Учет пропуска трафика по отраслевым рекомендациям
В предыдущем номере журнала затрагивалась тема оказания, учета и налогообложения услуг присоединения, оказываемых операторами связи*(1). Сегодня речь пойдет о другой связанной с межоператорскими расчетами услуге, а именно об услуге по пропуску трафика, в отношении которой возникает не меньше вопросов. Какие составляющие входят в данную услугу связи? Каким образом пропуск трафика отражается в учете операторов связи, ведущих и не ведущих раздельный отраслевой учет? Автор постарался ответить на эти непростые вопросы, а насколько ему это удалось, судить читателю.
Что понимается под пропуском трафика?
Услуга по пропуску трафика, как и услуга присоединения, является одним из неотъемлемых элементов деятельности операторов сетей электросвязи. Под услугой по пропуску трафика подразумевается деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика (нагрузки, создаваемой потоком вызовов и сообщений) между взаимодействующими сетями. Достаточно сухие и немногословные определения Закона о связи вряд ли могут дать полное представление об услугах по пропуску трафика. Для этого следует обратиться к подзаконным нормативным актам, регулирующим оказание этих услуг.
О том, что такое "пропуск трафика", раньше общедоступно и понятно говорилось в Порядке присоединения к сетям общего пользования*(2) - установление соединения и передача информации между абонентами (сетями). На смену указанному документу пришли Требования к порядку пропуска трафика в сети связи общего пользования*(3), которые интересуют больше технических специалистов, нежели работников бухгалтерии, и Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия*(4). В последнем документе указан перечень услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети связи (приложение 2). В частности, к таким услугам относятся:
- завершение вызова на сеть другого оператора связи;
- завершение вызова на сеть оператора связи;
- транзит вызова;
- инициирование вызова.
Поясним, что представляет из себя каждая из перечисленных услуг.
Услуги по завершению вызова на сеть другого оператора обеспечивают пропуск трафика от точки присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора. Данная услуга может быть оказана на местном, зоновом, междугородном и международном уровне.
Услуги завершения вызова на сеть оператора связи обеспечивают пропуск трафика от точки присоединения к сети оператора связи до пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети связи того же оператора. Услуга оказывается на двух уровнях присоединения (местном и зоновом) различными операторами (фиксированной телефонной связи, подвижной радио- и радиотелефонной связи, спутниковой связи).
Услуги транзита вызова обеспечивают пропуск через сеть трафика между сетями связи двух других операторов или между различными частями сети связи одного оператора. Данные услуги оказываются на всех уровнях соединения (местном, зоновом, междугородном). Выделяется в этих целях и две разновидности международного транзита вызова - в зависимости от того, предназначен ли он для завершения на территории РФ.
Услуги инициирования вызова обеспечивают пропуск трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до точки присоединения к сети связи при предоставлении доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами сетей фиксированной телефонной связи или операторами сетей передачи данных. Вызов инициируется на междугородном, зоновом уровне, а на местном уровне услуга оказывается на различных узлах связи (в том числе смежных и транзитных узлах).
Нетрудно догадаться, что разделение услуг по пропуску трафика на перечисленные составляющие объясняется спецификой их оказания, цель - контроль за соответствующими доходами и расходами и учет. В первую очередь это касается операторов, оказывающих регулируемые услуги связи, для которых предусмотрены предельные цены и отраслевой раздельный учет по услугам связи.
Несколько слов о регулируемом пропуске трафика
Государственное регулирование цен на услуги по пропуску трафика предусмотрено для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Целью регулирования является обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг, баланса экономических интересов между операторами связи. Регулирование цен на услуги заключается в установлении предельных (максимальных или минимальных) цен на пропуск трафика согласно специальным Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.10.2005 N 627.
Чтобы рассчитать предельные цены, применяется методика расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли и учитываются данные, полученные оператором связи в ходе ведения раздельного учета доходов и расходов. При определении предельных цен на услуги по пропуску трафика учитываются расходы, связанные с эксплуатацией части сети оператора связи, используемой для пропуска трафика, и включающие:
- затраты по обычным видам деятельности, за исключением амортизации;
- операционные расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- налоги, а также другие обязательные платежи и сборы, относимые на деятельность по оказанию услуг по пропуску трафика.
Кроме того, предельная цена пропуска трафика зависит от сумм начисленной амортизации и нормативной прибыли, определяемой исходя из стоимости капитала, используемого при оказании услуг по пропуску трафика, и нормы рентабельности указанного капитала.
В прежней редакции п. 14 Правил в расходы, связанные с эксплуатацией части сети связи, не включали затраты на эксплуатационно-техническое обслуживание и ремонт средств связи, которые учтены в цене обслуживания точки присоединения. В тексте действующей редакции это уточнение изъято, тем самым оператор связи может включить в услуги по пропуску трафика расходы по обслуживанию точки присоединения*(5). Это приведет к увеличению предельной цены услуг по пропуску трафика, что компенсируется снижением цены на услугу присоединения, из расчета предельной стоимости которой исключено обслуживание и ремонт точки присоединения.
В настоящий момент действует Приказ Россвязьнадзора РФ от 19.06.2006 N 51, которым установлены предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика крупнейшим операторам, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования. Возможно, в скором будущем в него будут внесены соответствующие изменения, пока же обратимся к учету услуг по пропуску трафика.
Непростой учет услуг по пропуску трафика
Услуги по пропуску трафика, как и услуги присоединения, оказываются как самим оператором связи другим компаниям, так и наоборот. Их учет различен у операторов, ведущих раздельный отраслевой учет, и у других операторов связи, которые формируют себестоимость оказываемых услуг в самостоятельно установленном порядке. Объектами калькулирования являются только те услуги пропуска трафика, которые оказываются оператором связи самостоятельно. Услуги, которые оператор приобретает у других компаний связи, имеют установленную стоимость и распределяются на объекты калькулирования (самостоятельно оказываемые оператором связи услуги).
Рассмотрим раздельно учет услуг по пропуску трафика, оказываемых оператору, и услуг, оказываемых самим оператором другим компаниям связи.
Оказываемые оператору услуги ("чужие"). Расходы по оплате услуг по пропуску трафика, оказываемых другими операторами, являются одной из статей затрат операторов связи, ведущих раздельный учет. Наравне с затратами на персонал (оплата труда и взносы), амортизационными отчислениями, материальными расходами и оплатой услуг сторонних организаций затраты по оплате услуг пропуска трафика участвуют в формировании себестоимости услуг связи, оказываемых самим оператором.
Операторы связи, которые не ведут раздельный учет, расходы по оплате услуг по пропуску трафика других операторов учитывают как затраты по оплате услуг сторонних организацией, распределяя их на объекты калькулирования в предусмотренном учетной политикой порядке.
Для операторов связи, которые ведут отраслевой учет, Методические рекомендации *(6) предписывают совершенно другой порядок. Прежде всего, таким операторам расходы по оплате пропуска трафика следует учитывать отдельно от расходов по оплате услуг сторонних организаций. Вдобавок к этому Методические рекомендации советуют составить детальный перечень основных процессов, связанных с осуществлением расчетов с операторами связи за услуги по пропуску трафика.
Отправной точкой является разделение расчетов за пропуск трафика на расчеты по услугам завершения вызова на сеть другого оператора связи, услугам транзита вызова и услугам инициирования вызова. Следующий критерий - уровень оказания поименованных услуг. Так, расчеты с операторами связи за услуги завершения вызова подразделяются на расчеты за услуги местного, зонового, междугородного и международного завершения вызова. По такому же алгоритму делятся расчеты с операторами связи по услугам транзита вызова и инициирования вызова. Но это еще не все, Методические рекомендации призывают не останавливаться на достигнутом и поделить (насколько это возможно) объем оказанных услуг в зависимости от особенностей соединения (на узле связи, смежном или транзитном узле связи).
Данное требование детализации преимущественно касается местных и отчасти зоновых соединений, расчеты за услуги междугородного и международного пропуска трафика достаточно раз делить по обязательствам оплаты инициирования, транзита и завершения вызова. Вывод подтверждается формой отчета о доходах и расходах оператора связи (приложение 1 к Порядку ведения операторами связи раздельного учета), в котором подробно расписаны только услуги по пропуску трафика на местном уровне, по другим уровням присоединения услуги по пропуску трафика разделены на услуги инициирования, транзита и завершения вызова.
В Методических рекомендациях приведен пример распределения расходов по расчетам с операторами связи за услуги местного завершения вызова (табл. N 23 приложения 5 к Методическим рекомендациям). Мы рассмотрим методику распределения затрат по расчетам оператора связи за инициирование вызова. В качестве базы для распределения расходов с основного производственного процесса "Осуществление расчетов с операторами связи за услуги по пропуску трафика", как и в примере Методических рекомендаций, выбираем объем оказанных услуг (в минутах).
Пример 1.
