Какие основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке? Есть ли в законодательстве РФ какие-нибудь ограничения?
Журнал "Вестник Института госзакупок", N 6, июнь 2017 г., c. 15.
Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в возможностях по установлению собственного перечня оснований для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - ЕП). Более того, Закон N 223-ФЗ не ограничивает ни количество закупок у ЕП, ни их общую стоимость, ни их разовый объем, но все эти моменты могут быть ограничены самим заказчиком в положении о закупке (или органом, утверждающим положение о закупке).
Вместе с тем следует учитывать, что ФАС России может посчитать закупки у ЕП нарушающими Закон N 135-ФЗ (как правило, ч. 4 ст. 11, иногда - ч. 1 ст. 17), при этом обычно ФАС России возражает именно против заключенных договоров с ЕП, но также может возражать и против самих оснований для закупки у ЕП, содержащихся в положении о закупке.
Такое полномочие ФАС России прямым образом законом не предусмотрено, однако антимонопольный орган вправе выдавать предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выдавать предписания об изменении актов органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (кем положение о закупке утверждено), выдавать организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов (ст. 23 Закона N 135-ФЗ).
Примеры дел, где суды не сомневались в полномочиях ФАС России на выдачу предписаний о внесении изменений в положение о закупке:
N А51-7827/2016 - об исключении из положения о закупке такого способа, как конкурентные переговоры;
N А45-26064/2015 - об исключении из положения о закупке нормы о необязательности заключения договора по итогам запроса предложений;
N А21-1534/2016 - об увеличении в положении срока подачи котировочных заявок (минимум 20 дней, как для торгов);
N А33-1323/2016 - об исключении лесоавиационных работ из перечня ЕП.
1 июня 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационно-правовой бюллетень "Вестник Института госзакупок"
"Вестник Института госзакупок" является зарегистрированным средством массовой информации. Рег. N Роскомнадзора ЭЛ N ФС 77-60742. Издается Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок).