Комментарий к письму Минфина России от 19.05.2008 N 03-11-05/126
Услуги по хранению транспорта на платных стоянках подлежат ЕНВД. Сумма налога зависит от площади автостоянки, с подсчетом которой могут возникнуть проблемы. Письмо Минфина и комментарий экспертов помогут в них разобраться.
Рассчитываем площадь стоянки
Основной вопрос, направленный финансистам для разъяснения, касается порядка расчета площади стоянки. Ведь налогоплательщикам очень важно владеть точной информацией о размере участка, так как каждый ее квадратный метр "участвует" в формировании базы по единому налогу на вмененный доход. И пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса установлена базовая доходность в размере 50 рублей с "квадрата".
Определение термина "площадь стоянки" было внесено в статью 346.27 Налогового кодекса Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ, который вступил в силу с начала этого года. Из него следует, что для расчета такого показателя нужны инвентаризационные и правоустанавливающие документы на земельный участок. Специалисты финансового ведомства в публикуемом письме привели подробный список таких "бумаг". Среди них следующие документы:
- договор купли-продажи (аренды или субаренды) не жилого помещения;
- его технический паспорт;
- разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке;
- планы, схемы, экспликации;
- другие документы.
Перечень, кстати, не исчерпывающий: финансисты указали, что могут потребоваться любые документы, содержащие точное описание объекта недвижимости.
Кроме того, Минфин отметил, что "бумагами" дело может не ограничиться. Ведь владельцам автостоянок зачастую приходится использовать не только ту землю, которая прописана в документах. Такие случаи становятся причиной судебных разбирательств, поэтому стоит разобрать их подробнее.
Места, где машины не стоят
На первый взгляд, рассчитать площадь автостоянки несложно: достаточно просто измерить земельный участок. Однако налогоплательщики часто стараются исключить из "налогооблагаемых" квадратных метров ту часть стоянки, которая непосредственно не используется для хранения машин. В частности, вопросы вызывают подъездные дороги, административно-бытовые помещения и прочее. Желание фирм понятно: законным путем занизить налоговую базу. Но специалисты различных ведомств жестко относятся к таким "уклонистам".
Например, в письмах Минфина от 19.06.2006 N 03-11-04/3/293 и от 31.01.2006 N 03-11-04/3/47 сказано, что налогоплательщики не вправе уменьшать размеры стоянки на площадь объектов, фактически не используемых для размещения автомобилей. Отметим, что в то время понятие "площадь стоянки" еще отсутствовало в Налоговом кодексе.
Судебная же практика противоречива. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007 по делу N Ф03-А73/07-2/3562 высказана позиция, противоположная мнению Минфина. Однако здесь арбитры подошли к вопросу исходя скорее не из норм Налогового кодекса, а из доводов инспекции. По словам судей, налоговый орган не сумел доказать, что предприниматель использовал для хранения автомобилей большую площадь, чем была предъявлена в декларации.
Но данное решение суда скорее исключение из правил. Практически во всех остальных случаях арбитры вставали на сторону инспекции. Примерами могут служить постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.08.2006 по делу N А19-41500/05-52-Ф02-4001/06-С1, ФАС Поволжского округа от 23.11.2006 по делу N А65-9838/2006-СА1-29. Во всех случаях суды указывали, что в налоговом законодательстве автостоянка не разбивается на составные части. А значит, площадь, занятая подъездными дорогами, постройками и зелеными насаждениями, точно так же участвует в формировании налоговой базы, как и парковочные места.
Когда ЕНВД не применим
В некоторых случаях фирмы, владеющие стоянками, вообще не могут применять ЕНВД. Интересен случай, разобранный в письме Минфина от 28.01.2008 N 03-11-04/3/28. Организация оказывала юридическим лицам услуги по хранению автомобилей на принадлежащей ей территории. Однако ответственность за сохранность машин фирма не несла. Именно это обстоятельство стало причиной вывода финансистов о невозможности применения ЕНВД. Дело в том, что владелец стоянки должен заключить с автомобилистом договор хранения. А в статье 886 Гражданского кодекса сказано, что по такому контракту предприниматель отвечает за переданную ему вещь и должен возвратить ее в сохранности. Кроме того, существуют отдельные Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные постановлением Правительства от 17.11.2001 N 795. И, согласно данному документу, владелец стоянки несет ответственность за сохранность машин.
Не могут состоять на "вмененке" и фирмы, хранящие эвакуированные транспортные средства на спецстоянках. Минфин в письме от 10.12.2007 N 03-11-04/3/481 указал, что подобная деятельность не связана с оказанием услуг.
"Вмененщики" имеют право хранить на стоянках не все машины. Ведь в подпункте 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса указаны только автотранспортные средства. А чтобы определить категорию той или иной техники, надо обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов 0К 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта от 26.12.94 N 359. Некоторая спецтехника (например, тракторы и автопогрузчики) поименована в разделе "Машины и оборудование", а не "Транспортные средства". Значит, хранение таких машин на автостоянках не совместимо с ЕНВД.
Если одна и та же стоянка предназначена и для транспортных средств, и для спецтехники, владельцу придется вести раздельный учет. Как тогда определить площадь стоянки в целях расчета суммы ЕНВД? Минфин в письме от 01.07.2007 N 03-11-04/3/192 отметил, что в любом случае берется общая площадь земельного участка. Значит, отдельно учитывать "вмененную" часть территории нельзя.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.