За отчетный период объем оказанных услуг местного инициирования вызова составил: 500 тыс. мин. - при установлении местных соединений от пользовательского оборудования данного оператора связи к пользовательскому оборудованию другого оператора, 300 тыс. мин. - при установлении местных соединений между пользовательскими оборудованиями операторов связи, в которых задействуется сеть данного оператора (за исключением услуг транзита), 200 тыс. мин. - при установлении соединений (за исключением местных) до пользовательского оборудования других операторов через сеть данного оператора связи. За оказанные услуги инициирования вызова оператору связи выставлены счета на сумму 400 тыс. руб.
Как может заметить читатель, в условиях примера используется несколько иная детализация услуг местного инициирования вызова. Причина: услуги по пропуску трафика оказываются оператору, которому абсолютно не важно, на каких узлах связи оказываются услуги инициирования вызова. Он распределяет услуги в зависимости от того, как используется его сеть, а не сеть другого оператора, оказывающего ему услуги по пропуску трафика.
Вернемся к примеру. Общий объем оказанных услуг местного инициирования вызова составил 1 млн. мин. (500 + 300 + 200), а коэффициент распределения сумм, начисленных оператору за оказанные услуги, и расходы будут равны соответственно:
- 50% (500 / 1 000) и 200 тыс. руб. (400 тыс. руб. x 50%) - за инициирование вызова при установлении местных соединений от данного оператора к другому оператору (субсчет 30-02-41);
- 30% (300 / 1 000) и 120 тыс. руб. (400 тыс. руб. x 30%) - за инициирование вызова при местных соединениях между другими операторами через сеть данного оператора (субсчет 30-02-42);
- 20% (200 / 1 000) и 80 тыс. руб. (400 тыс. руб. x 20%) - за инициирование вызова при соединениях (за исключением местных) от других операторов к данному оператору (субсчет 30-02-43).
В бухгалтерском учете оператора будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс. руб. |
Распределены услуги по инициированию вызова | |||
Отражены расходы по оплате инициирования вызова от данного оператора к другому оператору |
30-02-41 |
60 |
200 |
Отражены расходы по оплате инициирования вызова через данного оператора между другими операторами |
30-02-42 |
60 |
120 |
Отражены расходы по оплате инициирования вызова от других операторов к данному оператору |
30-02-43 |
60 |
80 |
Полученные значения используются в калькуляции себестоимости услуг, но каких именно? Методические рекомендации не дают прямого ответа на этот вопрос. Логично, что распределенные расходы следует включать в стоимость соответствующих услуг по пропуску трафика, но у услуг местного инициирования вызова, оказанных самим оператором, иная детализация, чем та, которая рассмотрена в примере и в Методических рекомендациях. В таком случае оператору предстоит самостоятельно решить, как распределить полученные показатели расходов между теми видами услуг по пропуску трафика, к которым они имеют непосредственное отношение в зависимости от построения сети связи и специфики оказания услуг.
Оказываемые оператором услуги ("свои"). Услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором самостоятельно, являются в учете не чем иным, как одним из объектов калькулирования. При оказании таких услуг оператор получает доходы и несет расходы, разница между ними дает финансовый результат пропуска трафика.
Поступления от оказания таких услуг являются доходами по обычным видам деятельности, которые отраслевые Методические рекомендации рекомендуют отражать отдельно от доходов, связанных с оказанием услуг присоединения и иных услуг связи. Выручка от других операторов связи за предоставляемый им пропуск трафика дает возможность оценить размер доходов от оказания данных услуг и сопоставить его с показателями доходности от оказания иных услуг связи. Чтобы оценить прибыль, нужно учитывать не только размер полученных доходов, но и величину признанных расходов, определить которую намного сложнее, чем сумму выручки от оказания услуг.
Расходная часть услуги характеризуется ее себестоимостью. У операторов связи, ведущих раздельный учет, себестоимость пропуска трафика формируется преимущественно из затрат основных производственных процессов, связанных с оказанием этих услуг связи. Те, кто не ведет такой отраслевой учет, самостоятельно формируют себестоимость услуг по пропуску трафика в порядке, установленном учетной политикой. Им следует решить, какие расходы будут считаться непосредственно связанными с пропуском трафика (прямые затраты), а какие - лишь косвенно связанными с указанными услугами (косвенные затраты). За основу можно взять рекомендации для компаний, ведущих отраслевой раздельный учет.
В Методических рекомендациях не разъясняется, что включается в стоимость услуг по пропуску трафика, как, например, для услуг присоединения. Тем не менее, несложно догадаться: это затраты на персонал, амортизация, материальные затраты, расходы по оплате услуг сторонних организаций, налоговые платежи и прочие расходы, связанные с оказанием различных услуг по пропуску трафика.
