Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности за I квартал 2017 года
Подготовила
К. Морецкая
Журнал "Микроfinance+", N 1, январь-март 2017 г., с. 26-39.
1. Приказ ФССП России от 28.12.2016 N 822 "Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия"*(1)
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление, касающееся взаимодействия с должником.
Приказом утверждается форма заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия. Данное заявление должно содержать:
- сведения о заявителе (в том числе паспортные данные, адрес, контактный телефон, электронный адрес);
- сведения о задолженности;
- сведения о представителе (имя, контактные телефоны, электронный адрес, почтовый адрес).
2. Информация Банка России от 01 января 2017 года "Ограничено начисление процентов по краткосрочным займам"*(2)
С 1 января 2017 года вступило в силу трехкратное ограничение начисления процентов по договору потребительского микрозайма, заключенному начиная с этой даты.
Если срок возврата по договору не превышает одного года, микрофинансовые организации (МФО) не вправе начислять заемщику - физическому лицу проценты после того, как их сумма достигнет трехкратного размера суммы займа.
Например, при займе в 5 000 рублей задолженность заемщика ни в какой момент времени не может превысить 20 000 рублей. Эта сумма включает сумму займа в размере 5 000 рублей и начисленные проценты в размере 15 000 рублей (5 000 рублей х 3).
Данное ограничение не распространяется на неустойку (штрафы, пени), а также на платежи за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату.
Еще одно ограничение касается просрочки возврата краткосрочного (до одного года) потребительского микрозайма: после возникновения просрочки МФО может начислять должнику проценты только на оставшуюся (непогашенную) часть суммы основного долга, однако начисление прекратится, как только проценты достигнут двукратного размера этой суммы.
При этом МФО сможет вновь начать начисление процентов только после частичного погашения заемщиком займа и (или) уплаты причитающихся процентов.
Неустойка (штрафы, пени) должна начисляться только на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга.
Например, если непогашенная часть по просроченному договору составляет 5 000 рублей, сумма, взимаемая с заемщика, будет равна 15 000 рублей, которые включают сумму просроченной задолженности - 5 000 рублей и начисленные проценты - 10 000 рублей (5 000 рублей х 2).
Информацию об этих ограничениях каждая МФО обязана размещать на первой странице краткосрочного договора потребительского займа перед таблицей с индивидуальными условиями договора.
3. Информация Банка России "Об установлении требований к уровню кредитного рейтинга кредитного потребительского кооператива и кредитной организации"*(3)
Банк России установил нижние границы уровней кредитного рейтинга КПК и кредитной организации в целях реализации Указания Банка России от 28 декабря 2015 года N 3916-У "О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов" (далее - Указание): нижняя граница уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитному потребительскому кооперативу второго уровня в случае предоставления ему займов в целях применения абзаца 4 подпункта 1.12 пункта 1 Указания, а также нижняя граница уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации в случае размещения на банковских счетах в кредитной организации денежных средств в целях применения подпункта 1.13 пункта 1 и подпункта 2.11 пункта 2 Указания.
4. Указание Банка России от 17.11.2016 N 4203-У "О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией"*(4)
Документ устанавливает признаки возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией.
Признаками возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией являются:
- наличие у кредитной организации и (или) ее аффилированных лиц полномочий управлять деятельностью лица (лиц), прямо не вытекающих из владения акциями (долями) лица (лиц), или полномочий назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины коллегиального исполнительного органа или избирать более половины совета директоров (наблюдательного совета) лица (лиц);
- наличие рисков по операциям (сделкам) кредитной организации и (или) ее аффилированных лиц с лицом (лицами), существенно превышающих риски по операциям (сделкам) третьих лиц с лицом (лицами);
- наличие операций (сделок), совершаемых кредитной организацией с лицом (лицами) не по рыночной стоимости, существенным образом влияющих на размер собственных средств (капитала) кредитной организации и значения обязательных нормативов.
