Импортозамещение
М.В. Семенов,
эксперт журнала "Промышленность: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 52-60.
В современных геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологий становится одной из важнейших для России. Как же государство решает эту проблему? Чем могут воспользоваться отечественные производители, заменившие иностранных коллег?
Что такое импортозамещение?
Говоря простым и доступным языком - это уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары (продукцию) называют импортозамещающими. Само импортозамещение является государственной программой, за ее реализацией следит специальная правительственная комиссия (Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 N 785).
В период кризиса Минэкономразвития провело анализ структуры потребления и номенклатуры импортируемого оборудования и товаров, необходимых для обеспечения стабильной работы и развития секторов экономики, а также существующих производственных и техническо-технологических ограничений развития соответствующих отраслей. Были выявлены критические виды продукции и определены приоритетные отрасли для импортозамещения. К приоритетным секторам экономики относятся:
ингредиенты и оборудование для пищевой промышленности;
тяжелое, энергетическое, нефтегазовое машиностроение, электрохимическая и кабельная промышленность;
станкоинструментальная промышленность, судостроительное оборудование;
химическая и нефтехимическая промышленность (катализаторы, производство редкоземельных материалов, композиционных материалов, красок и лаков, пластиков, производство моющих, чистящих и полирующих средств, а также резины и пластмасс);
фармацевтическая и медицинская промышленность;
промышленность обычных вооружений, гражданское авиастроение, двигателестроение, комплектующие и оборудование для транспортного машиностроения.
Проведено совершенствование деятельности по закупкам импортного оборудования, работ и услуг за рубежом в рамках крупных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка.
Положения Федерального закона от 13.07.2015 N 249-ФЗ позволят координировать деятельность заказчиков по размещению заказов на поставку отечественного промышленного оборудования в рамках инвестиционных проектов (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2015 N Д28и-3669).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ предусматривается право заказчиков на заключение контрактов на поставку товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, со стороной (инвестором) такого контракта как с единственным поставщиком. Данная мера направлена на поддержку отечественных производителей посредством стимулирования заключения долгосрочных специальных инвестиционных контрактов в соответствии с нормами Закона о промышленной политике в РФ*(1).
Что думают в Минфине о поддержке импортозамещения?
Финансовое ведомство относится достаточно критично к инициативам хозяйствующих субъектов по введению дополнительных налоговых преференций, не предусмотренных действующим законодательством. Письмо Минфина РФ от 09.02.2017 N 03-01-10/7128 - лишнее тому подтверждение.
Автор запроса предлагает в качестве одной из мер финансовой поддержки установить льготную ставку по НДС в размере 0% для производителей продукции, включенной в отраслевой план мероприятий по импортозамещению, при отсутствии условий раздельного учета налогооблагаемой базы по разным ставкам. Чиновники не поддерживают данное предложение, указывая, что наравне с традиционной ставкой (18%) действующим законодательством по НДС установлена пониженная ставка данного налога 10% на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей и некоторые другие товары и услуги социального характера.
Принятие решения об установлении льготной ставки НДС для производителей импортозамещающей продукции создаст неравные условия налогообложения для организаций, производящих продукцию, не включенную в отраслевой план мероприятий по импортозамещению. Это противоречит нормам ст. 3 НК РФ, согласно которым законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения. Кроме того, могут существенно увеличиться потери доходов федерального бюджета, что негативно отразится на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.
Если нельзя снизить обязательства по косвенному налогообложению, то почему бы не подкорректировать базу по прямому налогу - на прибыль? Здесь тоже можно подумать над введением нулевой ставки, а также использовать механизм ускоренной амортизации для конечного потребителя оборудования, произведенного российскими предприятиями машиностроительной отрасли. Чиновники, правда, и на это смотрят скептически. Положения гл. 25 НК РФ уже предусматривают достаточное количество преференций для организаций различных отраслей производства. При этом предоставление преференции по налогу на прибыль в зависимости от использования отечественных технологий, машин, оборудования, комплектующих, программного обеспечения и услуг нарушает правила Всемирной торговой организации, в связи с чем реализация подобных предложений вступает в противоречие с международными обязательствами Российской Федерации.
Не забудем и о налоге на имущество. Хотя он не настолько обременителен, промышленным предприятиям, имеющим облагаемое имущество, региональный бюджет все равно приходится пополнять. Особенно заслуживают внимания крупнейшие в своей отрасли организации и их имущество, по которому проведены модернизация, реконструкция, достройка или дооборудование. Причем уже есть два документа, которыми утверждены перечни "градообразующих" предприятий отрасли промышленности, - приказы Минпромторга РФ от 27.03.2015 N 596, от 13.04.2015 N 798. Названные документы приняты для предоставления не налоговых льгот, а адресных субсидий предприятиям, являющимся авангардом промышленности.
Финансисты обращают внимание и на другой момент. Основное направление налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в целях обеспечения доходов субнациональных уровней бюджетной системы РФ - поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень. Таким образом, вопрос установления льгот по налогу на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков может быть решен законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
К сведению. В соответствии со ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным и зачисляется в бюджеты регионов. При установлении налогов законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).
В итоге с учетом дефицита федерального бюджета ни одно из предложений по введению налоговых преференций не поддерживается.
Как поддержать производителя без налоговых льгот?
Налоговые преференции по факту подразумевают сокращение расходов на исполнение обязательств перед бюджетом. Снижение затрат - это один из видов экономической выгоды, которая может быть получена хозяйствующим субъектом, например, в виде прямой финансовой помощи. В целях содействия увеличению роста конкурентоспособной продукции Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" в 2017-2019 годах предусмотрены следующие меры государственной поддержки:
предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности, в 2017 году в объеме 5 млрд. руб., в 2018 году - 8 млрд., в 2019 году - 8,9 млрд.;
предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в 2017 году в объеме 3,1 млрд. руб., в 2018 году - 4,1 млрд., в 2019 году - 5,6 млрд.;
выдача субсидий российским производителям на компенсацию затрат на передачу пилотных партий промышленной продукции в опытно-промышленную эксплуатацию в 2017 году в объеме 1 млрд. руб., в 2018 году - 1,2 млрд., в 2019 году - 1,2 млрд.
Кроме безвозмездного целевого финансирования поддержка субъектов промышленной деятельности может осуществляться на возвратной основе с привлечением инфраструктуры поддержки промышленной деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в целях обеспечения доступа субъектов промышленности к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях в рамках деятельности Фонда развития промышленности. На цели предоставления льготных займов организациям гражданской промышленности в целях содействия импортозамещению и внедрению наилучших доступных технологий в 2017 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 0,8 млрд. руб.
Стоить сказать несколько слов о бюджетном софинансировании расходов по процентам, уплачиваемым кредитным организациям. Указанная мера государственной поддержки была введена Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 214 в условиях резкого увеличения ключевой ставки Центрального банка до 17% в конце 2014 года. С сентября 2016 года ключевая ставка Банка России снижена до 10%. Поэтому необходимость бюджетного софинансирования банковских процентов отпала. Исключение - предприятия легкой промышленности с низкой рентабельностью. Для них предусмотрено продление действия Постановления N 214 на 2017 год с финансовым обеспечением в размере 0,7 млрд. руб.
На заметку. Главным распорядителем средств федерального бюджета по поддержке российских промышленных предприятий является Минпромторг.
Отсрочка или налоговый кредит - на общих основаниях
Отсрочить исполнение обязательств перед бюджетом - не ахти какое преимущество, но даже оно доступно немногим. Отсрочка по уплате налогов предоставляется по основаниям и в порядке, установленным ст. 64 НК РФ. Основание для предоставления отсрочки по уплате налогов в целях стимулирования импортозамещения отсутствует. Также в Письме Минфина РФ от 26.03.2015 N 03-02-07/1/16772 обращено внимание на то, что субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены полномочия по установлению дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате соответственно региональных и местных налогов.
Стимулирующую функцию по развитию внедренческой и инновационной деятельности выполняет инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации дается возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой кредита и начисленных процентов. Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита установлены в ст. 67 НК РФ. В списке также нет упоминания импортозамещения в любом контексте.
Следует знать, что региональные и местные власти вправе установить иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита. Менять сроки уплаты налогов могут соответствующие фискальные органы (в зависимости от зачисления налога в федеральный, региональный или местный бюджет).
Все сказанное практически не оставляет надежд на то, что производителям, участвующим в программе импортозамещения, предоставят отсрочку по тому или иному налогу или налоговый кредит. Наоборот, в условиях импортозамещения и поддержки государством производителей финансовые показатели деятельности могут улучшаться (Постановление АС ДВО от 20.05.2016 N Ф03-2379/2016), что позволяет рассчитаться с бюджетами по налогам и сборам своевременно в общем порядке.
Как влияет на бухучет импортозамещение?
Ответ на этот вопрос зависит от того, в чем заключается импортозамещение для конкретного производителя продукции. Если это смена его поставщиков сырья, материалов и комплектующих, то в бухгалтерском учете достаточно только поменять контрагента и закрыть расчеты с предыдущим поставщиком импортных МПЗ.
Если же производитель оказался в числе тех, кто получил дополнительные заказы и заказчиков, очевидно, это увеличит его клиентскую базу и объем производства продукции, что приведет к увеличению прибыли.
Отразим сказанное в корреспонденции счетов бухгалтерского учета:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Погашены долги перед поставщиками импортных МПЗ | ||
Перечислен аванс отечественным партнерам сырья и материалов | ||
Расширена база покупателей продукции | ||
Увеличены объемы реализованной продукции | ||
Увеличилась прибыль предприятия | ||
Получены субсидии на возмещение части понесенных затрат | ||
Субсидии отражены в составе прочих доходов периода |
Дополнительные операции бухгалтеру придется отразить, если организация получит субсидию из бюджета. С ней будут связаны и доходы, и расходы, задача бухгалтера - правильно их соотнести во времени, чтобы определить финансовый результат. Однако это проблематично, потому что субсидии, как правило, выделяются на компенсацию уже понесенных затрат. Есть правило п. 10 ПБУ 13/200 "Учет государственной помощи": бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Поясним проводками.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Понесены затраты на производство нового вида продукции | ||
Показана выпущенная готовая продукция | ||
Отражена выручка от продажи нового вида продукции | ||
Списана реализованная готовая продукция | ||
Показана прибыль от продаж нового вида продукции | ||
Получены субсидии на возмещение части понесенных затрат | ||
Субсидии отражены в составе прочих доходов периода |
Рассмотренное правило учета бюджетных средств больше обусловлено порядком составления отчетности. Допустим, бюджетные средства выделяются на компенсацию части понесенных предприятием затрат, связанной с импортозамещением и внедрением новых видов продукции. По идее (исходя из экономической сути), это должно уменьшить себестоимость, чтобы продукция была конкурентоспособной на рынке. Но себестоимость - показатель, который не изменяется после закрытия периода. Как же быть? Одним из вариантов является заблаговременное отнесение части расходов, которые будут финансироваться из бюджета, на расчеты с данным источником. Сразу скажем: это возможно, если есть достаточная уверенность в таком развитии событий. Корреспонденция счетов будет выглядеть следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Понесены затраты на производство нового вида продукции | ||
Показана ожидаемая компенсируемая часть затрат* | ||
Показана выпущенная готовая продукция | ||
Отражена выручка от продажи нового вида продукции | ||
Списана реализованная готовая продукция | ||
Показана прибыль от продаж нового вида продукции | ||
Получены субсидии на возмещение части понесенных затрат | ||
* Данная проводка - не личное изобретение автора, она предусмотрена Инструкцией по применению Плана счетов. Так отражается использование средств целевого финансирования (при направлении данных средств на содержание некоммерческой организации). У нас ситуация иная, но суть ее близка, так как из бюджета компенсируется часть расходов на производство новой продукции. Другая часть возмещается за счет продаж, поэтому и показываются части расходов по-разному. Кроме того, описанный в примере порядок позволяет соблюсти принцип соответствия доходов и расходов, заложенный в ПБУ 10/99 "Расходы организации". Вернее, себестоимость учитывает реально затраченные ресурсы, которые должны быть компенсированы за счет выручки от продаж. То, что будет возмещено за счет иного источника (бюджетных средств), должно быть отнесено на соответствующий источник. При таком подходе себестоимость единицы продукции ниже и организация может снизить цену продажи, повышая свою конкурентоспособность. В этом и есть цель импортозамещения. |
* * *
Участвующим в программах импортозамещения российским предприятиям не стоит надеяться на налоговые преференции. Хорошо уже то, что государство создало барьеры иностранным производителям, тем самым открыв российский рынок для своих производителей. Также немаловажна бюджетная поддержка в освоении новых видов продукции взамен импортной. При этом программа импортозамещения, с одной стороны, направлена на поддержку отечественных производителей, с другой стороны, учитывает интересы потребителей. Предусмотрены*(2):
- полный запрет на допуск тех или иных товаров иностранного происхождения для целей государственных закупок;
- ограничения допуска товаров иностранного происхождения;
- ценовые преференции для поставщиков отечественных товаров.
Главное, чтобы все это дало результат в количественном и качественном измерении - чтобы отечественная продукция была не хуже импортной (что успешно получается в оборонной промышленности и в некоторых других отраслях производства).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ.
*(2) Письмо Минэкономразвития РФ от 03.07.2015 N Д28и-1859.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"