Перечисленные расходы могут включаться в себестоимость услуг по пропуску трафика двумя способами. Первый вариант - непосредственно со счетов основных производственных процессов, связанных с эксплуатацией средств и линий связи (субсчета 30-01) и с оказанием услуг связи (субсчета 30-02). Плюс к этому на услуги по пропуску трафика распределяются расходы совместных процессов (субсчета 32-01). Второй способ практически аналогичен, но расходы основных процессов, связанные с эксплуатацией средств и линий связи, распределяются не на объекты калькулирования, а на субсчета расходов, связанных с частями сети связи (субсчета 33-01, ..., 33-03). Лишь затем они распределяются на услуги связи, в том числе на услуги по пропуску трафика, с применением базы распределения "модель маршрутов". Мы не будем углубляться в каждый из вариантов, рассмотрим лишь суть предложенных способов формирования себестоимости услуг по пропуску трафика.
При формировании себестоимости услуг исходя из расходов основных и совместных производственных процессов (упрощенный вариант) следует представлять базу их распределения на услуги пропуска трафика. Расходы производственных процессов, связанных с оказанием услуг связи, изначально могут быть распределены на субсчете 30-02 по видам оказываемых услуг, поэтому нет необходимости их повторно делить в каком-то ином порядке. Если расходы основных процессов, связанных с оказанием услуг связи, не распределены таким образом по каждой из данных услуг, поделить их можно с использованием двух баз распределения: количество тарификационных записей в автоматизированной системе расчетов или число сформированных счетов по видам услуг. В том же порядке можно распределить расходы основных процессов, связанные с эксплуатацией средств и линий связи, учтенные на субсчетах 30-01. Расходы совместных процессов распределяются иначе, а именно списываются на объекты калькулирования ранее распределенным затратам с основных производственных процессов. В практических примерах мы не будем возвращаться к этому вопросу, а рассмотрим, как отражаются в проводках уже распределенные между услугами связи расходы основных и совместных производственных процессов.
Пример 2.
В отчетном периоде на услуги местного завершения вызова на сеть оператора связи приходится часть расходов основных процессов (субсчет 30-01), связанных с эксплуатацией средств связи (100 тыс. руб.), затрат основных процессов (субсчет 30-02), связанных с оказанием услуг связи (150 тыс. руб.), и часть расходов (субсчет 32-01) совместных процессов (50 000 руб.).
Предположим, что услуги местного завершению вызова в зависимости от используемых узлов связи детализируются в следующих соотношениях: 40% на узле связи (субсчет 20-10-11), 20% на смежном узле связи (субсчет 20-10-12), 30% на сеть с одним транзитным узлом (субсчет 20-10-13) и 10% на сеть с двумя и более транзитными узлами (субсчет 20-10-14).
В бухгалтерском учете оператора будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс. руб. |
На местном уровне пропуска трафика | |||
Расходы всех процессов включены в услугу местного завершения вызова на узле связи (300 тыс. руб. x 40%) |
20-10-11 | 30-01, 30-02, 32-01 |
120 |
Расходы включены в услугу местного завершения вызова на смежном узле связи (300 тыс. руб. x 20%) |
20-10-12 | 30-01, 30-02, 32-01 |
60 |
Расходы учтены в услуге завершения вызова на сеть связи с одним транзитным узлом (300 тыс. руб. x 30%) |
20-10-13 | 30-01, 30-02, 32-01 |
90 |
Расходы учтены в услуге завершения вызова на сеть связи с двумя и более транзитными узлами (300 тыс. руб. x 10%) |
20-10-14 | 30-01, 30-02, 32-01 |
30 |
Рассмотрим другой вариант формирования стоимости услуг по пропуску трафика, предполагающий учет расходов, связанных с частями сети электросвязи (субсчета счета 33), а также расходов по основным (субсчета 30-02) и совместным производственным процессам (субсчета 32-01), связанным с оказанием услуг.
Расходы, отнесенные на части сети связи (с субсчетов счета 33) можно распределять на объекты калькулирования (в данном случае услуги по пропуску трафика) следующими способами: либо напрямую (что достаточно проблематично), либо по базам распределения, приведенным в табл. 15-21 приложения 5 к Методическим рекомендациям, и по базе распределения "модель возможного задействования частей сети связи при оказании услуг" (проще говоря, "модель маршрутов").
