Камеральные и выездные проверки ФСС
Камеральные и выездные проверки осуществляют не только налоговые органы, но и отделения Фонда социального страхования (далее - Фонд). Последние при проведении контрольных мероприятий руководствуются своими нормативными документами, которые недавно были обновлены. В новых нормативных актах порядок проведения проверок прописан более подробно, причем он отличается от установленного ранее.
Методические указания по проведению камеральных и выездных проверок отделениями ФСС зафиксированы в трех постановлениях Фонда: от 21.05.2008 N 110 *(1) (далее - МУ N 110), от 07.04.2008 N 81 *(2) (далее - МУ N 81), от 07.04.2008 N 82 *(3) (далее - МУ N 82). Эти методические указания пришли на смену аналогичным, утвержденным постановлениями ФСС РФ от 29.07.2003 N 87, от 17.03.2004 N 24, от 04.12.2003 N 134 соответственно. Рассмотрим отдельные моменты проведения камеральных и выездных проверок отделениями ФСС на основании новых методических указаний.
Что, где, когда?
"Камералка" проводится по месту нахождения отделения Фонда каждый раз, когда страхователь представляет в отделение ФСС отчетность и иные документы. Документальные выездные проверки проводятся по плану, который утверждается ежеквартально, на территории страхователя, но если у последнего отсутствует возможность предоставить помещение для проведения данной процедуры, то она может быть осуществлена и по месту нахождения отделения Фонда. В рамках выездной проверки по обязательному социальному страхованию одновременно допускается проводить проверку по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кстати, по решению руководителя отделения Фонда или его заместителя может осуществляться и внеплановая выездная проверка.
Все страхователи без исключения подвергаются камеральной проверке, а вот выездную необходимо "заслужить". Для этого у страхователя должна образоваться задолженность по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд или он должен произвести значительные расходы по обязательному социальному страхованию, в том числе от несчастных случаев. Оказаться в плане можно и по результатам камеральной проверки. Кроме того, резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности, нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам ФСС и систематическое получение значительных сумм на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию также способствует тому, чтобы страхователь попал под прицел.
Теперь разберемся с тем, какие периоды подвергаются проверке? "Камералка" охватывает отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, в том числе от несчастных случаев, - и соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В процессе выездной проверки контролю подвергаются документы за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но если такая проверка назначена по результатам камеральной, то будут проверены три календарных года, предшествующих году проведения проверки, и законченный отчетный период года, в котором осуществлена камеральная проверка. Ранее после "камералки" проверяли только законченный отчетный период года, в котором она была осуществлена.
Продолжительность проверок
При представлении отчетности камеральная проверка, как и прежде, длится два месяца, а при выделении средств страхователям - 10 дней с момента представления всех необходимых документов. Выездная проверка не может продолжаться более месяца. Причем конкретный срок устанавливает руководитель отделения ФСС исходя из объема подлежащих контролю расходов страхователя, численности застрахованных лиц, работающих у страхователя, его отдаленности, транспортных и иных условий. Правда, этот срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях - и до трех по мотивированному ходатайству (запросу) лица, проводящего проверку. Срок увеличивается также в том случае, если осуществляется самостоятельная проверка филиалов и представительств страхователя: по месяцу на посещение каждого из них.
Выездная проверка начинается со дня предъявления страхователю решения о ее проведении (приложения 1 к МУ N 81 и 82) и заканчивается в день составления справки о проведенной работе (приложения 8 к МУ N 81 и 82), в которой указываются предмет мероприятия и сроки его проведения.
Истребование документов
"Камералка" проводится на основе уже имеющихся документов, однако проверяющие, в том числе при выявлении нарушений, могут запросить дополнительные сведения в установленном порядке (соответствует порядку запроса документов при выездной проверке). При осуществлении выездной проверки у страхователя есть возможность отказаться от представления документов. Но как только будет получено письменное требование, оформленное по форме, приведенной в приложениях 6 к МУ N 81 и МУ N 82 (при "камералке" - это приложение 1 к МУ N 110), документы необходимо представить в течение 10 дней (ранее был установлен более короткий срок - 5 дней). Если у страхователя отсутствует возможность своевременного представления документов, об этом нужно уведомить проверяющих, причем на следующий день после получения требования. Свой отказ нужно обосновать. Руководитель отделения Фонда примет в течение 2 дней решение: продлить сроки представления документов или отказать в этом, то есть оставить сроки прежними (приложения 7 к МУ N 81 и МУ N 82, приложение 2 к МУ N 110).