Предусмотренные указанием признаки возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией не распространяются на юридических лиц, которые:
- входят в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
- входят в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р;
- являются организациями оборонно-промышленного комплекса и выполняют (реализуют) государственный оборонный заказ в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- прямо или косвенно контролируются федеральными и муниципальными органами власти, государственными корпорациями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
5. Указание Банка России от 17.11.2016 N 4205-у "О порядке принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), на основании мотивированного суждения, направления требований кредитной организации и рассмотрения обращений кредитной организации"*(5)
Документ устанавливает порядок принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), на основании мотивированного суждения, направления требований кредитной организации и рассмотрения обращений кредитной организации.
Также устанавливается порядок рассмотрения Банком России обращений кредитной организации об обжаловании требования о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц).
6. Информационное письмо Банка России от 29.12.2016 N ИН-015-51/92 "Об использовании кредитных рейтингов Банком России в регуляторных целях"*(6)
В связи с истечением 14 января 2017 года периода использования Банком России кредитных рейтингов, присвоенных по национальной или международной рейтинговой шкале российскими юридическими лицами, которые на день вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о КРА) осуществляли на территории Российской Федерации деятельность, имеющую признаки рейтинговой деятельности, Банк России сообщил следующее.
По состоянию на 29 декабря 2016 года в реестр кредитных рейтинговых агентств (далее - реестр) Банком России включены две организации - АКРА (АО) и АО "Эксперт РА".
В соответствии с положениями Закона о КРА Банк России подтверждает соответствие требованиям статьи 12 Закона о КРА следующих методологий АКРА (АО):
- Методология присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации.
- Методология присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
- Методология присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации.
- Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
При принятии решения о внесении кредитного рейтингового агентства АО "Эксперт РА" в реестр Банком России было подтверждено соответствие требованиям статьи 12 Закона о КРА методологии присвоения рейтингов кредитоспособности банков указанного кредитного рейтингового агентства.
Также с 1 июля 2017 года Банк России предполагает отказаться от использования кредитных рейтингов, решение о присвоении которых было принято кредитными рейтинговыми агентствами на основании методологий, соответствие которых требованиям Закона о КРА не подтверждено Банком России.
7. Информация Банка России "Об утверждении перечня рейтинговых агентств"*(7)
Совет директоров Банка России утвердил перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России в рамках Указания Банка России от 16 ноября 2014 года N 3445-У "О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов", Указания Банка России от 16 ноября 2014 года N 3444-У "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов" и Указания Банка России от 16 ноября 2015 года N 3849-У "О требованиях к инвестированию объединением страховщиков средств фонда компенсационных выплат по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой".
Для указанных рейтинговых агентств устанавливаются верхняя и нижняя границы кредитного рейтинга для российских и иностранных объектов рейтинга.
8. Указание Банка России от 19.12.2016 N 4236-У "О внесении изменений в пункты 1 и 2 Указания Банка России от 2 марта 2015 года N 3580-У "О представлении кредитными организациями финансовой отчетности"*(8)
Теперь кредитные организации обязаны представлять в Банк России промежуточную финансовую отчетность за I полугодие отчетного года.
Для сравнения: ранее представление промежуточной отчетности было обязательно, только если ее опубликование предусмотрено учредительными документами конкретной кредитной организации.
С I полугодия 2018 года вводится требование, предусматривающее представление аудиторского заключения либо иного документа, составляемого по результатам проверки промежуточной финансовой отчетности, проводимой аудиторской организацией.
9. Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"*(9)
Указанным Федеральным законом вносятся изменения в КоАП РФ: ужесточается ответственность за нарушение законодательства о персональных данных (расширяется перечень составов правонарушением, а также увеличиваются штрафы за эти правонарушения), компетенция на составление протоколов по административным делам данной категории теперь передана от прокурора должностным лицам Роскомнадзора.
Сравнение редакций
Действующая редакция
Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Новая редакция
Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных
1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.
3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.
