Коммунальная услуга по обращению с ТКО
Д.В. Дурново,
главный редактор ИД "Аюдар Инфо"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2017 г., с. 26-36.
В срок до 2019 года на территории РФ запланирован поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Такая система предполагает среди прочего новую структуру договорных отношений и новые правила расчетов за вывоз мусора населения. Нормативная база фактически готова. На практике участников рынка управления МКД интересуют вопросы: какие новые обязанности возложены на управляющего МКД, каким образом будет рассчитываться плата для потребителей?
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в которые введен новый разд. XV(1), полностью посвященный предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО. В данном разделе содержатся положения о порядке заключения договора между потребителем и исполнителем коммунальной услуги, их взаимных правах и обязанностях, расчете платы за услугу.
Данные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО.
Эти положения корреспондируют с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ о том, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019.
Переходный период
Как поясняется в Письме Минстроя РФ от 22.02.2017 N 5554-АТ/04, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений в МКД. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО, а также объем вывозимых отходов определяются соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством. Договоры на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором.
Сбор и вывоз отходов, образующихся в результате деятельности жильцов МКД, являются составной частью содержания общего имущества, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание жилого помещения, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений в МКД. Чиновники отмечают, что данные услуги могут быть выделены в платежном документе отдельной строкой*(1).
С этим выводом согласились и арбитры в деле N А67-2366/2016. В 2016 году УК выделила отдельной строкой услугу по обращению с ТКО, хотя в субъекте РФ отсутствовал региональный оператор. Орган ГЖН выдал предписание исключить из платежного документа указанное начисление и рассчитывать плату за содержание жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников помещений. Суды признали предписание незаконным, установив, что в 2016 году УК начисляла указанную плату за вывоз отходов по заключенному с подрядчиком договору в размере, предусмотренном решением общего собрания в составе платы за содержание жилого помещения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие услуги оказывались собственникам помещений в МКД и предъявлялись к оплате иными лицами, включения обществом платы за услуги по сбору, вывозу и утилизации ТКО в состав платы за содержание жилого помещения департаментом не представлено, правильность расчета взимаемой платы не опровергнута. При таких обстоятельствах выставление обществом платы за услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО отдельной строкой в платежном документе под наименованием "Обращение с ТКО" в данном конкретном случае не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение прав собственников или нанимателей жилых помещений (Постановление АС ЗСО от 27.12.2016 N Ф04-5585/2016, отказано в пересмотре Определением ВС РФ от 13.03.2017 N 304-КГ17-1655).
При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за услугу по обращению с ТКО размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в МКД, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО (см. Письмо Минстроя РФ N 5554-АТ/04).
Заключение и содержание договора с потребителем
Правила заключения договора, содержащего условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, очень похожи на правила заключения договоров о предоставлении иных коммунальных услуг. В частности, такой договор может быть заключен с исполнителем как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий. Отсутствие договора в письменной форме не является основанием для отказа в оказании услуги потребителю в жилом помещении. Таким образом, логично утверждать, что, продолжая выносить мусор в места его накопления со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО, потребитель тем самым совершает конклюдентные действия, следовательно, договор, содержащий условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. 148(8)-148(11) (см. таблицу ниже).
Исполнители и периоды предоставления услуги
Исполнителями коммунальной услуги по обращению с ТКО являются, по сути, те же лица, которые признаются исполнителями иных коммунальных услуг. В пункте 148(3) Правил предоставления коммунальных услуг указано: в качестве исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать лицо из числа лиц, названных в п. 148(4), 148(5). При этом период времени, в течение которого названное лицо обязано предоставлять коммунальную услугу потребителям и вправе требовать от них оплаты оказанной коммунальной услуги, подлежит определению в соответствии с п. 148(8)-148(11) Правил предоставления коммунальных услуг. Содержание указанных пунктов сведено в таблицу.
Исполнитель коммунальной услуги | Случай | Начало предоставления коммунальной услуги | Прекращение предоставления коммунальной услуги |
Управляющая организация | УК выбрана для управления МКД | С даты, указанной в решении общего собрания, или даты заключения договора управления, но не ранее даты начала вывоза ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному с региональным оператором | До даты расторжения договора управления или даты расторжения договора с региональным оператором |
ТСЖ (кооператив) | ТСЖ (кооператив) выбрано (выбран) в качестве способа управления | С даты государственной регистрации ТСЖ (кооператива), но не ранее даты начала вывоза ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному с региональным оператором | До даты ликвидации, или даты начала предоставления услуги УК, с которой органом управления ТСЖ (кооператива) заключен договор управления, или даты расторжения договора с региональным оператором |
Региональный оператор | В доме выбрано непосредственное управление | С даты, указанной в решении собрания о выборе способа управления | До даты начала предоставления услуги УК или ТСЖ |
В доме не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, с которыми связана дата начала предоставления услуги УК или ТСЖ | Со дня возникновения права собственности на помещение, заключения договора найма, прекращения ранее выбранного способа управления | До дня начала предоставления услуги УК, ТСЖ | |
Собственники помещений приняли решение, предусмотренное ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ | |||
В отношении дома, управляемого УК, ТСЖ, расторгнут договор на оказание услуг по обращению с ТКО | С даты расторжения договора между УК (ТСЖ) и региональным оператором | До заключения нового договора в отношении данного дома |
Из таблицы видно, что в случае управления домом УК (ТСЖ) ключевым фактором является наличие договора между управляющим МКД и региональным оператором. В его отсутствие исполнителем признается оператор, а управляющий, соответственно, не вправе требовать оплату коммунальной услуги от потребителей. Эти принципы соответствуют положениям, представленным в п. 14, 15 правил относительно всех других коммунальных услуг. Однако, вспомним, на практике присвоение статуса исполнителя управляющему домом не всегда обусловлено наличием письменного договора ресурсоснабжения. Суды нередко приходят к выводу, что между УК и РСО сложились фактические договорные отношения, поэтому УК является исполнителем коммунальных услуг. Не исключено, что и в части обращения с ТКО участники рынка столкнутся с аналогичной проблемой.
Особые условия договора
Наряду с обычными условиями, которые включаются в любые договоры о предоставлении коммунальных услуг, в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО должны быть отражены:
- сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления ТКО органами власти для данной категории объекта (число проживающих в помещении или площадь помещения);
- информация в графическом виде о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей.
В разделе XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг описаны права и обязанности исполнителя и потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО, которые аналогичны правам и обязанностям, представленным в разд. IV и V правил применительно к другим коммунальным услугам (например, в части прямых расчетов с региональным оператором при наличии иного исполнителя коммунальной услуги). Особое внимание хотелось бы обратить на п. 148(26), в котором указано, что потребитель не вправе:
- складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором;
- заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Аналогичные положения содержатся в Правилах обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (см. п. 15). Также в них прописан порядок действий регионального оператора в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (п. 16). Как правило, административная ответственность за несанкционированные свалки предусматривается региональным законодательством и применяется к лицу, отвечающему за содержание земельного участка. Механизмов воздействия на собственников помещений, складирующих отходы в контейнеры, предназначенные для иных потребителей, законодательство не содержит. Известна практика ограничения доступа к контейнерам путем установки замков и выдачи ключей собственникам помещений в конкретном доме.
Оказание услуги собственникам нежилых помещений
Собственники нежилых помещений (кроме помещений, отведенных под машино-места) должны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором. Иначе говоря, если до вступления изменений в силу управляющий МКД в составе платы за содержание взимает с собственника нежилого помещения плату за вывоз мусора и, соответственно, обеспечивает вывоз мусора всех потребителей, то новый порядок предполагает прямое взаимодействие собственника нежилого помещения с региональным оператором. При этом на собственника возложена обязанность представлять управляющему данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по договору с региональным оператором, в течение трех рабочих дней со дня получения запроса.
Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО
Расчетный период для оплаты услуги - календарный месяц.
Размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного оператору в порядке, определенном Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды (п. 148(29) Правил предоставления коммунальных услуг). Соответственно, и для целей содержания общего имущества такая коммунальная услуга не потребляется и отдельно не оплачивается потребителями. Одновременно в силу п. 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269, в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Число потребителей или площадь помещения?
Существуют два варианта расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО: исходя из количества потребителей и с учетом площади помещений в МКД. По умолчанию применяется первый вариант, как это обычно принято в отношении коммунальных услуг. Второй вариант может применяться только в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об оплате потребителями услуги исходя из общей площади жилого помещения. Соответствующее положение появилось в новом п. 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857. Данное решение может быть принято в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ. Органы власти, принявшие это решение, могут в любое время изменить его и перейти на расчет платы за коммунальную услугу исходя из числа потребителей, постоянно и временно проживающих в помещении.
Согласно п. 13, 14 Правил определения нормативов накопления ТКО норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Как указано в приложении 1 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденным Приказом Минстроя РФ от 28.07.2016 N 524/пр, в отношении норматива накопления ТКО, образующихся в МКД, могут устанавливаться такие расчетные единицы, как один проживающий и 1 кв. м общей площади.
Исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг под проживающим следует понимать постоянно или временно проживающего в помещении потребителя. Число таких проживающих определяется точно так же, как и для расчета платы за другие коммунальные услуги, в том числе по заявлениям постоянно проживающих в помещении потребителей, на основании акта об установлении количества проживающих, а также - при отсутствии проживающих - по числу собственников помещения.
Что касается общей площади, под ней следует понимать площадь помещения в МКД, имеющего собственника (не входящего в состав общего имущества), поскольку расчет платы осуществляется с учетом показателя площади конкретного помещения. Кстати, в названном выше приложении для нежилых помещений могут быть установлены иные расчетные единицы в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Например, для гостиницы это одно место, для банка - один сотрудник, 1 кв. м общей площади или один посетитель.