Расчет затрат по пропуску трафика рекомендуется проводить с использованием модели маршрутов в том случае, если при фактической тарификации услуг по пропуску трафика будут применены допущения, принятые при построении модели условной сети. Например, расчет затрат по пропуску трафика и фактическая тарификация таких услуг исходя из количества задействованных узлов связи в процессе межсетевого взаимодействия совпадают. Список других допущений, принятых при применении организацией модели маршрутов для различных сетей связи, поименован в п. 32 Методических рекомендаций. Если организация принимает допущения и использует модель маршрутов для распределения затрат с частей сетей связи на услуги по пропуску трафика (Дебет 20 Кредит 33), то ей следует действовать по установленному алгоритму расчета коэффициентов распределения расходов:
- определить исходные данные модели условной сети связи;
- построить деревья вероятности прохождения соединения по всем возможным маршрутам соединения для каждой услуги по пропуску трафика;
- разработать таблицы возможных маршрутов соединений для каждой услуги пропуска трафика исходя из допущений при построении модели условной сети;
- рассчитать условные вероятности каждого возможного маршрута соединения для услуг связи с использованием деревьев вероятностей и таблиц возможных маршрутов;
- рассчитать коэффициентов использования частей сети связи, в том числе в оказании услуг по пропуску трафика.
Определить коэффициенты, пожалуй, самая сложная задача, если оператор с ней справился, ему не составит труда распределить расходы на объекты калькулирования (услуги связи) путем перемножения полученных коэффициентов на величину затрат, относящихся к частям сети связи*(7). Удобство применения модели маршрутов состоит в том, что расходы с частей сетей связи сразу распределяются по каждой из услуг завершения, транзита, инициирования вызова с необходимой детализацией в зависимости от используемых оператором узлов связи (оконечного, смежного, транзитного). Единственно, показатели распределения расходов с частей сети связи, скорее всего, не будут совпадать с аналогичными коэффициентами включения расходов в пропуск трафика с основных и совместных процессов, связанных с оказанием с оказанием услуг.
Пример 3.
Изменим условия предыдущего примера 2. Предположим, что с основного производственного процесса расходы отнесены на затраты по частям сетей связи, которые в свою очередь распределены на услуги завершения вызова. Данные о распределении на услуги по завершению вызова этих и других расходов (в тыс. руб.) основных и совместных процессов, связанных с оказанием услуг, представим в таблице.
Наименование услуг пропуска тарифов | Расходы основных процессов |
Расходы совмес- тных процессов |
Расходы, отно- сящиеся к час- тям сетей связи |
Услуги местного завершения вызова, в том числе: |
150 |
50 |
100 |
- на узле связи | 60 | 20 | 45 |
- на смежном узле связи | 30 | 10 | 15 |
- с одним транзитным узлом | 45 | 15 | 25 |
- с двумя и более транзитными узлами | 15 | 5 | 15 |
В бухгалтерском учете оператора будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс. руб. |
На местном уровне пропуска трафика | |||
Расходы всех процессов включены в услугу местного завершения вызова на узле связи (60 + 20 + 45) тыс. руб. |
20-10-11 | 30-01, 32-01, 33-01 |
125 |
Расходы включены в услугу местного завершения вызова на смежном узле связи (30 + 10 + 15) тыс. руб. |
20-10-12 | 30-01, 32-01, 33-01 |
55 |
Расходы учтены в услуге завершения вызова на сеть связи с одним транзитным узлом (45 + 15 + 25) тыс. руб. |
20-10-13 | 30-01, 32-01, 33-01 |
85 |
Расходы учтены в услуге завершения вызова на сеть связи с двумя и более транзитными узлами (15 + 5 + 15) тыс. руб. |
20-10-14 | 30-01, 32-01, 33-01 |
35 |
Подводя итог, можно сказать, что учет услуг по пропуску трафика, особенно у операторов, ведущих раздельный отраслевой учет, достаточно трудоемок в силу подробной детализации таких услуг. Операторы, которые не ведут отраслевой учет, могут упростить себе задачу, выделив из услуг по пропуска трафика только основные, такие как завершение, транзит и инициирование вызова, при условии, что обобщение услуг пропуска трафика не повлияет на полноту и достоверность учета и отчетности оператора.
М.В. Семенов
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья С.А. Абрамова "Новые и хорошо знакомые нюансы присоединения", N 3, 2008.
*(2) Утвержден Письмом Минсвязи РФ от 28.03.1995 N 54-у.
*(3) Утверждены Приказом от 08.08.2005 N 98.
*(4) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 161.
*(5) Аналогичное изменение внесено в части суммы начисленной амортизации, из которой больше не нужно исключать амортизацию по средствам связи, образующим точку присоединения.
*(6) Утверждены Приказом Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 N 33.
*(7) О расчете коэффициентов использования частей связи и распределением расходов с использованием модели маршрутов рассказано в статье Абрамова С.А. "Выбираем модель маршрутов", N 7, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"