6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
10. Информация ФНС России "С 1 февраля 2017 года ФНС России регистрирует только онлайн-кассы"*(10)
С 1 февраля 2017 года изменились правила регистрации контрольно-кассовой техники: зарегистрировать ККТ с ЭКЛЗ, как было до сих пор, больше нельзя. Теперь на учет можно поставить только те аппараты, которые обеспечивают возможность онлайн-передачи данных в Налоговую службу через операторов фискальных данных.
Перерегистрация контрольно-кассовой техники также производится по новым правилам. Основаниями для перерегистрации являются: смена адреса и места установки контрольно-кассовой техники, изменение наименования или Ф.И.О. пользователя, замена фискального накопителя, смена оператора фискальных данных, переход из автономного режима и др.
ФНС России упростила процесс регистрации касс - получить карточку регистрации можно в личном кабинете на сайте службы без визита в инспекцию. При желании можно обратиться в любую инспекцию.
К 1 июля 2017 года на новый порядок применения ККТ должны перейти все владельцы кассовой техники. Налогоплательщики, использующие патентную систему налогообложения, ЕНВД, владельцы торговых автоматов и предприниматели, оказывающие услуги населению, перейдут на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года.
11. Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами"*(11)
Указанным приказом утверждается новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами согласно приложению к настоящему приказу.
Признаются утратившими силу:
1) приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.10.2010, регистрационный номер 18836);
2) приказ Федеральной налоговой службы от 19.03.2012 N ММВ-7-8/164@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.04.2012, регистрационный номер 23918);
3) приказ Федеральной налоговой службы от 27.12.2013 N ММВ-7-8/646@ "О внесении изменений в Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.02.2014, регистрационный номер 31327).
12. Информация Банка России "Об изменении экзаменационных вопросов для квалификационных экзаменов специалистов финансового рынка"*(12)
Координационный совет по аттестации специалистов финансового рынка при Банке России одобрил новые экзаменационные вопросы по базовой серии для специалистов финансового рынка, а также по первой серии для специалистов финансового рынка в сфере брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и деятельности форекс-дилера.
Новые вопросы охватывают широкий спектр экономических и юридических тем и задач, также в них учтены последние изменения в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, теперь экзаменационные вопросы включают в себя решение ситуационных задач. Такой подход позволяет проверить не только теоретические знания законодательства Российской Федерации и принципов работы финансового рынка, но и оценить то, как экзаменуемый будет применять эти знания в жизни.
Новые экзаменационные вопросы рекомендованы к использованию с 1 апреля 2017 года организациями, аккредитованными Банком России для аттестации специалистов финансового рынка.
13. Информация Банка России "О новых вопросах для квалификационного экзамена специалистов финансового рынка"*(13)
Координационный совет по аттестации специалистов финансового рынка при Банке России одобрил новые экзаменационные вопросы для квалификационного экзамена специалистов финансового рынка.
Вопросы по базовой серии будут использоваться на экзаменах всех специалистов финансового рынка. Вопросы по первой серии предназначены для экзаменов специалистов финансового рынка в сфере брокерской, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и форекс-дилеров. Все вопросы учитывают последние изменения российского законодательства и охватывают широкий спектр экономических и юридических тем.
По итогам экзамена выдается квалификационный аттестат, который дает право занимать определенные должности в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Аттестацию специалистов проводят вузы и саморегулируемые организации участников финансового рынка, аккредитованные Банком России. Вопросы рекомендованы к использованию с 1 апреля 2017 года.