Результат проверки
При проведении камеральной проверки представленной отчетности может быть выявлено неправильное отражение показателей в ней (ошибки в заполнении, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах). В этом случае страхователю не позднее трех рабочих дней отправят требование об устранении выявленных замечаний (приложение 3 к МУ N 110) в течение пяти дней (ранее - двух рабочих дней), о чем будет сделана соответствующая отметка на титульном листе отчетности. Страхователю не стоит игнорировать требование, иначе велик риск попасть в план выездных проверок.
Если результат камеральной проверки - выявление обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования, в том числе от несчастных случаев, то проверяющие составят акт камеральной проверки по установленной форме (приложение 4 к МУ N 110) в течение 10 дней с момента окончания контрольного мероприятия.
В соответствии с ранее действовавшим документом (Постановлением ФСС РФ от 29.07.2003 N 87) лицо, осуществившее камеральную проверку, должно было составить докладную записку на имя руководителя исполнительного органа Фонда, в которой указывались документально установленные факты нарушения, а в необходимых случаях - предложения о применении к страхователю штрафных санкций.
А вот составление акта по результатам выездной проверки (приложения 9 к МУ N 81 и МУ N 82) - обязательное условие. Его "нарисуют" либо в ходе проверки, либо в течение двух месяцев после составления справки о проведенной работе.
Акт подписывают проверяющие и руководитель проверенной организации или физическое лицо (их представители). Если последний отказывается от подписания акта, в нем делается соответствующая пометка. Далее акт должен попасть к страхователю. Неявка в отделение Фонда или отказ от подписания уведомления о вручении акта у почтальона не означает, что страхователь не получит акт. В этом случае акт будет направлен по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Получив акт, страхователь вправе представить в отделение Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям. На это отводится 15 рабочих дней, по истечении которых в течение 10 дней руководитель отделения Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки.
Кстати, страхователь (его представитель) вправе присутствовать при рассмотрении материалов проверки. О том, когда и где будет проходить рассмотрение, отделение Фонда обязано известить страхователя заблаговременно (приложения 10 к МУ N 81 и МУ N 82, приложение 6 к МУ N 110). При отсутствии страхователя материалы проверки не разбираются только в том случае, если его участие обязательно по решению руководителя отделения Фонда.
Какое решение может быть принято по результатам проверки? При проведении "камералки" и выездной проверки страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев - это решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев (приложения 8 к МУ N 110 и приложение 12 к МУ N 82) или решение об отказе в привлечении к ответственности (приложение 9 к МУ N 110 и приложение 13 к МУ N 82).
Первое решение принимается при выявлении неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов из-за занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействий) либо нарушении страхователем установленного срока представления отчетности. Если было проведено выездное мероприятие, то решение о привлечении к ответственности будет принято также в случае нарушения установленного срока регистрации в качестве страхователя в отделении Фонда, в том числе более чем на 90 дней.
В течение 10 дней после вступления в силу решения (наступает по истечении 10 дней с момента его вручения страхователю) отделение Фонда направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (приложение 10 к МУ N 110 и приложение 14 к МУ N 82). На исполнение этого требования отводится, как правило, 10 календарных дней, в противном случае недоимка будет взыскана в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя в банках, а при их недостаточности - за счет имущества страхователя.
В результате выездной проверки по обязательному социальному страхованию на свет может появиться:
- решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования (приложение 12 к МУ N 81). При вынесении данного решения страхователю следует отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представить в территориальный орган ФНС уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН;
- решение о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения Фонда на цели обязательного социального страхования (приложение 13 к МУ N 81). В этом случае страхователю придется расстаться с ранее полученными из Фонда средствами;
- решение о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности страхователю - работодателю, уплачивающему добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством (приложение 14 к МУ N 81). Понятно, что в этом случае страхователю необходимо погасить задолженность.
Если в ходе указанной проверки нарушения не выявлены, решение не принимается.
А.Г. Снегирев
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
*(2) Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.
*(3) Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"