Возврат поставщику некачественного медицинского оборудования
А. Мандрюков,
магистр права, эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 55-62.
В некоторых случаях медицинская организация сталкивается с поставкой некачественного медицинского оборудования, приобретенного по государственному (муниципальному) контракту. В настоящей статье рассмотрен порядок действий при выявлении в ходе приемки или эксплуатации брака в поставленном медицинском оборудовании.
Приемка медицинского оборудования
Одним из важных этапов исполнения договора поставки медицинского оборудования является его приемка.
На основании ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Покупатель, в свою очередь, обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных согласно договору, в том числе (ст. 513 ГК РФ):
- осмотреть товары в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота;
- в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Согласно п. 1 ст. 474 ГК РФ порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором. Так, на основании п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ*(1) одним из этапов исполнения контракта является приемка поставленного товара, включая проведение его экспертизы.
В силу ч. 3 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или с помощью экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных согласно Федеральному закону N 44-ФЗ.
В Решении Тульского УФАС РФ от 28.10.2015 по делу N РНП-71-148 обоснованно указано, что законодательство не возлагает на заказчиков обязанность по привлечению исключительно независимых экспертных организаций к проведению экспертизы, а предоставляет право выбора: осуществлять экспертизу собственными силами заказчика (внутреннюю экспертизу) или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора (внешнюю экспертизу).
Суды придерживаются такой же позиции. В частности, в Постановлении АС УО от 10.11.2015 N Ф09-7686/15 по делу N А60-6931/2015 отмечено: экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; проведение экспертизы поставленных товаров с привлечением экспертов, экспертных организаций является правом, а не обязанностью заказчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением ряда случаев. Не следует забывать, что по решению заказчика для приемки поставленного товара может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ).В остальном порядок приемки мало чем отличается от порядка, установленного ГК РФ. В силу ч. 7 ст. 94 названного закона приемка результатов поставленного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые предусмотрены контрактом, и оформляется документом о приемке, подписываемым заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Порядок действий в случае обнаружения недостатков при приемке товара
В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит их товарами надлежащего качества.
Таким образом, первое, что необходимо сделать в случае установления факта поставки некачественного товара, - известить об этом поставщика.
Обратите внимание! Все уведомления должны быть направлены по адресам, указанным в договоре и (или) ЕГРЮЛ.
Дело в том, что уведомления по договору поставки в силу ст. 165.1 ГК РФ являются юридически значимыми сообщениями и влекут для поставщика такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Уведомления считаются доставленными в тех случаях, если они поступили адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними.
При этом согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61*(11) юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на сведения, не внесенные в указанный реестр, а также на их недостоверность.
Следует помнить о том, что в соответствии с п. 1 ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о качестве товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
Если соответствующее уведомление не будет направлено, то заказчику может быть отказано в защите прав (Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.04.2017 по делу N А79-11262/2015, Постановление АС ВСО от 11.12.2015 N Ф02-6603/2015 по делу N А58-311/2015).
Указанная обязанность предусмотрена, чтобы обеспечить участие поставщика в процессе доказывания. Неуведомление рассматривается как лишение поставщика возможности знать и доказать момент и причины проявления недостатков товара, принять меры для устранения недостатков с несением соразмерных расходов.
Если поставщик не заменил некачественный товар или не признал поставку товара ненадлежащего качества, то заказчику необходимо доказать наличие недостатков. Тут, как правило, без проведения экспертизы не обойтись.
Экспертизу можно провести до и во время судебного разбирательства. В случае проведения экспертизы до обращения в суд с иском необходимо известить поставщика о времени ее проведения, что лишит поставщика права заявить в суде о недобросовестных действиях заказчика (Постановление АС УО от 29.04.2016 N Ф09-3394/15 по делу N А34-1990/2015).
Однако, прежде чем обратиться в суд, надо выбрать способ защиты своих прав.