14. Информация Банка России от 08.02.2017 "Об установлении перечня национальных рейтинговых агентств, а также минимальных уровней рейтингов кредитоспособности (для целей Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П)"*(14)
Совет директоров Банка России принял решение в целях применения Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" установить следующий перечень национальных рейтинговых агентств, рейтинги которых используются в отношении российских объектов рейтинга, а также минимальные уровни рейтингов кредитоспособности для каждого из включенных в указанный перечень агентств:
Национальное рейтинговое агентство | Минимальный уровень рейтинга кредитоспособности |
Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" (АО "Эксперт РА") | "A+(III)" |
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (Акционерное общество) (АКРА (АО)) | "BB+(RU)" |
15. Информация Банка России от 08.02.2017 "Об установлении перечня национальных рейтинговых агентств, а также минимальных уровней рейтингов кредитоспособности (для целей инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года N 139-и)"*(15)
Совет директоров Банка России принял решение в целях применения Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года N 139-И "Об обязательных нормативах банков" установить следующий перечень национальных рейтинговых агентств, рейтинги которых используются Банком России в отношении российских объектов рейтинга, а также минимальные уровни рейтингов кредитоспособности для каждого из включенных в указанный перечень агентств:
Национальное рейтинговое агентство | Минимальный уровень рейтинга кредитоспособности |
Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" (АО "Эксперт РА") | "A+(III)" |
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (Акционерное общество) (АКРА (АО)) | "BB+(RU)" |
16. "Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" (утв. Банком России 02.02.2017 N 4-МР)*(16)
Результаты надзорной деятельности Банка России свидетельствуют об увеличении числа случаев использования недобросовестными участниками хозяйственного оборота исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий гражданско-правовой сделки, при совершении операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Проведению таких операций, как правило, предшествует заключение сторонами договора, содержащего обязательства, неисполнение которых влечет последующее обращение в суд одной из сторон с требованием о взыскании задолженности по этому договору. После вынесения судебного акта об удовлетворении заявленных требований взыскатель предъявляет исполнительный документ в кредитную организацию, где открыт банковский счет должника. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взысканные денежные средства могут быть переведены только в безналичном порядке с банковского счета должника на банковский счет взыскателя, указанный в его заявлении.
Распространение получает также практика обращения взыскания на денежные средства должников, находящиеся на их банковских счетах, в рамках исполнительного производства, когда денежные средства с банковских счетов должников списываются на депозитные счета структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов либо структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в дальнейшем перечисляются в пользу взыскателей на их банковские счета, открытые в российских кредитных организациях, с целью последующего обналичивания взысканных денежных средств либо на банковские счета взыскателей, открытые за рубежом.
Отмечаем, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.
В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации.
Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
В связи с изложенным Банк России рекомендует кредитным организациям в случае возникновения на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подозрений, что операции клиента, проводимые с использованием указанных выше схем, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма:
- руководствоваться рекомендациями по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов, которые содержатся в письме Банка России от 02.10.2014 N 167-Т;
- обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
- реализовывать в отношении иных операций клиента право на отказ в совершении операций, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), по основаниям наличия подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе принимая во внимание, что операции по снятию клиентами со своих банковских счетов денежных средств, ранее поступивших на банковский счет в связи с исполнением кредитными организациями исполнительных документов, а также в рамках исполнительного производства, а равно дальнейшее перечисление таких денежных средств, являются операциями, осуществляемыми вне рамок процедуры взыскания;
- в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ реализовывать в отношении клиента право на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом, предусмотренное пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
17. Инструкция Банка России от 20.12.2016 N 176-И "О порядке и случаях проведения уполномоченными представителями (служащими) Банка России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, и (или) ознакомления с деятельностью заемщика кредитной организации и (или) залогодателя"*(17)
Инструкция содержит алгоритм проведения Банком России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде.
Осмотр предмета залога и (или) ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя) осуществляется в целях проведения:
- оценки качества ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды), полноты формирования резервов на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности";
- оценки качества активов, включенных в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, а также находящихся в залоге по кредитам Банка России.
Осмотр предмета залога осуществляется также в целях проведения экспертизы предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, в том числе включающей установление фактического наличия предмета залога и его осмотр.
