Переплата по налогам и страховым взносам: план действий
Е. Зобова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 46-56.
Все бухгалтеры стремятся платить налоги и сборы в установленные сроки и в нужной сумме. Но в действительности так происходит не всегда. Не является исключением и ситуация, когда образуется переплата по налогам и сборам. Причины могут быть самые разные: ошибка в платежных документах или ошибочная уплата налогов два раза, представление уточненной декларации, в которой сумма налога к уплате в бюджет уменьшена, уплата налога организацией и снятие этой же суммы с расчетного счета налоговым органом и т.д.
О том, что делать, если образовалась переплата по налогам и страховым взносам, читайте в предложенном материале.
Если у организации образовалась переплата по налогу или сбору (страховым взносам), то для начала надо установить данный факт, то есть определить сумму, дату и причину возникновения переплаты. Порядок дальнейших действий прописан в ст. 78 и 79 НК РФ.
Обратите внимание! Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.
По общему правилу, установленному НК РФ, сумму излишне уплаченного налога или страховых взносов можно зачесть в счет предстоящих платежей или вернуть на расчетный счет. Решение о том, что делать с переплатой, хозяйствующий субъект принимает самостоятельно. При этом если зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам налоговый орган может провести самостоятельно, то возврат переплаты на расчетный счет осуществляется только по заявлению налогоплательщика. И направление такого заявления в налоговый орган является правом, а не обязанностью налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 11.12.2014 N 03-07-11/63803).
Зачет переплаты по налогам и страховым взносам
Самый простой вариант решения проблемы переплаты по налогам и страховым взносам - зачет указанной суммы в счет будущих платежей по налогам.
Зачет производится по следующим правилам:
- сумму переплаты можно зачесть в счет предстоящих платежей по тому же налогу, по которому образовалась переплата, или по иному налогу, а также погасить недоимку по этому иному налогу. Данной переплатой можно погасить задолженность по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;
- зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который названная сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по указанному взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения;
- по общему правилу зачет суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ;
- при выполнении зачета на сумму переплаты проценты не начисляются;
- зачет переплаты в счет будущих платежей осуществляется на основании заявления налогоплательщика;
- зачет переплаты в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом самостоятельно;
- налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта;
- в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам;
- заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах;
- налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
К сведению. НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица. В настоящее время внесение таких изменений в НК РФ не предполагается (Письмо Минфина РФ от 06.03.2017 N 03-02-08/12572).
Отметим, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется только при отсутствии недоимки или задолженности по другим платежам на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-02-08/35409).
Из приведенных норм видно, что имеющуюся переплату по налогу можно зачесть в счет будущих платежей по данному налогу. Из этого правила есть одно исключение - оно касается переплаты по НДФЛ. Поясним сказанное.
Пунктом 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ. В подобной ситуации налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ (Письмо ФНС РФ от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@).
В случае отсутствия у указанного налогового агента задолженности по иным федеральным налогам налоговый орган осуществит возврат излишне уплаченной суммы, не являющейся НДФЛ, в установленном порядке.
Нужно учесть, что подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ, а возврат на расчетный счет организации осуществляется с учетом положений абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ.
Кроме того, возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида и в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.
Рассмотрим подробнее отдельные моменты проведения зачета переплаты по налогам и страховым взносам.
Срок давности. Разговор о проведении зачета или возврата суммы переплаты по налогам и страховым взносам неслучайно начат именно со слов об определении суммы и даты возникновения переплаты. Если сумму переплаты можно определить по данным бухгалтерского учета и на основании акта сверки расчетов с налоговым органом, то с определением даты возникновения переплаты не все так однозначно. А если срок давности пропущен, то и вопрос о зачете или возврате переплаты становится неактуальным.
Как установлено НК РФ, заявление о зачете переплаты можно подать не позднее трех лет со дня уплаты налога, если иное не установлено НК РФ. Из содержания и смысла ряда статей НК РФ следует, что законодатель ограничил возможности налогоплательщика и налогового органа по изменению сведений о начисленных и уплаченных налогах, по взысканию и возврату из бюджета сумм налогов определенным сроком. Так, установлен трехлетний срок глубины выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ), трехлетний срок подачи уточненных налоговых деклараций (ст. 173 НК РФ), трехлетний срок обращения за возвратом излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (ст. 78, 79 НК РФ) (Письмо ФНС РФ от 19.04.2016 N СА-18-7/398@).
Данную норму представители налоговых органов на примере налога на прибыль трактуют следующим образом (Информация ФНС РФ от 07.09.2015): срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций исчисляется с даты представления налоговой декларации, а не с момента перечисления авансовых платежей.
По закону плательщики налога на прибыль организаций по итогам каждого квартала, а также каждого месяца исчисляют суммы авансовых платежей. Указанные платежи зачитываются в счет уплаты последующих авансовых платежей и самого налога на прибыль нарастающим итогом.
Соответственно, в случае, если налогоплательщик не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10, основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.
Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет с даты представления декларации. Это означает, что зачесть или вернуть сумму переплаты по налогу можно, подав в налоговый орган заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Как полагают налоговики, срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогу исчисляется с даты представления декларации по данному налогу, а не с момента перечисления налоговых платежей (в данном случае речь идет о том, что налог уплачен позже установленного срока).
Обратите внимание! По смыслу ст. 205 ГК РФ, а также п. 3 ст. 23 ГК РФ срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43).