Из формул расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, приведенных в приложении 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, видно, что норматив устанавливается в расчете на год. Для расчета платы потребителя этот показатель следует разделить на 12, умножить на количество расчетных единиц (площадь помещения или количество проживающих), для которых он устанавливался, а также на цену коммунальной услуги.
Норматив накопления или фактический объем?
Из положений разд. XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг следует, что в большинстве случаев должен применяться норматив накопления ТКО. Фактический объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, за расчетный период учитывается при расчете размера платы по формулам 9(3), 9(4), 9(6):
при раздельном накоплении и сборе сортированных отходов;
если это предусмотрено в заключенном между управляющим МКД и региональным оператором договоре;
до утверждения нормативов накопления ТКО, но не позднее 01.09.2017.
Этот объем, исчисленный для всего места накопления отходов в целом, распределяется в зависимости от используемой расчетной единицы (пропорционально числу проживающих в помещении к расчетному числу граждан, использующих место накопления ТКО, либо пропорционально площади жилого помещения к общей площади помещений).
Перерасчет платы
В соответствии с п. 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг при временном (более пяти полных календарных дней) отсутствии в жилом помещении потребителя осуществляется перерасчет размера платы в порядке, предусмотренном разд. VIII правил. Никакие условия, связанные с обязанностью потребителей устанавливать ИПУ, в отношении услуги по обращению с ТКО не применяются. То есть потребителю достаточно лишь надлежащим образом уведомить исполнителя о своем отсутствии и представить документальное подтверждение.
Согласно п. 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу подлежит уменьшению в случае предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности. Так, в соответствии с п. 148(46) правил при перерывах в предоставлении услуг размер платы должен быть снижен на размер платы за объем неоказанной услуги. Для определения этого объема надлежит умножить норматив накопления ТКО за расчетный период на продолжительность непредоставления коммунальной услуги в расчетном периоде. Одновременно предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества влечет уменьшение размера платы. Условия и порядок снижения размера платы установлены в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Так, за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 3,3% размера платы, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2 к правилам. При этом приложением 1 предусмотрено, что при среднесуточной температуре выше + 5°C должен быть обеспечен своевременный вывоз ТКО из мест накопления не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз), а при температуре ниже указанного предела - не реже одного раза в трое суток.
Содержание общего имущества
Постановлением Правительства РФ N 232 в пп. "а" п. 2 Правил содержания общего имущества внесено дополнение, согласно которому к общему имуществу отнесены мусороприемные камеры, мусоропроводы (также они названы в качестве внутридомовых инженерных систем в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг). Однако совершенно очевидно, что и ранее данные объекты являлись общим имуществом и их следовало содержать в надлежащем состоянии.
Кстати, нередко собственники помещений отказываются от использования мусоропроводов, принимая соответствующее решение на общем собрании, путем заваривания ковшей клапанов мусоропроводов. Органы ГЖИ пытаются принудить управляющих содержать мусоропровод в надлежащем состоянии. Суды признают предписания незаконными при условии, что решением общего собрания был выбран способ удаления отходов, были определены места для установки контейнеров и организации, с которыми предполагается заключить договоры на вывоз отходов (см. Постановление АС СЗО от 25.07.2016 N Ф07-5075/2016 по делу N А42-7291/2015, в передаче дела на пересмотр отказано Определением ВС РФ от 27.10.2016 N 307-КГ16-14246)*(2).
Кроме того, в состав содержания общего имущества включен такой элемент, как содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (новые пп. "д(2)" п. 11 Правил содержания общего имущества, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290). Но и до вступления поправок в силу такая обязанность была закреплена за управляющим МКД (организация мест накопления бытовых отходов названа в прежней редакции п. 25 указанного минимального перечня).
В соответствии с п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их приема путем погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО. Эта норма соответствует п. 13 Правил обращения с ТКО, в котором также есть уточнение:
бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в доме;
бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
* * *
С момента, когда региональный оператор начнет деятельность по обращению с ТКО, потребители в МКД должны будут вносить плату за коммунальную услугу, а не часть платы за содержание жилого помещения. После этой даты плата за коммунальную услугу будет рассчитываться исходя из числа проживающих в помещении, если только региональные власти не примут решение о применении иной расчетной единицы - площади помещения. До утверждения нормативов накопления ТКО расчет платы ведется по фактическому объему отходов в соответствии с условиями договора. В роли исполнителя коммунальной услуги может выступать как управляющий МКД, так и региональный оператор в определенных случаях.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О рисках выделения платы за вывоз отходов отдельной строкой в квитанции можно прочитать в статье Д.В. Дурново "О дополнительных строках в платежном документе" (N 5, 2017, стр. 62).
*(2) Подробнее см. экспресс-ответ "Мусоропровод заварен по решению собственников помещений в МКД" (N 7, 2016, стр. 11).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"