Однодневные туры: учет транспортных расходов
М.О. Денисова,
главный редактор журнала "Туристические и гостиничные
услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2017 г., с. 39-43.
При организации однодневных экскурсионных туров главной составляющей их себестоимости являются транспортные расходы на перевозку туристов к месту отдыха и обратно. Именно поэтому так важно правильно оформить взаимоотношения с транспортной компанией и собрать все необходимые документы, чтобы не лишиться налоговых вычетов.
Первое - договор с транспортной компанией
На практике встречаются разнообразные формы договоров, предлагаемых к подписанию организациям, обращающимся к услугам индивидуальной перевозки. Между тем согласно ст. 27 Устава автомобильного транспорта*(1) перевозка пассажиров по заказу осуществляется в рамках договора фрахтования, заключенного в письменной форме. В этой же статье перечислены условия, которые должны войти в договор фрахтования. Кроме стандартных сведений о сторонах договора в нем следует зафиксировать (п. 2 ст. 27 Устава автомобильного транспорта):
тип предоставляемого транспортного средства (ТС) и количество (при необходимости);
маршрут и место подачи ТС;
круг лиц, для перевозки которых предоставляется ТС (это может быть как перечень конкретных фамилий, так и указание на неопределенный круг лиц);
размер платы за пользование ТС;
порядок допуска пассажиров для посадки в ТС, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (если ТС предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
сроки осуществления перевозки;
Перевозка пассажиров в отсутствие договора фрахтования, равно как взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц и посадка в ТС пассажиров, которых нет в списке, при перевозке по заказу неопределенного круга лиц, является предметом административной ответственности перевозчика (см., например, Постановление АС МО от 17.01.2017 N Ф05-18285/2016 по делу N А40-50944/2016-2-375). Штрафы достигают 200 000 руб. (ст. 11.14.2 КоАП РФ), поэтому соблюдение данных правил документирования - в интересах самой транспортной компании, и нарушения происходят нечасто.
Несогласование остальных обязательных условий договора фрахтования чревато в первую очередь финансовыми разногласиями между заказчиком перевозки и ее исполнителем, а уже потом налоговыми последствиями для участников сделки.
Так, невнимательность при согласовании размера платы за пользование ТС во взаимосвязи с их маркой и вместимостью может стоить заказчику дополнительных затрат в виде оплаты времени не только проезда, но и периода их уборки (см. Постановление АС ПО от 10.02.2017 N Ф06-17654/2017). Однако, если из документов явствует, какое именно ТС было подано для перевозки и то, что перевозка состоялась по согласованному маршруту, проблем в налоговом учете у заказчика не возникнет.
Иначе могут обстоять дела, если заключенный с транспортной компанией договор вообще не соответствует по форме и содержанию договору фрахтования ввиду отсутствия в нем существенных условий, определенных в ст. 27 Устава автомобильного транспорта. Иногда такие договоры суды признают договорами о возмездном оказании услуг (гл. 39 ГК РФ) и считают достаточными для подтверждения факта оказания транспортных услуг двусторонних актов и счетов-фактур (Постановление АС ЗСО от 21.12.2016 по делу N А75-1243/2016). Здесь есть принципиально важный момент: если в акте об оказании услуг не будут расшифрованы детали состоявшейся перевозки (место начала и окончания перевозки, маршрут, количество туристов, допущенных к перевозке, и т.д.), налоговики могут усомниться в достоверности данных документов и налоговых расходов, их экономической обоснованности (ст. 252 НК РФ). Поэтому, как бы ни назывался подписанный сторонами документ (договор оказания транспортных услуг, перевозки и т.п.), к нему необходимо оформлять заказ-наряды на каждую поездку с расшифровкой всех нужных деталей. Тогда в налоговом учете проблем не возникнет.
Второе - заказ-наряд на конкретную перевозку
В силу п. 4 ст. 27 Устава автомобильного транспорта при несистематических перевозках по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление ТС. Следовательно, если договор транспортного обслуживания по своему содержанию и форме не соответствует требованиям п. 4 ст. 27 названного устава либо имеет рамочный характер, а именно - отсылает смотреть все существенные условия договора в заявке заказчика на подачу ТС (которая, кстати, очень часто принимается в устной форме), заказ-наряд необходим. В отсутствие данного документа затраты на транспортное обслуживание могут быть признаны необоснованными.
Реквизиты и порядок заполнения заказа-наряда в настоящее время установлены Правилами перевозок пассажиров*(2) (см. приложение 4).
Заказ-наряд должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
2) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;
3) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;
4) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;
5) фамилии и инициалы водителей;
6) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
7) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагаются остановки транспортного средства в пути следования;
8) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;
9) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;
10) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;
11) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;
12) количество перевезенных пассажиров;
13) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.
Образец оформления заказа-наряда приведен на стр. 43.
Заказ-наряд N ___ на предоставление транспортного средства
"__ " ______ 20 г.
Фрахтовщик _________________________________________________________
наименование, адрес, номер телефона и ИНН
Фрахтователь _______________________________________________________
наименование, адрес, номер телефона и ИНН
Транспортное средство ___________________________________________________
марка, регистрационный знак
Водитель ___________________________________________________________
Ф. И. О.
Пассажиры __________________________________________________________
количество, Ф. И. О. (при необходимости)
Информация о маршруте согласно заявке | |
Подача ТС ------------------ адрес, дата, время |
Промежуточная остановка ТС ------------ --------------------------------------- адрес, наименование пункта маршрута Конечная остановка ТС------------------- адрес, наименование пункта маршрута |
Часы и минуты прибытия ТС ------------------------------- |
Часы и минуты завершения поездки -------------------------------------- |
Стоимость __________________________________________________________
цифрами и прописью
Расчеты произвел ___________________________________________________
должность, Ф. И. О., подпись лица,
уполномоченного на проведение расчетов
за пользование ТС
Заказ выполнен (заполняется фрахтователем)__________________________
_________________________________________________________________________
должность, Ф. И. О., подпись лица, удостоверяющего выполнение
заказа-наряда
Обратите внимание: данный документ содержит исчерпывающую информацию об оказанной услуге, которой достаточно для ее экономического обоснования. Ключевым его реквизитом следует считать подпись лица, удостоверяющего принятие услуги (выполнение заказа). Наличие такой подписи в документе снимает финансовые разногласия сторон договора (Постановление АС МО от 14.07.2015 N Ф05-8620/2014 по делу N А41-55853/13), собственно, как и налоговые притязания инспекторов. Отсутствие подписи ставит под сомнение факт оказания услуг (Постановление ФАС МО от 03.07.2014 N Ф05-9475/13 по делу N А40-144733/12), а значит, использование услуг в деятельности по организации тура.
* * *
Из всего сказанного следует, что обязательным документом для подтверждения расходов турфирмы на транспортное обслуживание (перевозку туристов от места сбора в место отдыха и обратно) является заказ-наряд, составляемый к договору фрахтования, а иногда и заменяющий его. В этом документе есть сведения обо всех деталях перевозки начиная с марки ТС и места его подачи, заканчивая точным временем начала и окончания движения по заданному маршруту. Виза заказчика на документе (подпись должностного лица) подтверждает факт выполнения заказа, реальность понесенных затрат в виде стоимости перевозки и их экономическую обоснованность. Особенно если количество и ФИО лиц, допущенных к перевозке, соотносятся с количеством и данными лиц, купивших соответствующий тур.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"