Осмотр предмета залога может проводиться в случаях:
- наличия обстоятельств (их признаков), свидетельствующих о возможной утрате предмета залога или о его отсутствии по месту нахождения (хранения);
- выявления признаков недостоверности сведений о количественных и качественных характеристиках предмета залога, указанных в договоре залога и (или) бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также в другой информации, предоставляемой кредитной организацией в Банк России (в том числе различий в сведениях о предмете залога, предоставленных кредитной организацией и полученных Банком России от регистрирующих органов и из открытых источников информации);
- необходимости уточнения характеристик предмета залога, влияющих на его стоимость (в том числе пробег, наработка транспортного средства или оборудования, загрузка площадей объекта недвижимости и иные характеристики);
- нарушения кредитной организацией (банковской группой, участником которой является кредитная организация) обязательных нормативов, установленных Банком России, вследствие полного или частичного неучета определенной кредитной организацией стоимости предмета (предметов) залога при определении размера формируемого резерва на возможные потери по ссуде;
- мотивированного ходатайства структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации, или мотивированного ходатайства рабочей группы при проведении проверки кредитной организации.
С прилагаемыми к Инструкции формами документов вы можете ознакомиться на официальном сайте Банка России в разделе "Новое на сайте" http://www.cbr.ru/news.aspx.
18. Проект Федерального закона N 66477-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в 1-м чтении 22.02.2017)
Законопроект предполагает разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией.
Принят Государственной Думой Федерального Собрания в первом чтении.
Предполагается внесение изменений в:
1) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
2) Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
3) Федеральный закон от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
4) Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Законопроект содержит нормы, которые позволят получить микрофинансовой компанией статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации:
- Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено микрофинансовой компании, получившей статус банка с базовой лицензией, не ранее истечения двух лет с даты государственной регистрации изменений, внесенных в устав микрофинансовой компании в связи с получением статуса банка с базовой лицензией в порядке, установленном Банком России.
- Микрофинансовая компания, изменившая свой статус на статус банка с базовой лицензией, вправе продолжать в рамках исполнения договоров, заключенных до изменения ее статуса, совершение сделок, не являющихся разрешенными для банка с базовой лицензией. Данные сделки совершаются до момента прекращения действия указанных договоров, но не более 5 лет с даты изменения статуса микрофинансовой организации, за исключением договоров займа, заключенных до даты изменения ее статуса.
- Микрофинансовая компания, изменившая свой статус на статус банка с базовой лицензией, вправе продолжать совершение операций в целях исполнения заключенных до изменения ее статуса договоров займа, до истечения первоначально установленного срока действия таких договоров.
19. "Положение о Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и порядке его применения" (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П)
В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует иметь в виду, что при регистрации текст документа может быть изменен.
В новом Плане счетов в сравнении с ныне действующим Положением, утвержденным Банком России 16.07.2012 N 385-П, отсутствует глава Д "Счета депо".
20. Письмо ФНС России от 10.03.2017 N БС-4-21/4320@ "Об изменении xsd-схемы формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций"
Федеральная налоговая служба сообщает об изменении xsd-схемы к действующей форме налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) в части возможности заполнения нулевого значения в числителе предусмотренной по строке с кодом 090 Раздела 3 дроби, определяющей коэффициент владения объектом недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость.
Необходимость указанной корректировки xsd-схемы обусловлена вступившими в силу с 1 января 2016 года законодательными изменениями, внесенными в статью 382 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ, в части изменения порядка определения количества полных месяцев, в течение которых облагаемые налогом по кадастровой стоимости объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, повлекшего за собой изменение порядка определения коэффициента владения.
21. Письмо Банка России N 03-40-9/901, ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 10.02.2017 N 1/4009 "О способе доставки банку уведомления о ставке взносов государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"*(18)
Банк России и ГК "Агентство по страхованию вкладов" определили способ доставки банку уведомления о ставке взносов ГК "Агентство по страхованию вкладов".
В целях выполнения требований Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" уведомления Агентства по итогам IV квартала 2016 года будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением правления агентства от 5 февраля 2004 года.
22. Указание Банка России от 27.02.2017 N 4302-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 24 ноября 2016 года N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"
В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует иметь в виду, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Изменения в Указание Банка России от 24.11.2016 N 4212-У дополняют перечень отчетных форм кредитных организаций формой отчетности 0409159 "Сведения о банковских счетах, счетах по депозитам отдельных категорий юридических лиц и аккредитивах". Теперь выделены категории юридических лиц, в отношении которых осуществляется мониторинг за размещением средств.
