Роль органов прокуратуры в исполнении решений конституционного суда России
А. Ульянов,
прокурор Чаинского района Томской области
Журнал "Законность", N 4, апрель 2017 г., с. 21-24.
Анализ положений Закона о прокуратуре и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон о КС) показывает, что вопросы участия прокурора в конституционном судопроизводстве в полной мере не регламентированы*(1).
Законом о прокуратуре прокуроры наделены полномочиями по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Вместе с тем законом предусмотрено лишь право Генерального прокурора обращаться в Конституционный Суд по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле (п. 6 ст. 35 Закона о прокуратуре). При необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства, как предписывают ведомственные акты*(2), проект запроса в Конституционный Суд, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 37 и 38 Закона о КС, направляется в Генеральную прокуратуру РФ.
При этом непосредственному обращению в Генеральную прокуратуру с проектом соответствующего запроса должна предшествовать попытка урегулирования ситуации в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта Федерации с высшим должностным лицом субъекта Федерации и региональным парламентом (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п.).
Порядок направления соответствующих запросов Генеральной прокуратурой РФ в Конституционный Суд на законодательном уровне не урегулирован, что, на наш взгляд, не способствует формированию единого правового пространства и целям охраны Конституции РФ.
Взаимодействие Конституционного Суда РФ с органами прокуратуры также реализуется посредством участия прокурора в заседаниях суда. Как самостоятельная сторона процесса прокурор выступает в качестве его равноправного участника в том случае, если им направлено обращение в Конституционный Суд. Если прокурор не участвует в судебном процессе в качестве заявителя, то во всех иных случаях он принимает участие в заседании как приглашённое судом лицо*(3). Судьи-докладчики Конституционного Суда нередко при изучении обращений запрашивают мнение Генеральной прокуратуры РФ по соответствующей проблеме, информацию о складывающейся надзорной практике, принятых мерах прокурорского реагирования*(4).
Отсутствие в действующей редакции Закона о прокуратуре права Генерального прокурора РФ на участие в заседаниях Конституционного Суда вовсе не означает, что в настоящее время конституционное судопроизводство осуществляется без привлечения представителей органов прокуратуры. В связи с переездом Конституционного Суда в г. Санкт-Петербург в целях улучшения взаимодействия Генеральным прокурором РФ было подписано распоряжение от 2 апреля 2008 г. N 5/20р "О представителе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации". С этого момента практически во всех публичных заседаниях Конституционного Суда обеспечено участие представителя Генеральной прокуратуры РФ, который даёт мотивированное заключение по рассматриваемым вопросам.
Согласно ст. 6 Закона о КС решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Реализация решений Конституционного Суда в сфере нормотворчества представляет собой сложный процесс, включающий последовательные действия органов государственной власти и должностных лиц. В целом можно констатировать устойчивую положительную динамику в вопросе исполнения решений Конституционного Суда. Так, в 2015 г. принято 13 федеральных законов во исполнение решений Конституционного Суда. Эта цифра несколько ниже, чем показатели прежних лет. Для сравнения: в 2013 и 2014 гг. принято по 20 (наибольшее число за последние годы) нормативных правовых актов, направленных на исполнение постановлений Конституционного Суда, в 2011 и 2012 гг. - 15 и 17 федеральных законов соответственно*(5). Впрочем, число решений Конституционного Суда, которые содержат императивные требования об изменении законодательства (в 2015 г. их было 17), всё ещё превышает количество принимающихся законов, цель которых - изменить неконституционные нормы законодательства. В результате число неисполненных решений Конституционного Суда по-прежнему велико.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Закона о КС постановления Конституционного Суда РФ в обязательном порядке направляются Генеральному прокурору РФ в двухнедельный срок со дня их подписания. Генеральная прокуратура РФ дважды в год направляет информацию в Конституционный Суд о результатах надзорной работы прокуратур субъектов Федерации в сфере исполнения органами государственной власти субъектов Федерации требований ст. 80 и 87 Закона о КС в части приведения в соответствие с федеральным законодательством региональных нормативных правовых актов, содержащих неконституционные положения.
По итогам проведённой в некоторых субъектах Федерации надзорной работы были приведены в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда нормативные положения регионального законодательства. Так, в целях приведения законодательства в соответствие с правовыми позициями постановления Конституционного Суда от 16 декабря 2014 г. N 33-П прокуратурой Ленинградской области в феврале 2015 года направлена информация председателю избирательной комиссии Ленинградской области о необходимости корректировки положений областного закона во исполнение указанного решения Конституционного Суда. Законом Ленинградской области от 13 апреля 2015 г. N 25-03 внесены необходимые изменения.
По предложению прокуроров Мурманской области и Ханты-Мансийского автономного округа аналогичные изменения внесены в региональные законы (Закон Мурманской области от 6 мая 2015 г. N 1862-01-ЗМО и Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 19 февраля 2015 г. N 19-03).
Прокурором Псковской области в порядке законодательной инициативы был разработан соответствующий законопроект во исполнение указанного постановления, инициатива была поддержана областным Законодательным Собранием. Законом Псковской области от 15 декабря 2015 г. N 1611-03 в избирательный кодекс Псковской области внесены необходимые изменения.
Органами прокуратуры также проводится работа по приведению регионального законодательства в соответствие с правовыми позициями, выраженными в постановлении Конституционного Суда от 1 декабря 2015 г. N 30-П. Так, по предложению прокурора Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 25 декабря 2015 г. N 127-03, направленный на реализацию соответствующих позиций Конституционного Суда. Прокуратурой Архангельской области опротестованы положения областного закона, как противоречащие правовым позициям, выраженным в указанном постановлении.
Принят Закон Республики Крым от 30 сентября 2015 г. N 148-ЗРК/2015, подготовленный прокуратурой Республики во исполнение правовых позиций, выраженных Конституционным Судом в постановлении от 13 мая 2014 г. N 14-П.
Таким образом, можно констатировать существенную роль, которую играют органы прокуратуры в деле приведения регионального законодательства в соответствие с решениями Конституционного Суда. При этом важно заметить, что, исходя из системного толкования Закона о прокуратуре, органы прокуратуры также призваны обеспечить неукоснительное соблюдение правоприменительными органами правовых позиций Конституционного Суда впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование.
Прокуратурами субъектов Федерации на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением региональными органами государственной власти требований ст. 80, 87 Закона о КС в части приведения в соответствие с законодательством нормативных правовых актов, содержащих положения, признанные Конституционным Судом неконституционными.
Так, прокуратурой Республики Саха (Якутия) успешно опротестованы отдельные нормы законов Республики Саха (Якутия) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" и "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", содержащих положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, запрещающие гражданам быть избранными, если они были осуждены когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями*(6). Положения аналогичного содержания выявлены в законах Саратовской области от 28 июня 2012 г. N 92-ЗСО "О выборах Губернатора Саратовской области", от 28 июня 2007 г. N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы", от 31 октября 2005 г. N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области". Прокурором области в Саратовскую областную Думу направлена информация о необходимости корректировки норм указанных законов, по результатам рассмотрения которой принят закон об отмене неконституционных положений.
Вместе с тем до настоящего времени не решён вопрос о приведении отдельных норм Конституции Республики Татарстан в соответствие с Конституцией РФ во исполнение решений Конституционного Суда РФ (постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П и определение от 27 июня 2000 г. N 92-О).
Также можно упомянуть Конституцию Ингушетии, которая по-прежнему содержит термин "гражданин республики", основной закон Якутии, устанавливающий территориальную целостность этой республики. Однако, если в Ингушетии внесение изменений в конституционные положения возможно только путём проведения референдума, что обозначается в качестве причины длительного промедления, то в Татарстане многочисленные протесты и представления прокуратуры республики игнорируются со ссылкой на необходимость комплексного внесения изменений в конституцию республики.
Некоторые решения Конституционного Суда нашли прямое закрепление в некоторых организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры. Так, в приказе Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" в п. 1.15 указано: "В случае избрания в отношении обвиняемого меры пресечения, связанной с изоляцией от общества, заблаговременно принимать исчерпывающие меры, обеспечивающие изучение уголовного дела и утверждение обвинительного заключения до истечения срока содержания лица под стражей, принимая во внимание выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 22.03.2005 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан"*(7).
В этом же приказе содержится требование в ходе осуществления надзора за соблюдением установленного законом порядка продления процессуальных сроков в случае возобновления предварительного следствия по приостановленному или прекращённому производству по уголовному делу руководствоваться положениями определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 352-О и другими его решениями по этому вопросу.
Анализ указанных положений доказывает, что обеспечение конституционной нормы, закреплённой в ч. 2 ст. 22 Конституции РФ (которая исключает возможность лишения человека свободы без судебного решения, кроме случаев, когда лицо подвергается задержанию до судебного решения на срок не более 48 часов), а также гарантированного ст. 46 Конституции РФ права на судебную защиту, с учётом особой значимости, которая придаётся им Конституцией и нормами международных конвенций, требует более подробной регламентации деятельности надзорного ведомства, с изложением соответствующих выводов и правовых позиций Конституционного Суда РФ в специальном приказе Генерального прокурора РФ.
Пристатейный библиографический список:
Васильева Т.А. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве: проблемы законодательства и правоприменения // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2013. - N 5 (37).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Васильева Т.А. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве: проблемы законодательства и правоприменения. - Вестник Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013, N 5 (37), с. 69.
*(2) Приказ Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
*(3) Следует отметить, что ранее в ст. 36 и 42 Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. N 1599-1 "О Конституционном Суде РСФСР" содержались нормы, в соответствии с которыми Председатель Верховного Суда РСФСР, Генеральный прокурор РСФСР и министр юстиции РСФСР признавались постоянными участниками конституционного судопроизводства и были вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.
*(4) По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2011 г. из Конституционного Суда РФ поступило 228 обращений, в 2012 г. - 224.
*(5) См.: Информационно-аналитический отчёт об исполнении решений Конституционного Суда РФ, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства в 2015 году // Конституционный Суд РФ: официальный сайт. URL: http://www.ksrf.ru/ru/lnfo/Maintenance/ln-formationks/Pages/ReportKS2015. aspx (дата обращения: 23.10.2016).
*(6) Аналогичная по содержанию норма Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" постановлением Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П признана не соответствующей Конституции РФ.
*(7) Эта формулировка предполагает, что решение о заключении обвиняемого под стражу или о продлении срока содержания под стражей, принятое на стадии предварительного расследования, сможет сохранять свою силу после окончания дознания или предварительного следствия и направления уголовного дела в суд только в течение срока, на который эта мера пресечения была установлена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ульянов А.Ю. Роль органов прокуратуры в исполнении решений конституционного суда России
Ulyanov A.Yu. The role of prosecution authorities in execution of resolutions of the constitutional court of Russia
А.Ю. Ульянов - прокурор Чаинского района Томской области, аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета
A.Yu. Ulyanov - Public Prosecutor of the Chainsky District of the Tomsk Region, PhD Candidate, National Research Institute, Tomsk State University
Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с участием органов прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда РФ, которые обеспечивают правовую охрану конституционного строя.
The article is devoted to topical issues relating to the involvement of public prosecution offices of the Russia in implementing decisions of the Constitutional Court of the Russia, which provide legal protection of the constitutional order.
Ключевые слова: прокуратура; Конституционный Суд РФ; правовые позиции Конституционного Суда РФ; исполнение решений Конституционного Суда РФ.
Keywords: public prosecution offices; the Constitutional Court of the Russia; legal positions of the Constitutional Court of the Russia; compliance with the decisions of the Constitutional Court of the Russia.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.