Составляющие стоимости приобретенных материалов
Как и все остальные организации, АУ и АНКО не могут обойтись без материалов, которые используются с целью оказания услуг, а также для управленческих нужд. В части учета материалов одним из наиболее важных для бухгалтеров моментов является формирование их стоимости. Этому и посвящена данная статья.
Главный документ, в котором установлены правила отражения в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, - ПБУ 5/01*(1). Некоммерческие организации, включая АУ и АНКО, наряду с другими организациями именно им руководствуются при формировании стоимости материалов в бухгалтерском учете. Дополнительные комментарии можно почерпнуть из Методических указаний*(2), которые распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), то есть и на АУ, АНКО.
Итак, согласно п. 5 ПБУ 5/01 и п. 15, 62 Методических указаний материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Следовательно, наша задача - разобраться, из чего складывается фактическая себестоимость материалов АУ и АНКО. При приобретении материалов за плату их фактической себестоимостью признается сумма возникающих при этом фактических затрат, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, установленных законодательством РФ).
Открытый перечень расходов, которые относятся к фактическим затратам на приобретение материалов, приведен в п. 6 ПБУ 5/01. Он включает в себя:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые АУ и АНКО за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;
- затраты по заготовке материалов и доставке их до места использования, включая расходы по страхованию;
- затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, в частности затраты АУ и АНКО по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных материалов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материалов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.
Остановимся на отдельных составляющих стоимости приобретенных материалов более подробно.
Суммы, уплачиваемые поставщику
Как правило, это основная составляющая стоимости приобретенных материалов. Согласно п. 1 ст. 485 ГК РФ покупатель оплачивает товары (которые для него являются материалами) по цене, установленной договором купли-продажи. Однако наличие условия о цене товара в договоре не обязательно, что подтверждает следующая норма ГК РФ. Если договором купли-продажи цена товара не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, товар оплачивается по цене, определяемой на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ, то есть по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Кстати, при возникновении разногласий по поводу условия о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор купли-продажи считается незаключенным*(3). При этом у заинтересованной стороны есть шанс доказать наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться (п. 54 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996). Так, этим шансом успешно воспользовался продавец сельскохозяйственной продукции (см. Постановление ФАС ПО от 14.08.2008 N А65-25895/07).
Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что цена товара изменяется в зависимости от показателей, обусловливающих ее (себестоимость, затраты и др.). При этом, если в договоре не установлен способ пересмотра цены, это делается исходя из соотношения данных показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара (п. 3 ст. 485 ГК РФ). А вот изменение цены в связи с несвоевременной оплатой товара не допускается (постановления ФАС ЗСО от 17.06.2008 N Ф04-3615/2008(6526-А46-21), от 20.09.2007 N Ф04-6581/2007(38417-А46-21)). В этом случае покупателю на основании ст. 395 ГК РФ придется уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами.
Невозмещаемые налоги
Понятно, что невозмещаемым налогом у АУ и АНКО в первую очередь может быть НДС. Налог называют невозмещаемым, если источником его покрытия не является бюджет. Тогда налог не предъявляется к вычету, а включается в стоимость приобретенных товаров (материалов). Когда с такой ситуацией сталкиваются организации? Налоговым кодексом установлены четыре случая (п. 2 ст. 170 НК РФ). Во-первых, при приобретении (ввозе) товаров, используемых для операций по производству и (или) реализации (по передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) НДС. Для АУ и АНКО это наиболее актуальная ситуация, поскольку многие оказываемые ими услуги включены в перечень операций, не подлежащих обложению НДС, приведенный в ст. 149 НК РФ. В частности, в него входит оказание медицинских услуг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями; услуг в сфере образования; услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых соответствующими учреждениями.
Во-вторых, при использовании приобретенных материалов для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения гл. 21 НК РФ установлен ст. 148 НК РФ. Так, на основании пп. 3 п. 1.1 этой статьи местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта фактически оказываются за пределами территории РФ. По мнению Минфина, данной нормой вправе воспользоваться российская организация, не имеющая лицензии на образовательную деятельность, оказывающая услуги по обучению иностранных специалистов применению военной техники за пределами территории РФ по договору с другой российской организацией (Письмо от 27.05.2008 N 03-07-08/126), а также российская организация, оказывающая на территории иностранного государства услуги по обучению иностранных специалистов эксплуатации и техническому обслуживанию электронного комплекса, экспортированного спецоборудования (письма от 15.08.2007 N 03-07-08/236, от 17.04.2007 N 03-07-08/78). Кстати, документами, которые подтвердят место выполнения работ (оказания услуг), являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), например соответствующий акт (п. 4 ст. 148 НК РФ).
В-третьих, если АУ и АНКО не являются плательщиками НДС (например, при применении УСНО или специального режима в виде ЕНВД) либо освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога по ст. 145 НК РФ.
Ну и в-четвертых, при приобретении товаров для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ. Данная норма применяется АУ и АНКО в том случае, если согласно уставу их основная (некоммерческая) деятельность - деятельность, не связанная с получением выручки, то есть если они совершают операции, не являющиеся объектом обложения НДС. Так должна была поступить, например, общественная организация в рамках осуществления уставной деятельности - финансовое и материальное обеспечение хоккейной команды мастеров, детского и юношеского хоккея (Постановление ФАС ПО от 10.07.2008 N А55-17950/07).
Пример 1.
АНКО приобрела у сторонней организации материалы на сумму 59 000 руб., в том числе НДС - 9 000 руб. Часть материалов (3/4) будет использована в основной (уставной) деятельности, не связанной с реализацией товаров (работ, услуг), остальная - в предпринимательской деятельности (оказание услуг, облагаемых НДС). АНКО использует следующие субсчета второго порядка:
- 10-1-1 "Материалы, поступившие от поставщиков";
- 10-1-2 "Материалы, предназначенные для использования в основной (уставной) деятельности";
- 10-1-3 "Материалы, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности".
В бухгалтерском учете АНКО подлежат отражению следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходованы материалы, поступившие от поставщика (без НДС) (59 000 - 9 000) руб. |
10-1-1 | 60 | 50 000 |
Отражена сумма "входного" НДС | 19 | 60 | 9 000 |
Отражены материалы, предназначенные для использования в основной (уставной) деятельности (50 000 руб. х 3/4) |
10-1-2 | 10-1-1 | 37 500 |
Стоимость материалов, предназначенных для использования в основной (уставной) деятельности, увеличена на сумму невозмещаемого "входного" НДС (9 000 руб. х 3/4) |
10-1-2 | 19 | 6 750 |
Отражены материалы, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности (50 000 - 37 500) руб. |
10-1-3 | 10-1-1 | 12 500 |
Сумма "входного" НДС, относящегося к материалам, предназначенным для использования в предпринимательской деятельности, предъявлена к вычету (9 000 - 6 750) руб. |
68 | 19 | 2 250 |
Затраты по заготовке материалов и доставке их
до места использования
Данные затраты перечислены в п. 6 ПБУ 5/01 и п. 70 Методических указаний. Кстати, исходя из положений последнего документа эти затраты есть ничто иное как транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Итак, к ним относятся:
- затраты по заготовке материалов и доставке их в организацию;
- расходы по страхованию. В силу ст. 490 ГК РФ договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя застраховать товар. Если сторона, обязанная застраховать товар, не осуществит этого, другая сторона вправе сама застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещения расходов на страхование либо вообще отказаться от исполнения договора;
- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации. К ним относятся расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;
- затраты за услуги транспорта по доставке материалов до места их использования, если они не включены в цену материалов, установленную договором (например, расходы, возникшие в связи с оказанием сторонними организациями услуг по транспортировке, погрузке, выгрузке материалов, их хранению в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях);
- начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит)*(4);
- начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материалов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих материалов.
В Методических указаниях (п. 83) предлагается три варианта учета транспортно-заготовительных расходов, один из которых организации выбирают самостоятельно, закрепив сделанный выбор в учетной политике.
Первый вариант учета ТЗР подразумевает использование отдельного счета 15 "Заготовление и приобретение материалов". Применение данного варианта возможно в том случае, если поступление материалов отражается на счетах бухгалтерского учета с использованием счета 15. Согласно Инструкции по применению Плана счетов*(5) в этом случае по дебету счета 15 учитывается покупная стоимость материалов, по которым в АУ или АНКО поступили расчетные документы поставщика. По кредиту счета 15 в корреспонденции со счетом 10 отражается стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материалов. Разница между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их учетной ценой, образующаяся на счете 15, по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме переносится на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". При отражении ТЗР на счете 15 эта разница складывается из ТЗР и разницы между стоимостью материалов по договорной цене и учетной ценой. Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство или других соответствующих счетов.
Данный вариант учета материалов и ТЗР рекомендуется использовать в том случае, если момент перехода права собственности на материал не совпадает с моментом его поступления на склад организации. Поэтому остаток по счету 15 на конец месяца (отчетного периода) - это указанная в расчетных документах поставщика стоимость материалов, на которые от последнего к АУ или АНКО - покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, при этом сами материалы в организацию еще не поступили.
Пример 2.
АУ заключило с ООО договор поставки краски (30 банок) общей стоимостью 13 500 руб. (без НДС). В соответствии с данным договором право собственности на товар переходит в момент передачи его со склада поставщика перевозчику. Транспортировка краски осуществлена силами сторонней организации, соответствующие расходы составили 3 000 руб. (без НДС). Согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета затраты по заготовке и доставке материалов АУ отражает с использованием счета 15. Учетная цена банки краски - 430 руб.