Ежеквартальный отчет представляется не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом.
23. Разъяснение Банка России "По вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 02.09.2015 N 486-П "О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения" (далее - Положение N 486-П)"*(19)
Вопрос
Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете безвозмездной помощи, оказываемой некредитной финансовой организацией дочерним организациям, в соответствии с Положением N 486-П, отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций.
Разъяснения Банка России
Некредитная финансовая организация, оказавшая безвозмездную финансовую помощь дочерней организации, может признать увеличение справедливой стоимости дочерней организации пропорционально доле своего владения в ней в случае, когда такие вложения удовлетворяют критериям признания актива. В этом случае безвозмездная помощь дочерним организациям отражается в качестве инвестиции в дочерние организации следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета N 60201 "Средства, внесенные в уставные капиталы кредитных организаций, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью", N 60202 "Средства, внесенные в уставные капиталы организаций", N 60203 "Средства, внесенные в уставные капиталы неакционерных банков-нерезидентов" или N 60204 "Средства, внесенные в уставные капиталы организаций-нерезидентов".
Кредит счета по учету денежных средств.
В случае если затраты некредитной финансовой организации на оказание безвозмездной финансовой помощи не удовлетворяют критериям признания актива, то такая безвозмездная помощь не может рассматриваться в качестве инвестиции в дочернюю организацию (вложения в добавочный капитал дочерней компании) и должна признаваться в качестве понесенных расходов следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета N 71802 "Расходы, связанные с обеспечением деятельности" (в ОФР по символу 55611 "Другие расходы, относимые к прочим, в том числе носящие разовый, случайный характер"). Кредит счета по учету денежных средств.
Вопрос
Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете полученной безвозмездной помощи от материнской компании в соответствии с Положением N 486-П, отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций.
Просим также указать, в какие даты и на основании каких документов можно направлять средства, полученные в виде безвозмездного финансирования, на покрытие убытков.
Разъяснения Банка России
Поступление от акционеров (участников) безвозмездного финансирования отражается на счете N 10614 "Безвозмездное финансирование, предоставленное организации акционерами, участниками". Данные денежные средства могут быть использованы на увеличение уставного капитала и погашение убытков. Поступление денежных средств от акционера (участника) в виде безвозмездной помощи отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета по учету денежных средств.
Кредит счета N 10614 "Безвозмездное финансирование, предоставленное организации акционерами, участниками".
Согласно пункту 1.3 Приложения 2 к Положению N 486-П списание сумм убытка отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета N 10614 "Безвозмездное финансирование, предоставленное организации акционерами, участниками".
Кредит счета N 10901 "Непокрытый убыток". Перечень документов, на основании которых полученное безвозмездное финансирование направляется на покрытие убытков, и сроки направления полученного безвозмездного финансирования на покрытие убытков некредитная финансовая организация устанавливает самостоятельно.
24. Указание Банка России от 27.10.2016 N 4168-у "О порядке определения и критериях существенности недостоверных отчетных данных, представляемых микрофинансовыми организациями в Банк России"*(20)
Критериями существенности недостоверных отчетных данных в соответствии с Указанием N 4168-У являются:
- Наличие в отчетности о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2016 года N 3979-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 года N 41578, сведений о размере резервов на возможные потери по займам при установлении Банком России расхождения с указанными сведениями более чем на 20 процентов.
- Наличие сведений о соблюдении микрофинансовой организацией экономических нормативов, рассчитанных в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 42н "Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2012 года N 24300, при установлении Банком России факта несоблюдения микрофинансовой организацией указанных экономических нормативов.
- Наличие сведений о привлечении микрофинансовой организацией денежных средств физических лиц и (или) юридических лиц при установлении Банком России их фактического непривлечения.
- Наличие сведений об отсутствии привлеченных микрофинансовой организацией денежных средств физических лиц и (или) юридических лиц при установлении Банком России их фактического привлечения при условии, что расхождение составляет более одной тысячи рублей.