Права заказчика в случае поставки товара ненадлежащего качества | ||||
Несущественные недостатки (п. 1 ст. 475 ГК РФ) | Существенные недостатки (п. 2 ст. 475 ГК РФ) | |||
Соразмерное уменьшение покупной цены | Безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок | Возмещение своих расходов на устранение недостатков товара | Отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар денежной суммы | Требование замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору |
Односторонний отказ от договора поставки
Помимо вышеуказанных прав, заказчик может реализовать свое право на односторонний отказ от договора. Так, в силу ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было оговорено в контракте.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Судебная практика (см., например, Постановление АС МО от 02.02.2017 N Ф05-20438/2016 по делу N А40-32997/2016) свидетельствует о том, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В случае, если заказчик принял решение об одностороннем отказе, не стоит забывать о праве на проведение досудебной экспертизы. В частности, ч. 10 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ закреплено право заказчика провести экспертизу поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Такая досудебная экспертиза является отличным доказательством для признания судом одностороннего расторжения договора поставки правомерным (Постановление АС ВВО от 25.01.2016 N Ф01-5589/2015 по делу N А43-33187/2014).
Порядок действий в случае обнаружения недостатков при эксплуатации товара
В соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ оборудование, которое передает продавец покупателю, должно быть надлежащего качества, обусловленного договором купли-продажи.
При отсутствии в договоре условий о качестве оборудования продавец обязан передать его покупателю в состоянии, пригодном для тех целей, для которых оборудование такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ).
Согласно п. 1 и 2 ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям о качестве в момент передачи покупателю и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям качества в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения (п. 2 ст. 477 ГК РФ).
А если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ). Не следует забывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Однако рекомендуется все же в контракте прописать условие о гарантии качества на товар. Дело в том, что в случае установления гарантии качества на товар поставщик отвечает за качество товара, если не докажет, что недостатки возникли по причине неправильной эксплуатации или по другой причине, за которую поставщик не отвечает.
Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 22.04.2014 по делу N А70-5563/2013 арбитры указали, что бремя доказывания причин возникновения недостатков распределяется в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок. В случае установления гарантийного срока, чтобы исключить ответственность, продавец должен доказать, что недостатки возникли после передачи товара вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Если поставщик не предоставил доказательств поставки оборудования надлежащего качества, то суд встает на защиту заказчика (см., например, Постановление АС ДВО от 24.06.2016 N Ф03-1988/2016 по делу N А73-11696/2015).
Заказчик самостоятельно выбирает требования из числа тех, которые указаны выше. Например, подлежат удовлетворению требования:
- о взыскании с поставщика расходов на устранение недостатков поставленного товара (Определение ВАС РФ от 09.04.2014 N ВАС-3429/14 по делу N А40-20205/2013);
- о замене некачественного товара (Постановление АС ЗСО от 25.05.2016 N Ф04-2151/2016 по делу N А03-11939/2015);
- о взыскании с поставщика стоимости некачественного товара (Постановление АС СЗО от 31.05.2016 N Ф08-2708/2016 по делу N А53-9016/2015).
Соответствующее требование необходимо направить поставщику.
Если в установленный срок ответ получен не был, то единственным способом защиты своих прав является обращение в суд. Тут следует помнить о том, что с 1 июня 2016 года вступила в силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ, в соответствии с которой спор может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования).
В случае ненаправления претензии суд возвратит исковое заявление на основании пп. 5 п. 1 ст. 129 АПК РФ. Поэтому до обращения в суд необходимо направить соответствующую претензию.
Следует отметить, что в силу п. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В спорах о поставке товара ненадлежащего качества назначение судебной экспертизы весьма вероятно.
* * *
В заключение подведем итоги.
1. В случае обнаружения факта поставки некачественного медицинского оборудования заказчик обязан известить об этом поставщика.
2. Если поставщик не заменил некачественный товар или не признал поставку товара ненадлежащего качества, то заказчику необходимо доказать факт наличия недостатков, в том числе путем проведения досудебной экспертизы.
3. В случае проведения досудебной экспертизы рекомендуется известить поставщика о времени ее проведения и возможности участия в ней.
4. После получения доказательств необходимо направить соответствующее требование поставщику с указанием срока его исполнения.
5. По истечении установленного срока исполнения надо направить досудебную претензию.
6. По истечении 30 дней с момента ее направления следует обратиться в суд за защитой своих прав.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"