По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по косвенным налогам при ввозе товара с территории Республики Беларусь. Правомерны ли действия налогового органа?
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Между правительствами РФ и Республики Беларусь 15.09.2004 заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющимся приложением к названному соглашению, договаривающиеся стороны определили порядок применения, взимания косвенных налогов, обязанности и права налогоплательщиков при импорте товаров.
Согласно п. 6 разд. 1 Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
В Письме ФНС России от 31.05.2005 N ММ-6-03/450 указано, что непредставление в срок, предусмотренный п. 6 разд. 1 Положения, налоговой декларации в налоговый орган признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную ст. 119 НК РФ.
В подтверждение можно привести Постановление ФАС ЗСО от 09.04.2007 N Ф04-1395/2007(32403-А46-42), из которого следует, что Положение в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона N 101-ФЗ*(1) является составной частью правовой системы РФ. Принимая во внимание данные правовые нормы, суд сделал вывод о правомерности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной ст. 119 НК РФ. Аналогичное мнение по поводу возможного привлечения к ответственности налогоплательщика за нарушение срока представления налоговой декларации в соответствии с Положением отражено в постановлениях ФАС ЗСО от 18.02.2008 N Ф04-1018/2008(705-А27-25), ФАС ВСО от 07.03.2007 N А58-4712/06-Ф02-940/07-С1.
Вместе с тем имеется арбитражная практика в пользу налогоплательщика. Например, ФАС МО в Постановлении от 15.11.2007 N КА-А40/11615-07 указал: в соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Ответственность наступает за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ). Следовательно, законодательством о налогах и сборах должен быть определен срок представления налоговой декларации.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит согласно п. 1 ст. 1 НК РФ из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Спорные отношения регулируются международным договором, поскольку спорные налоговые декларации по косвенным налогам представляются в соответствии с Положением. Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
В соответствии с Положением договаривающиеся стороны определили порядок применения, взимания косвенных налогов, обязанности и права налогоплательщиков при импорте товаров, в том числе установили обязанность по представлению в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций. Однако Положение не содержит указания на применение мер налоговой ответственности, предусмотренных как международным соглашением, так и национальным законодательством договорившихся стран, за нарушение установленного в Положении срока представления налоговой декларации.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, относящегося к законодательству о налогах и сборах РФ.
Аналогичная точка зрения отражена в Определении ВАС РФ от 29.02.2008 N 2622/08, постановлениях ФАС УО от 16.10.2007 N Ф09-8396/07-С2, от 14.08.2007 N Ф09-6451/07-С3, ФАС ЦО от 31.05.2006 N А62-7007/2005, от 31.10.2007 N А62-1987/2007.
Учитывая изложенное, решение налогового органа можно попытаться оспорить в арбитражном суде.
М.С. Вашурин,
эксперт журнала "Актуальные
вопросы бухгалтерского учета
и налогообложения"
15 июля 2008 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 14, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"