- Наличие сведений о выданном микрозайме при установлении Банком России факта отсутствия выдачи микрозайма.
- Наличие сведений об отсутствии выданного микрозайма при установлении Банком России факта выдачи такого микрозайма при условии, что расхождение составляет более одной тысячи рублей.
- Наличие сведений о сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества, поступивших в качестве исполнения (частичного исполнения) обязательства по договору микрозайма, при установлении Банком России факта отсутствия поступивших денежных средств и (или) иного имущества в качестве исполнения (частичного исполнения) обязательства по договору микрозайма и (или) факта расхождения в сумме денежных средств и (или) в стоимости иного имущества, поступивших в качестве исполнения (частичного исполнения) обязательства по договору микрозайма, более чем на одну тысячу рублей.
25. Информация Банка России от 29.03.2017 "Об окончании переходного периода для микрофинансовых организаций"*(21)
29 марта 2017 года закончился переходный период, установленный Федеральным законом от 29.12.2015 N 407-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который реализовал законодательное разделение микрофинансовых организаций на два вида - микрофинансовые компании и микрокредитные компании. Данные виды микрофинансовых организаций наделены разным объемом прав и обязанностей в целях установления пропорционального регулирования.
До 29 марта 2017 года все микрофинансовые организации должны были привести свои наименования в соответствие с требованиями Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"*(22).
Согласно части 16 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" наименование микрофинансовой компании должно содержать словосочетание "микрофинансовая компания" и указание на ее организационно-правовую форму. Наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание "микрокредитная компания" и указание на ее организационно-правовую форму.
Теперь право привлекать денежные средства от граждан, не являющихся их учредителями, остается только за микрофинансовыми компаниями. Микрокредитные компании, привлекавшие в течение переходного периода денежные средства от физических лиц, не являющихся их учредителями, обязаны были исполнить свои обязательства по таким договорам до 29 марта 2017 года. Обращаем внимание, что данное требование не распространяется на договоры займа с целью привлечения денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями микрокредитной компании, заключенные микрокредитной компанией до 29 марта 2016 года.
26. Указание Банка России от 27.02.2017 N 4299-У "О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов"*(23)
Указание N 4299-У устанавливает числовое значение финансового норматива сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов порядок расчета финансовых нормативов кредитных кооперативов, предусмотренных Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
27. Указание Банка России от 24.03.2017 N 4325-У "О размере процентной ставки по ломбардным кредитам Банка России"*(24)
С 27.03.2017 процентная ставка по ломбардным кредитам Банка России на срок один календарный день устанавливается в размере 10,75% годовых.
28. Информация Банка России от 24.03.2017 "Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 9,75% годовых"*(25)
Принимая решение по ключевой ставке, совет директоров Банка России исходил из следующего.
1) Инфляция снижается быстрее, чем прогнозировалось.
2) Дезинфляционное влияние внутреннего спроса сохраняется.
3) Восстановление экономической активности происходит быстрее, чем ожидалось.
4) Для поддержания склонности к сбережениям и тенденции к устойчивому замедлению инфляции под влиянием ограничений со стороны спроса необходимо сохранение умеренно жестких денежно-кредитных условий.
5) Для поддержания склонности к сбережениям и тенденции к устойчивому замедлению инфляции под влиянием ограничений со стороны спроса необходимо сохранение умеренно жестких денежно-кредитных условий.
29. Указание Банка России от 13.01.2017 N 4262-У "О содержании, форме, порядке и сроках представления в Банк России отчетности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка"*(26)
В соответствии с Указанием N 4262-У отчетность представляется в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) лица, осуществляющего функции руководителя (единоличного исполнительного органа) саморегулируемой организации.
Утверждаются две формы отчета - квартальная о деятельности СРО в сфере финансового рынка и годовая (на нерегулярной основе) о персональном составе органов СРО в сфере финансового рынка.
30. "Положение о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П)*(27)
Следует обратить внимание, что в процессе регистрации в Минюсте текст документа был изменен.