В бухгалтерском учете АУ будут отражены следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены материалы АУ, находящиеся в пути | 15 | 60 | 13 500 |
Расходы, связанные с транспортировкой краски, включены в стоимость ее приобретения |
15 | 60 | 3 000 |
Отражена учетная стоимость фактически поступивших в организацию материалов (430 руб. х 30 банок) |
10-1 | 15 | 12 900 |
По окончании текущего месяца | |||
Отражена разница между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их учетной ценой (превышение) (13 500 + 3 000 - 12 900) руб. |
16 | 15 | 3 600 |
Пример 3.
Изменим условия примера 2. Учетная цена банки краски, установленная АУ, составляет 560 руб.
В бухгалтерском учете АУ необходимо сформировать следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены материалы АУ, находящиеся в пути | 15 | 60 | 13 500 |
Расходы, связанные с транспортировкой краски, включены в стоимость ее приобретения |
15 | 60 | 3 000 |
Отражена учетная стоимость фактически поступивших в организацию материалов (560 руб. х 30 банок) |
10-1 | 15 | 16 800 |
По окончании текущего месяца | |||
Отражена разница между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их учетной ценой (снижение) (16 800 - 13 500 - 3 000) руб. |
15 | 16 | 300 |
Второй вариант учета ТЗР предполагает отнесение их на отдельный субсчет к счету 10. Ну и последний способ - это непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала. Данный вариант используется при небольшой номенклатуре материалов, а также в случае существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Списание ТЗР
Затраты по заготовке материалов и доставке их в организацию или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, использованным на управленческие нужды и иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов. Списание осуществляется пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.
Пример 4.
Затраты по заготовке товаров и доставке их до места использования АУ отражает на отдельном субсчете 10-9 "ТЗР" с последующим распределением между отпущенными со склада материалами и остатком материалов на конец каждого месяца. По состоянию на 01.10.2008 остаток по субсчету 10-1 составляет 180 000 руб., субсчету 10-9 - 12 000 руб. В октябре 2008 г. АУ приобрело материалы стоимостью 368 000 руб. ТЗР, возникшие в связи с покупкой данных материалов, составляют 25 000 руб. Общая стоимость материалов, списанных в октябре 2008 г., равна 492 000 руб., в том числе на затраты производства - 360 000 руб., на управленческие нужды - 132 000 руб.
N п/п |
Содержание |
Общая стоимость приобретенных мате- риалов |
Сумма ТЗР |
1 | Остаток по состоянию на 01.10.2008 | 180 000 | 12 000 |
2 | Поступило в октябре 2008 года | 368 000 | 25 000 |
3 | Итого (п. 1 + п. 2) | 548 000 | 37 000 |
4 | Процент ТЗР (37 000 руб. / 548 000 руб. х 100) | 6,7518 | |
5 | Списано в октябре 2008 года, в том числе: - на затраты производства - на управленческие нужды |
492 000 360 000 132 000 |
33 219 24 307 8 912 |
6 | Остаток по состоянию на 01.11.2008 (п. 3 - п. 5) | 56 000 | 3 781 |
С учетом вышеизложенных данных в бухгалтерском учете АУ будут отражены следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков в текущем месяце |
10-1 | 60 | 368 000 |
Отражены ТЗР, возникшие в октябре 2008 года | 10-9 | 60 | 25 000 |
Отражено списание материалов на затраты производства | 20 | 10-1 | 360 000 |
Отражено списание материалов на нужды управления | 26 | 10-1 | 132 000 |
Списаны ТЗР, относящиеся к материалам, использованным в основном производстве |
20 | 10-9 | 24 307 |
Списаны ТЗР, относящиеся к материалам, использованным в управленческих нуждах |
26 | 10-9 | 8 912 |
Бухгалтеры АУ и АНКО могут облегчить свой труд, если воспользуются рекомендациями п. 88 Методических указаний, в котором предложены упрощенные варианты распределения ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов.
К примеру, сумму затрат по заготовке товаров и доставке их до места использования или величину отклонений в стоимости материалов можно списывать полностью на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и на увеличение стоимости проданных материалов, если удельный вес ТЗР или величина отклонений составляет не более 10% от учетной стоимости материалов. В Методических указаниях ничего не сказано о том, в течение какого периода должен соблюдаться этот предел, поэтому его придется определить самостоятельно. Зато при установлении 5%-ного барьера к договорной (учетной) стоимости материалов ТЗР или отклонения списываются ежемесячно (в отчетном периоде) на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.
Пример 5.
Изменим условия примера 4. Учетной политикой по бухгалтерскому учету АУ предусмотрено: если удельный вес ТЗР в течение отчетного периода (месяца) составляет менее 10% от учетной стоимости материалов, то затраты по заготовке товаров и доставке их до места использования списываются полностью на соответствующие счета затрат. По состоянию на 01.10.2008 остаток по субсчету 10-9 "ТЗР" отсутствует.
