, а что же это такое в составе средней заработной платы - никто понять не может. То ли это средний тариф по занятым должностям в интервале выборки, то ли это доля тарифа в средней заработной плате. Отсюда идет искажение информации при заполнении формы. Каждый дал ту информацию, которую посчитал правильной.
3. Внутри учреждения имеются работники, оформленные всего на долю ставки (0,1; 0,15; 0,25; 0,5 и т.п.), но это их основное место работы. Их заработная плата даже не попадает в указанный минимальный интервал, так как составляет менее 2 300 руб. Что делать с ними? Учитывать в среднесписочной численности по интервалу или нет? Или отбросить совсем, так как это искажает картину? Причем по правилам расчета среднесписочной численности эти работники попадают в численность как 1 (одно физическое лицо).
4. Многие работники учреждения оформлены не только по основной ставке, но и на условиях внутреннего совместительства. Однако в среднесписочную численность включаются только физические лица, поэтому такой работник в выборке "прозвучит" один раз. А вот заработная плата попадет в полном объеме, тем самым он, как мне кажется, будет отнесен не к той строке выборки, к какой должен был быть отнесен, то есть произойдет смещение между интервалами заработной платы и интервалами по численности. Картина в очередной раз исказится.
5. Форму просят заполнить по каждому подразделу финансирования бюджета. Однако по научному финансированию по правилам выборки численности в каком-то подразделе бюджета может просто не быть. На научных ставках в вузах, как правило, оформлены преподаватели на условиях внутреннего совместительства, а в таком случае в среднесписочную численность они не должны быть включены, а вот заработная плата попадает в расчет, при этом резко завышается средняя зарплата работников, к тому же падает доля тарифа, так как за счет внебюджетной науки (да и в образовании такая же ситуация) выплачиваются только надбавки, а численность остается в каком-то одном подразделе бюджета. В результате, если придерживаться устных разъяснений по заполнению формы, всю заработную плату по научным подразделам бюджета, где нет численности, надо включать в тот подраздел, где отражена численность работников, которым такая зарплата выплачивается.
На сайте Минфина России было вывешено сообщение о порядке представления этой формы в цифровом формате, на странице 15 пункта 2.4.2 было дано единственное разъяснение, как заполнять итоговые сроки. Это все, что было сказано о порядке заполнения формы. Но, как говорится, "каков вопрос - таков и ответ".
6. Если такую форму Минздравсоцразвития России собирается использовать для анализа и установления на его основе размеров окладов, то это не только не показатель реально существующей картины распределения надбавок и тарифов, но и полная пересортица внутри групп по размерам заработной платы. Поэтому, по моему мнению, использовать такую выборку бесполезно, так как искаженная информация не дает возможности реальной оценки сложившейся ситуации.
Либо такая информация сослужит свою плохую службу при дальнейшей работе по переходу на новые условия оплаты труда работников бюджетной сферы.
Что касается новой системы оплаты труда, то это, пожалуй, вся информация на сегодняшний день.
Хотелось бы сказать несколько слов отдельно по вопросу повышения заработной платы на 14%.
В настоящее время в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.03.2008 N 287-р установлено увеличение объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений приложением к постановлению Правительства РФ от 22.09.2007 N 605, с учетом Распоряжения Правительства РФ от 28.09.2007 N 1311-р.
Во исполнение данного Распоряжения вышел приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 N 148н, в котором разъяснялось, что надбавку следует исчислять из общей суммы заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце с учетом всех установленных выплат.
Статьей 129 "Основные понятия и определения" ТК РФ дано определение заработной платы: "Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)".
Исходя из данного определения стимулирующая надбавка в размере 14% должна устанавливаться ко всей заработной плате, начисленной в соответствующем месяце, никаких исключений ни для каких надбавок и выплат нет.
Однако Минфин России не выделил средства на повышение части заработной платы, касающейся надбавок за ученые степени доктора и кандидата наук, о чем вузам было сообщено письмом Рособразования от 24.04.2008 N 10-55-2180/10-07. А Минздравсоцразвития России своим письмом от 23.04.2008 N 2273-Пр сообщил, что на часть заработной платы, состоящей из надбавок за занимаемую должность доцента или профессора и доплат за наличие ученой степени доктора или кандидата наук, нельзя начислять повышение в размере 14%, что само по себе противоречит положению статьи 129 ТК РФ. Данное разъяснение также устанавливает некую несправедливость по отношению к работникам вузов, так как заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) состоит именно из оклада, надбавки за занимаемую должность и доплаты за ученую степень. Получается, что работники из числа ППС получат увеличение лишь на должностной оклад с учетом его увеличения на 155 с 1 сентября 2007 года. Конечно, спорить с Минздравсоцразвития России вузам сложно, это должен делать учредитель, то есть Рособразование или Минобразования России.
Однако выход из данной ситуации существует. Поскольку вузам предоставлено право на установление стимулирующих выплат, университет (институт) имеет право установить дополнительную стимулирующую надбавку или доплату в размере 14% нашим ассистентам, старшим преподавателям, доцентам и профессорам к упомянутой выше части заработной платы за счет текущей экономии по фонду оплаты труда. Это позволит преодолеть установленную Минздравсоцразвития России социальную несправедливость по отношению к работникам из числа ППС и не нарушить Трудовой кодекс России.
Н.Б. Озерова,
начальник управления планирования
и финансирования МГТУ им. Н.Э. Баумана, консультант-эксперт
Издательского Дома "Советник бухгалтера"
"Советник в сфере образования", N 3, май-июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник в сфере образования"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г.
Ранее издавался под названием: "Советник бухгалтера в сфере образования и науки"
Учредитель: ООО "Издательский Дом "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95