Акт сверки. Налогоплательщики по своему желанию или по инициативе налогового органа могут сделать акт сверки по налогам и сборам. По мнению автора, такую сверку нужно делать ежегодно при составлении годовой отчетности для подтверждения данных бухгалтерской отчетности независимо от наличия переплаты. При обнаружении переплаты сверку осуществлять необходимо - без нее налоговый орган не проведет ни зачет, ни возврат переплаты.
Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика установлен Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами*(1).
Сверка расчетов по инициативе налогоплательщика проходит следующим образом.
Налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление о проведении сверки расчетов лично или по почте.
Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом. С 24.01.2017 применяется акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.
К сведению. С 01.02.2017 справки об отсутствии задолженности, о состоянии расчетов и акты совместной сверки представляются налоговыми органами с учетом сведений о страховых взносах.
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Если расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика нет, то срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать десять рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.
При выявлении расхождений срок проведения сверки расчетов не должен превышать 15 рабочих дней. Для устранения разногласий налогоплательщик вправе представить первичные документы - как правило, это платежные документы. Если ошибка возникла по вине налогового органа, то готовится служебная записка в отдел, допустивший ошибку. Срок для исправления ошибок - не более пяти рабочих дней. После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется новый акт сверки расчетов с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах.
Акт сверки подписывается представителями налогоплательщика и налогового органа и выдается налогоплательщику.
Зачет по видам налогов и сборов. Как сказано выше, зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам. Аналогичный порядок действует в отношении региональных и местных налогов.
Напомним, что согласно ст. 12, 13, 14 и 15 НК РФ в РФ установлены федеральные, региональные и местные налоги:
- к федеральным налогам и сборам относятся в том числе НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина;
- к региональным налогам относятся, в частности, налог на имущество организаций, транспортный налог;
- к местным налогам и сборам относятся в том числе земельный налог, торговый сбор.
Следовательно, зачесть переплату по налогу можно только между налогами соответствующего уровня.
При этом ст. 78 НК РФ не ограничивает проведение зачета суммы излишне уплаченного федерального налога в счет погашения недоимки по другому федеральному налогу (Письмо Минфина РФ от 30.08.2016 N 03-07-11/50432). Например, сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль организаций может быть зачтена в счет погашения недоимки по НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 25.03.2016 N 03-02-07/1/19163).
Документальное оформление проведения зачета. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.
Заявление подается по установленной форме, в которой нужно указать все необходимые данные: статью НК РФ, на основании которой производится зачет, сумму переплаты, КБК. Также прописывается, что нужно сделать - произвести зачет в счет предстоящих платежей или в счет погашения недоимки (указываются и некоторые другие данные).
Обратите внимание! 31.03.2017 вступил в силу Приказ ФНС РФ от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@, которым утверждены новые формы документов, используемые налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет, проводимый налоговым органом. Налоговый орган вправе провести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам самостоятельно.
В этом случае решение о зачете принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Отметим, что обозначенное право не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В такой ситуации решение налогового органа принимается в течение десяти дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Представляется целесообразным подать заявление о зачете переплаты в счет недоимки по другим налогам (пеням и штрафам), поскольку уплата налогов всегда связана со сроками, за пропуск которых начисляются пени, а налоговый орган может не всегда оперативно провести зачет, да и не всегда погасить именно ту недоимку по налогам, на которую рассчитывает налогоплательщик.
Зачет переплаты по страховым взносам. Поскольку с 2017 года страховые взносы администрируют налоговые органы, зачет переплаты проводится по правилам, установленным НК РФ. Переплату по страховым взносам можно зачесть по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения, например, переплату в ПФР - в счет будущих платежей в ПФР или погасить задолженность по пеням и штрафам в ПФР.
Зачет (возврат) переплаты по страховым взносам, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляют налоговые органы по решениям ПФР и ФСС. ПФР и ФСС принимают заявления от плательщиков о возврате сумм страховых взносов (пеней, штрафов) за отчетные периоды до обозначенной даты, выносят решения по данным заявлениям и направляют их в налоговые органы для исполнения.
Возврат переплаты по налогам и страховым взносам
Если организация, имеющая переплату по налогам и сборам, приняла решение о возврате переплаты на расчетный (лицевой) счет, то она обязательно должна представить в налоговый орган соответствующее заявление по установленной форме.
Статьей 78 НК РФ установлен срок для возврата переплаты налоговым органом - один месяц со дня получения заявления налогоплательщика.
Обратите внимание! Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (Письмо Минфина РФ от 29.04.2016 N 03-02-07/1/26321).
Пунктом 6.1 ст. 78 НК РФ установлены особенности возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов: возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Остальные правила возврата излишне уплаченной суммы налогов идентичны правилам зачета:
- заявление о возврате переплаты может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы;
- решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки;
- налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм переплаты или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Но в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением месячного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
* * *
Если налогоплательщик хочет вернуть сумму излишне взысканного налога или сбора, страховых взносов, то ему нужно обратить внимание, что порядок возврата аналогичен приведенному выше, но нужно учитывать особенности, установленные ст. 79 НК РФ. Например, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Если учреждение физической культуры и спорта имеет переплату по налогам, сборам или страховым взносам, то оно должно установить сумму, дату и причину возникновения названной переплаты. Затем организация вправе принять решение о проведении зачета суммы переплаты в счет будущих платежей по данному виду налога (сбора, страховых взносов), погашения задолженности по пеням или штрафам по этому налогу, погашения недоимки по другим видам налогов (задолженности по пеням, штрафам), а также возврата суммы переплаты на расчетный счет. Действующим налоговым законодательством установлены конкретные правила проведения зачета или возврата сумм переплаты по налогам.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"