Процент ТЗР равен 4,562 (25 000 руб. / 548 000 руб. х 100), что составляет менее 10%, поэтому сумма затрат по заготовке товаров и доставке их до места использования списывается на конец октября 2008 года на соответствующие счета учета затрат в полном объеме, а именно: Дебет 20 Кредит 10-9 - 16 423 руб. (360 000 руб. х 4,562%), Дебет 26 Кредит 10-9 - 6 022 руб. (132 000 руб. х 4,562%).
Удельный вес ТЗР или величину отклонений можно распределять в течение текущего месяца исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это приведет к существенному недосписанию или излишнему списанию ТЗР или отклонений (более пяти пунктов), то в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) ТЗР или отклонений корректируется на указанную сумму прошлого месяца. Что означает более пяти пунктов, в Методических указаниях не расшифровывается. Однако, как известно, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, изменениях в нем, финансовых результатах ее деятельности (п. 6 ПБУ 4/99*(6)). Для этого в отчетность включаются соответствующие показатели. Обязательному отражению подлежат существенные показатели, нераскрытие которых может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Порог существенности организация устанавливает самостоятельно, отталкиваясь от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. В то же время организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности*(7)). Думаем, в нашей ситуации АУ и АНКО как раз могут воспользоваться данными рекомендациями и установить, что, если разница между подлежащими списанию по итогам месяца и фактически списанными ТЗР или отклонениями составляет более 5%, она учитывается в следующем месяце.
Пример 6.
Воспользуемся условиями примера 4. Учетной политикой по бухгалтерскому учету АУ установлено, что ТЗР в течение отчетного периода (месяца) распределяются на основании удельного веса ТЗР, сложившегося на начало отчетного месяца. Разница между списанными и подлежащими списанию на конец отчетного месяца ТЗР списывается в следующем месяце, но только если отклонение составляет более 5%. В сентябре 2008 г. оно составляло менее 5%.
По состоянию на 01.10.2008 процент ТЗР составляет 6,667 (12 000 руб. / 180 000 руб. х 100). В течение октября 2008 года исходя из удельного веса ТЗР на начало месяца списаны ТЗР в размере 32 802 руб. (492 000 руб. х 6,667%). Остаток ТЗР по состоянию на 01.11.2008 составляет 4 198 руб. (12 000 + 25 000 - 32 802).
Разница между списанными и подлежащими списанию на конец октября ТЗР равна 1,2553% ((33 219 - 32 802) руб. / 33 219 руб. х 100). Недосписание ТЗР не является существенным, поэтому в следующем месяце сумму ТЗР корректировать не надо.
В ноябре 2008 года АУ будет списывать ТЗР исходя из процента ТЗР, равного 7,4964 (4 198 руб. / 56 000 руб. х 100).
Методические указания предусматривают еще один упрощенный вариант списания ТЗР или величины отклонений, при котором ключевая роль отводится удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. В этом случае остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах. Здесь же указано: если фактические размеры ТЗР или отклонений отличаются от нормативных, то в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределяемых ТЗР или отклонений корректируется - увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Исходя из изложенного, считаем, что сначала необходимо определить остаток ТЗР или отклонений на основании установленного норматива, затем - сумму ТЗР или отклонений, подлежащую списанию в текущем месяце, и разницу, переносимую на следующий месяц.
Пример 7.
Изменим условия примера 4. АУ установило, что ТЗР списываются исходя из норматива, равного 5%. Остаток ТЗР по состоянию на 01.10.2008 составляет 9 000 руб. Корректировать ТЗР текущего месяца не надо.
Остаток ТЗР по состоянию на 01.11.2008 составляет 2 800 руб. (56 000 руб. х 5%). Следовательно, в октябре 2008 года подлежащая списанию сумма ТЗР равна 31 200 руб. (9 000 + 25 000 - 2 800). Фактически в этом месяце нужно было списать ТЗР в размере 30 526 руб. ((9 000 + 25 000) / 548 000 х 492 000), поэтому в ноябре 2008 года сумму ТЗР необходимо скорректировать - уменьшить на 674 руб. (31 200 - 30 526).
О.В. Давыдова
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
*(2) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(3) Данное указание относится только к случаю, когда стороны разошлись по вопросу о цене при заключении договора и сторона настаивала на включении в договор соответствующего условия (Постановление ФАС ЗСО от 01.07.2008 N Ф04-4131/2008(7689-А46-13)).
*(4) Об учете процентов по коммерческим кредитам мы писали в N 7, 2008 (статья О.В. Давыдовой "На законных основаниях расплачиваемся за товар не сразу").
*(5) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(6) Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н.
*(7) Утверждены Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"