Отличие от предыдущей редакции: теперь нет главы Д "Счета депо".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
Вступление в силу: 09.01.2017.
Регистрация в Минюсте России: 29.12.2016, N 45029.
*(2) Источник: https://www.cbr.ru/Press/?PrtId=event&id=841&PrintVersion=Y.
*(3) Источник: "Вестник Банка России", N 14, 01.02.2017
Вступление в силу: 25.01.2017.
*(4) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 30.12.2016, "Вестник Банка России", N 8, 23.01.2017.
Вступление в силу: 01.01.2017.
Регистрация в Минюсте России: 30.12.2016, N 45079.
*(5) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 30.12.2016, "Вестник Банка России", N 8, 23.01.2017.
Вступление в силу: 01.01.2017.
Регистрация в Минюсте России: 30.12.2016, N 45080.
*(6) Публикация: "Вестник Банка России", N 1, 12.01.2017.
*(7) Публикация: размещено на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/ - 23.12.2016.
Вступление в силу: 23.12.2016.
*(8) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 23.01.2017, "Вестник Банка России", N 14, 01.02.2017.
Вступление в силу: 03.02.2017.
Регистрация в Минюсте России: 16.01.2017, N 45242.
*(9) Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.02.2017; "Парламентская газета", N 5, 10-16.02.2017; "Российская газета", N 30, 10.02.2017; "Собрание законодательства РФ", 13.02.2017, N 7, ст. 1032. Вступление в силу: 01.07.2017.
*(10) Опубликовано: https://www.nalog.ru по состоянию на 01.02.2017.
*(11) Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.02.2017.
Вступление в силу: 04.03.2017.
Регистрация в Минюсте России: 20.02.2017, N 45707.
*(12) Источник: http://www.cbr.ru/ по состоянию на 22.02.2017.
*(13) Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cbr.ru/ по состоянию на 22.02.2017.
*(14) Публикация: опубликовано на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/ - 09.02.2017, "Вестник Банка России", N 19, 15.02.2017.
Вступление в силу: 09.02.2017.
*(15) Публикация: опубликовано на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/ - 09.02.2017, "Вестник Банка России", N 19, 15.02.2017.
Вступление в силу: 09.02.2017.
*(16) Публикация: "Вестник Банка России", N 15, 08.02.2017.
*(17) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 16.02.2017, "Вестник Банка России", N 22, 22.02.2017.
Вступление в силу: 27.02.2017.
Регистрация в Минюсте России: 13.02.2017, N 45615.
*(18) Источник: http://cbr.ru/other/20170210_03-40_9-901_1-4009.pdf.
*(19) Источник: http://www.cbr.ru/ по состоянию на 07.03.2017.
*(20) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 27.03.2017, "Вестник Банка России", N 33, 31.03.2017.
Вступление в силу: 07.04.2017.
Регистрация в Минюсте России: 17.03.2017, N 46008.
*(21) Источник: "Вестник Банка России", N 34, 05.04.2017.
*(22) Согласно части 16 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" наименование микрофинансовой компании должно содержать словосочетание "микрофинансовая компания" и указание на ее организационно-правовую форму. Наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание "микрокредитная компания" и указание на ее организационно-правовую форму.
*(23) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 29.03.2017, "Вестник Банка России", N 33, 31.03.2017.
Вступление в силу: 01.06.2018 (за исключением отдельных положений).
Регистрация в Минюсте России: 22.03.2017, N 46095.
*(24) Публикация: "Вестник Банка России", N 32, 29.03.2017.
Вступление в силу: 24.03.2017.
*(25) Источник: "Вестник Банка России", N 32, 29.03.2017.
*(26) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 30.03.2017, "Вестник Банка России", N 34, 05.04.2017.
Вступление в силу: 10.04.2017.
Регистрация в Минюсте России: 21.03.2017, N 46071.
*(27) Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 23.03.2017.
Вступление в силу: 03.04.2017.
Регистрация в Минюсте России: 20.03.2017, N 46021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР