Покупаем на внутреннем рынке товар
импортного производства
Строительные организации нередко приобретают на внутреннем рынке материалы и основные средства импортного производства. Как правило, продавцом при этом выступает российская фирма, которая непосредственно ввозит товар из-за рубежа. С одной стороны, это менее хлопотно, чем заключать напрямую контракт с иностранным партнером. С другой - если российский поставщик ввозил импортную продукцию с нарушением порядка, установленного ТК РФ, а организация приобрела такую продукцию, то ее будут ждать большие неприятности. Какие? Читайте об этом в статье.
За что в ответе приобретатель?
В соответствии с п. 4 ст. 320 ТК РФ при незаконном ввозе товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства. Из этого следует, что организация, покупающая на внутреннем рынке импортный товар, может нести такую же ответственность, как если бы она сама выступала декларантом. Правда, есть в данном пункте оговорка, что у покупателей товаров такая ответственность наступает в том случае, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ. Однако судебная практика показывает, что доказать свое незнание удается не всегда.
Обратите внимание: Незаконное перемещение товаров (транспортных средств) через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ товаров (транспортных средств) с нарушением порядка, установленного ТК РФ (пп. 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Кто может привлечь организацию к ответственности? Согласно п. 1 ст. 360 ТК РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии и до момента выпуска для свободного обращения. После выпуска таможенные органы в течение года вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений (п. 1, 2 ст. 361 ТК РФ). В целях осуществления такой проверки таможенники могут запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ). Из этого следует, что любая организация, приобретающая импортный товар на внутреннем рынке, может попасть под такую проверку.
Каковы полномочия таможенных органов при обнаружении незаконно ввезенных товаров у лиц, которые приобрели эти товары на таможенной территории РФ?
1. На такие товары налагается арест, либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (п. 1 ст. 391 ТК РФ).
2. Покупатели импортных товаров вправе уплатить таможенные платежи и выполнить таможенное оформление в упрощенном порядке. Если уплата платежей осуществляется не позднее пяти дней со дня обнаружения товаров (либо она обеспечивается), то товары не изымаются, а пени не начисляются (п. 2 ст. 391 ТК РФ). После этого данные товары будут рассматриваться как выпущенные для свободного обращения (п. 4 ст. 391 ТК РФ).
3. Если лицо, приобретшее незаконно ввезенные товары, отказалось от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций, то взыскание пошлин и налогов производится за счет товаров, в отношении которых эти пошлины и налоги не уплачены. При этом обращение взыскания производится на основании решения арбитражного суда (п. 3 ст. 352 ТК РФ) и независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары (п. 5 ст. 352 ТК РФ).
4. В соответствии с п. 1 ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, поименованных в ст. 16.21 КоАП РФ, которая предусматривает следующее. Приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу РФ и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные согласно законодательству РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Позиция Конституционного суда
Конституционный суд неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности ряда статей ТК РФ, посвященных ответственности приобретателей импортных товаров и транспортных средств (см. постановления КС РФ от 14.05.1999 N 8-П, от 27.04.2001 N 7-П, определения КС РФ от 27.11.2001 N 202-О, от 12.05.2006 N 167-О). И пусть читателей не смущает, что мы приводим постановления и определения 1999 и 2001 годов. Арбитражные суды до сих пор ссылаются на эти документы.
Имейте в виду, что в них говорится о статьях старого ТК РФ 1993 года*(1) - 124, 131, 380. Нормы, изложенные в этих статьях, с незначительными изменениями даны и в новом ТК РФ 2003 года*(2), правда, их номера уже другие.
Ответственность лиц, которые приобрели незаконно ввезенные товары |
Ст. 124 ТК РФ 1993 года | Ст. 320 ТК РФ 2003 года |
Запрещение пользоваться и распоряжаться товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершено |
Ст. 131 ТК РФ 1993 года | Ст. 15 ТК РФ 2003 года |
Предусмотрена возможность конфискации | Ст. 380 ТК РФ 1993 года | Ст. 16.21 КоАП РФ |
Итак, что же сказал КС РФ? В Постановлении от 14.05.1999 N 8-П (далее - Постановление N 8-П) он признал соответствующими Конституции РФ:
- содержащееся в ч. 1 ст. 131 ТК РФ положение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено;
- содержащееся в ч. 1 ст. 380 ТК РФ положение, согласно которому конфискация товаров, транспортных средств и иных предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, и установлено ли это лицо.
В Постановлении от 27.04.2001 N 7-П КС РФ отметил, что организации не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля. При этом они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, с их стороны к этому были приняты все меры.
Субъект таможенных правоотношений должен принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств с тем, чтобы, в свою очередь, не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей. На нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Правоприменители (в том числе арбитражные суды) неоднозначно толковали Постановление N 8-П, поэтому возник вопрос, в какой мере положения ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 380 ТК РФ распространяются на случаи, когда товары и транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не завершено, стали предметом договора купли-продажи, и могут ли такие товары и транспортные средства быть конфискованы у лиц, приобретших их в собственность или владение и признающихся в силу гражданского законодательства добросовестными приобретателями. В связи с этим КС РФ в Определении от 27.11.2001 N 202-О дает разъяснение Постановления N 8-П. В нем, в частности, говорится, что положение ч. 1 ст. 380 ТК РФ не может быть истолковано как предусматривающее возможность конфискации товаров и транспортных средств, ввезенных с нарушением таможенных правил, у лиц, которые приобрели их в ходе оборота на территории РФ, если эти лица не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых таможенных формальностей, поскольку не были в тот период участниками каких-либо отношений, включая таможенные, по поводу такого имущества при том, что, приобретая его, они не знали и не должны были знать о незаконности ввоза.
Из статьи 131 ТК РФ следует, что уплата таможенных платежей как необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств по существу представляет собой не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
В соответствии с ТК РФ солидарную ответственность за уплату вышеуказанных платежей несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (ч. 8 ст. 124 ТК РФ). Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил, оно влечет за собой не только меры ответственности, но и обязанность по уплате таможенных платежей. Поэтому таможенные органы, действующие от имени государства, вправе взыскивать в этих случаях данные платежи также и с приобретателя товаров и транспортных средств.
При рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, в которых предполагается в качестве санкции конфискация товаров и транспортных средств у приобретателя или возложение на него обязанности по уплате таможенных платежей, доказывание его вины в таком нарушении осуществляется согласно таможенному законодательству с учетом Постановления КС РФ от 27.04.2001 N 7-П. В частности, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения вышеуказанного законодательства, то это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности.
В 2006 году КС РФ вынес еще одно определение по данному вопросу - от 12.05.2006 N 167-О. Заметьте, что в это время действовал уже новый ТК РФ 2003 года. Однако мнение КС РФ осталось неизменным, и в данном документе он ссылается на вышеперечисленные постановления и определения.
Суд, в частности, отметил, что оспариваемое заявителем законоположение в системе действующего таможенного законодательства, аналогичное положению части первой ст. 131 ТК РФ 1993 года, не исключает признание лиц, которые на момент приобретения транспортного средства на территории РФ не знали и не должны были знать о том, что оно не прошло таможенное оформление в установленном порядке, полноправными собственниками приобретенного ими транспортного средства. В этом случае сама по себе эта оспариваемая норма ТК РФ не может быть основанием для признания недействительным договора купли-продажи и лишения покупателя права собственности.
Выяснение же того, являлось ли конкретное лицо на момент приобретения транспортного средства, осведомленным о непрохождении им таможенного оформления на территории РФ, проявившим необходимую для получения соответствующих сведений степень заботливости и осмотрительности, и может ли данное лицо быть освобождено от процедур таможенного оформления, связано с исследованием фактических обстоятельств. Разрешение этих вопросов относится к прерогативе судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при их рассмотрении должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств дела.
Из арбитражной практики
Арбитражная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Приведем примеры постановлений, в которых суды поддержали добросовестных приобретателей. Например, Постановлением ФАС УО от 10.10.2006 N Ф09-8940/06-С1 отменено решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, которые при вынесении решения о доказанности состава вменяемого предприятию административного правонарушения руководствовались сведениями, полученными таможней из ГНИВЦ ФТС. Эти сведения указывали на то, что транспортное средство в свободное обращение на таможенной территории РФ не выпускалось и доплата таможенных платежей не производилась. Однако само по себе сообщение указанного государственного органа не свидетельствует и не доказывает то, что предприятие знало или должно было знать о незаконности ввоза.
Поскольку предприятие не являлось и не является участником таможенных правоотношений, приобретая автобус в ходе оборота на территории РФ и используя при перевозках ПТС без указания в нем о каких-либо таможенных ограничениях, оснований полагать, что оно осуществляло незаконное пользование данным транспортным средством, не имеется. Аналогичная ситуация рассматривалась судом в 2008 году, и своего мнения ФАС УО не изменил (см. Постановление от 21.01.2008 N Ф09-11341/07-С1).
Тот же арбитражный суд поддержал общество, которое приобрело у предпринимателя товар, не прошедший таможенное оформление (Постановление от 26.02.2008 N Ф09-646/08-С1). Таможней не представлено доказательств того, что общество в момент его приобретения знало или каким-либо образом должно было узнать об этом, поскольку условия договора не обязывают предпринимателя передавать ему документы, подтверждающие законность перемещения товара на территорию РФ и уплату таможенных платежей. Данное общество приобретало товар у предпринимателя в ходе оборота на территории РФ на законных основаниях и пользовалось им без каких-либо таможенных ограничений, следовательно, осуществляло законное использование этого товара, в том числе и его перевозку.
Теперь предлагаем ознакомиться с арбитражной практикой не в пользу налогоплательщиков. При этом обратите внимание на доводы, приводимые судьями. Например, в Постановлении от 27.11.2006 N КА-А40/11491-06 ФАС МО установил, что наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, таможенным органом доказано, поскольку оно имело возможность и обязано было проверить, был ли декларирован товар, так как в силу таможенного законодательства товар, не прошедший таможенную очистку, не может поступать в свободное обращение и реализовываться. Приобретатель не проявил в отношениях, связанных с данным приобретением импортного имущества, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, что свидетельствует о его вине в форме неосторожности. Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС МО от 16.11.2006 N КА-А40/11169-06.
В другом судебном акте тот же ФАС МО (см. Постановление от 02.02.2006 N КА-А41/13852-05) пришел к выводу о том, что факт незаконного перемещения товара, приобретенного у импортера, доказан: общество не воспользовалось возможностью проверить наличие таможенного оформления данного товара в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и выдачи таможнями заключения о таможенном оформлении товаров, ввезенных на территорию РФ.
Какой вывод следует из всего вышесказанного? Во избежание уплаты пошлин и налогов за импортера или, хуже того, конфискации товара добросовестный приобретатель должен доказать, что он, во-первых, не знал и не должен был знать о незаконности ввоза, а во-вторых, проявил должную заботу и осмотрительность. Кроме того, он не мог влиять на соблюдение требуемых таможенных формальностей, поскольку не был в тот период участником каких-либо отношений, включая таможенные, по поводу этого имущества.
Что касается "проявления заботы и осмотрительности", то не лишним будет сделать запрос в таможню. С 10.02.2008 действует Приказ ФТС России от 31.10.2007 N 1347, в соответствии с которым таможенный орган обязан представлять по письменным запросам сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, по установленной форме (приложения 1 и 2). Запрос можно сделать в любую таможню. В случае использования информационных ресурсов таможни, в которую поступил запрос заинтересованного лица, сведения представляются не позднее 5 рабочих дней. Если применяются данные ресурсы иных таможенных органов - не позднее 10 рабочих дней. При необходимости таможня может потребовать у инициатора запроса дополнительные сведения для уточнения указанных в нем данных (которые он должен представить не позднее 10 дней). В этом случае срок представления сведений лицу исчисляется со дня получения таможенным органом дополнительной информации.
И.Н. Гурина
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1.
*(2) Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ. Вступил в силу с 01.01.2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"