Плата за загрязнение. Стоки
В прошлом номере журнала мы рассказали о том, как рассчитать экологическую плату за транспортные выбросы*(1). В продолжение темы рассмотрим особенности исчисления платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Практически каждое автохозяйство в процессе своей деятельности использует земельные участки, принадлежащие ему или закрепленные за ним на каком-либо вещном праве. На таких участках располагаются производственные площадки, размещаются автомобили и иная техника, находятся ремонтные цеха, мастерские, автомойки и прочие объекты инфраструктуры. Сведения о наличии территории, о ее площади и иных характеристиках предоставляются предприятием при его постановке на учет в Ростехнадзоре в качестве плательщика платы за загрязнение.
Сброс сточных вод на рельеф местности
На территории любого предприятия формируется поверхностный сток в виде дождевых, талых и поливомоечных вод. Отведение этого поверхностного стока возможно двумя путями - в ливневую канализацию или на рельеф местности. От того, какой путь использует транспортное предприятие, зависит, возникают ли у него обязанности по разработке соответствующей экологической документации и внесению экосбора в бюджет либо оно должно оплачивать только услуги организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Прежде чем пояснить, о чем идет речь, назовем некоторые требования, предъявляемые к отводу поверхностного стока с территории предприятия. Согласно п. 4.7 СанПиН 2.1.5.980-00*(2) отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов. Специфические требования к водоснабжению и канализированию предприятий по обслуживанию автомобилей определены в гл. 3 ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей", утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 12.01.1990 N ВА-15/10. В частности, отводить поверхностные сточные воды с территории транспортного предприятия следует в сеть дождевой канализации через приемный колодец с гидрозатвором без устройства местных очистных сооружений (п. 3.21). А в пункте 3.25 сказано, что очистку поверхностных сточных вод допускается производить в очистных сооружениях для сточных вод от мойки подвижного состава при условии их сбора в регулирующем резервуаре и подачи на очистку в разное время суток с работой мойки подвижного состава.
Не исключена ситуация, когда у предприятия нет возможности подключиться к городской канализации, поскольку ее попросту нет поблизости. Поэтому поверхностный сток с его производственной площадки, а также иные стоки, отводимые от его производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, придется сбрасывать в водный объект либо на рельеф местности. В пункте 4.2 СанПиН 2.1.5.980-00 говорится, что к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам. В частности, их допускается отводить после очистки в соответствии с требованиями СанПиН и при соблюдении нормативов качества воды в пунктах водопользования.
О том, что любые стоки, отводимые с территории предприятия, должны подвергаться очистке, сказано и в п. 2.1.11 Экологических требований к предприятиям транспортно-дорожного комплекса*(3). И еще в том же пункте говорится, что сброс предварительно очищенных сточных вод допускается на основе разрешения, выданного природоохранными органами, которым устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ.
Теперь, определившись с требованиями к отведению поверхностного стока, вернемся к вопросу о плате за загрязнение. Сброс загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади - один из видов негативного воздействия на окружающую среду, прямо названный в ст. 16 Закона N 7-ФЗ*(4). При этом согласно п. 1 Порядка определения платы*(5) платой облагается сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Соответствующие нормативы платы установлены в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344). Причем таких слов, как "водосборные площади" или "рельеф местности", ни в Порядке определения платы, прописывающем правила исчисления платы, ни в Постановлении N 344, устанавливающем нормативы платы, не найти. До недавнего времени ни одного из них не было и в Приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее - Приказ N 204). В Порядке заполнения раздела 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты", утвержденном Приказом N 204, говорилось, что раздел 3 формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется плательщиком, осуществляющим сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому объекту негативного воздействия отдельно. Тем не менее, не секрет, что практика взимания платы за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности существует, невзирая на формулировки в нормативно-правовых актах. И больше всего контролерам платы не дают покоя Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты*(6) (далее - Методические указания). В пункте 1.1 данного документа говорится, что под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций). А из пункта 1.2 Методических указаний следует, что в целях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) сброс загрязняющих веществ на рельеф местности в составе дождевых, талых и поливомоечных вод приравнивается к сбросу загрязняющих веществ в водные объекты.
Правомерность применения Методических указаний вызывает массу дискуссий и судебных разбирательств. Главные аргументы предприятий, которым Ростехнадзор насчитал на основе этого документа немалые суммы платы, да еще и штрафы, обычно таковы: Методические указания не являются нормативно-правовым актом, носят рекомендательный характер, а следовательно, не могут порождать обязанностей по исчислению платы. Судьи, анализируя во взаимосвязи нормы законодательства, соглашаются: действительно, Методические указания не обязательны для применения: но они и не противоречат действующему законодательству, лишь предлагая методику расчета платы за сброс загрязняющих веществ с территорий различного функционального назначения, когда отсутствует ливневая канализация и не может быть определен фактический сброс загрязняющих веществ, то есть когда природопользователь не осуществляет соответствующий мониторинг либо осуществляемый природопользователем мониторинг не позволяет определить всю массу сбросов загрязняющих веществ (постановления ФАС ПО от 26.08.2008 N А65-30407/07, ФАС ЗСО от 04.09.2008 N Ф04-5713/2008, Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2008 N А65-30407/2007). Другими словами, арбитры делают вывод, что необязательность Методических указаний не означает, что Ростехнадзор не вправе использовать предлагаемые ими методики расчета.
Должны заметить, что ВАС Определением от 14.02.2008 N 2080/08 отказал в пересмотре аналогичного дела (Постановление ФАС ПО от 15.11.2007 N А65-7732/07), указав, что природопользователь свои расчеты объемов загрязняющих веществ по спорным территориям и объектам не представил, а значит, Ростехнадзор правомерно определил размер платы за НВОС, используя величины, найденные расчетным путем. Это, собственно, согласуется с позицией Ростехнадзора, высказанной в Письме от 04.09.2006 N 04-09/626: даже отсутствие утвержденной методики расчета объема не освобождает плательщиков от обязанности произвести оценку сброса самостоятельно.
В названном определении ВАС дополнительно отметил, что природопользователь не доказал тот факт, что сброс загрязняющих веществ поверхностным стоком на рельеф местности не привел к попаданию загрязняющих веществ в водоемы и подземные водные объекты и не оказал негативное воздействие на окружающую природную среду. Эта оговорка вызвала массу вопросов у предприятий. Ведь напрашивается такой вывод: ВАС признает, что платой облагается не любой сброс загрязняющих веществ, а только в водный объект, однако доказательств того, что сток с территории предприятия не попадает в водный объект, не представлено.
В общем, с платой за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности не все так просто. Однако, повторимся, практика взимания этой "полулегальной" платы существует. Более того, в этом году в п. 1 Порядка заполнения раздела 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты" внесены изменения (Приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182), предполагающие использование раздела для расчетов платы как при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, так и при неорганизованном сбросе на водосборные территории. И, к слову, территориальные подразделения Ростехнадзора разъясняют на своих официальных сайтах, что в последнем случае нужно пользоваться Методическими указаниями.
Обратим внимание, что в измененном пункте Ростехнадзор оперирует термином "водосборные территории". Что за ним стоит, ведомство не расшифровывает. В Водном кодексе 1995 года (ст. 1) давалось определение понятия водосборной площади: это территория, сток с которой формирует водный объект. Однако критериев отнесения территории к водосборной площади, равно как и ее определения в действующих нормативно-правовых документах, попросту не существует. При этом из разъяснений подразделений Ростехнадзора относительно составления расчетов экологических платежей можно заключить, что ведомство не видит различий между понятиями "водосборная площадь" и "рельеф местности". Да и в некоторых судебных решениях, например в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 N 07АП-2419/08, делается вывод, что понятие сброса вредных веществ в водные объекты включает понятие сброса загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком, то есть сброс стоков на рельеф следует рассматривать как сброс в водный объект.
Итак, подведем итог. По мнению органа, контролирующего взимание платы за загрязнение (Ростехнадзора), сброс загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности (водосборную территорию) облагается платой за негативное воздействие на окружающую среду.
Должны пояснить, что такое "платное" негативное воздействие если и должно иметь место, то только в том случае, когда территория предприятия не оборудована системой ливневой канализации, и загрязненные тало-дождевые воды сбрасываются на рельеф.
Если же территория предприятия оборудована системой ливневой канализации, то за сброс загрязняющих веществ в составе ливневых, дождевых и талых вод неорганизованным стоком предприятие не платит. Дело в том, что все эти стоки направляются по коллектору на очистные сооружения населенного пункта и только после этого сбрасываются в водный объект. Непосредственный сброс сточных вод в водные объекты производит организация ВКХ, и именно у нее возникает обязанность по внесению в бюджет платы за всю массу загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе принятых в систему канализации от других абонентов. В Ростехнадзор же предприятие представляет копию договора с водоканалом. Кстати, если в населенном пункте действует общесплавная канализация, это означает, что предприятию вне зависимости от его воли оказываются услуги по отведению поверхностного стока, которые должны быть в обязательном порядке оплачены водоканалу*(7).
Расчет платы на основе Методических указаний
В соответствии с Методическими указаниями порядок расчета платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в составе талых, дождевых, поливомоечных вод зависит от функционального использования территории природопользователя. Например, земли, занятые транспортными предприятиями, относятся к промышленно-урбанизированным территориям (п. 1.2, 3.1 Методических указаний). Порядок определения массы сброса загрязняющих веществ неорганизованным стоком с таких территорий прописан в п. 3.1.1-3.1.7 Методических указаний. Чтобы найти массу сброса загрязняющих веществ, транспортному предприятию необходимо знать площадь территории, на которой формируется загрязненный поверхностный сток (в том числе площадь водонепроницаемых покрытий по данным генерального плана землеустройства или статотчетности), а также концентрацию конкретных загрязняющих веществ в стоке. Объем стока дождевых, талых и поливомоечных вод определяется расчетным путем или по фактическим данным - при осуществлении природопользователем контроля и учета сброса поверхностного стока. Фактическими данными, к слову, на практике пользуются нечасто, поскольку для их получения требуются специальные измерительные приборы. Объем стока считается со всей площади землепользования, без исключения площадей застройки. Однако есть небольшая лазейка: не включается в расчет площадь, на которой предприятием не осуществляется производственная и иная хозяйственная деятельность, имеющая естественное (зеленое) покрытие*(8). Для определения массы загрязняющих веществ, выносимых с территории землепользователя, объем поверхностного стока умножают на концентрацию загрязняющих веществ. Данные могут быть фактическими либо, если предприятие не проводит регулярный анализ проб стоков с помощью аккредитованной лаборатории (а так чаще всего и есть), устанавливаются на уровне показателей, приведенных в приложении 4 к Методическим указаниям.
Для автотранспортных и торгово-складских организаций эти концентрации принимаются следующими:
- взвешенные вещества - 2 000 мг/л;
- нефтепродукты - 50-90 мг/л;
- БПК - 210 мг/л;
- ХПК - 500 мг/л;
- тетраэтилсвинец - 0,002 мг/л.
В приложении к ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" приводятся более низкие значения концентраций в поверхностных сточных водах взвешенных веществ, нефтепродуктов (42 мг/л) и БПК (30 мг/л).
Природопользователь, осуществляющий неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф, должен иметь соответствующее разрешение, в отсутствие которого плата рассчитывается как для условий сверхлимитного сброса (п. 1.3 Методических указаний). При этом п. 3.1.7 Методических указаний рекомендует устанавливать предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ неорганизованным стоком на уровне, не превышающем показатели приложения 3 к Методическим указаниям, а лимиты сбросов (временно согласованные сбросы - ВСС) - на уровне, превышающем данные показатели, либо (при наличии специфических загрязняющих веществ) на основании данных приложения 4 к Методическим указаниям.
Плата за загрязнение от мойки транспорта
Как показывает практика, у транспортных предприятий относительно исчисления платы при сбросе загрязненных вод от автомойки возникает масса вопросов. Постараемся ответить на некоторые из них.
В соответствии с Экологическими требованиями к предприятиям транспортно-дорожного комплекса автотранспортное предприятие обязано располагать специальными участками для мойки по-движного состава, узлов и деталей, исключающими сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву. Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС. При этом мойки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды (п. 2.2.5-2.2.7). Обратим внимание еще на один документ - Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91. В приложении 5 "Охрана окружающей среды" к нему говорится, что для наружной мойки автомобилей, автобусов и автофургонов следует предусматривать, как правило, малосточную систему водоснабжения с использованием оборотной воды. Для мойки внутренней поверхности автофургонов, перевозящих пищевые продукты, следует проектировать локальные системы оборотного водоснабжения с использованием воды питьевого качества при ополаскивании после моющих растворов и дезинфекции. Не допускается предусматривать оборотную систему водоснабжения для мойки автомобилей, предназначенных для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицируемых веществ (п. 2.1, 2.2, 2.4).
Итак, сточные воды с мойки в обязательном порядке должны проходить очистку. Очищенные сточные воды либо сбрасываются в горколлектор или на рельеф местности, либо (и это наиболее предпочтительный вариант) повторно используются в мойке, то есть мойка имеет оборотное водоснабжение (подтверждение - технический паспорт). Кстати, экологические платежи не грозят, если мойка машин осуществляется по договору со специализированной организацией: обычно в Ростехнадзор предъявляется договор на обслуживание, квитанции, акты выполненных работ и выданный обслуживающей организацией документ, удостоверяющий, что используемая мойка имеет оборотный цикл водоснабжения, - и претензий нет.
Что касается собственной мойки с оборотным водоснабжением, то в процессе ее работы (а точнее, очистки сточных вод, включающей их отстаивание в герметичном накопителе) неизбежно образуются различные жидкие отходы (нефтешлам, всплывающая пленка и пр.)*(9). Эти отходы необходимо вывозить, и обычно такую операцию проводит специализированная организация (имеющая соответствующую лицензию) с определенной периодичностью.
Ситуация, когда моечные стоки сбрасываются в горколлектор, тоже понятна. Предприятие заключает с водоканалом договор, в котором в том числе оговариваются нормативы водоотведения по количеству и качеству сточных вод. В составе платы за водоотведение абонент оплачивает водоканалу и сброс загрязняющих веществ (в случае превышения установленных нормативов - по повышенному тарифу). Обязанности по исчислению экосбора у предприятия-абонента не возникает.
Сбросы "мойка - рельеф" такие обязанности порождают. И, кроме того, осуществлять сбросы на рельеф можно, так же, как и в случае со сбросом "ливневки", имея соответствующее разрешение, устанавливающее нормативы сброса вредных веществ.
Должны заметить, что на уровне территориальных подразделений Ростехнадзора для расчета массы загрязняющих веществ задействуются местные методики. Правомерность использования подобных документов для расчета федерального сбора не раз ставилась под сомнение правоведами. Однако суды возможность использования подобных методик не исключают, руководствуясь уже известной нам логикой: порядок и нормативы платы установлены федеральным законодателем, методика же используется только для определения массы загрязняющих веществ. Например, такой вывод сделан судом в отношении Методических указаний по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности, утвержденных Приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 21.06.2004 N 611 (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 N 11АП-7613/2007). В аналогичном деле (сброс загрязняющих веществ от мойки автомобилей в водоемы) суд, подтверждая правомерность использования Ростехнадзором расчетного пути определения количества загрязняющих веществ, отметил, что предприятие не привело убедительных мотивов, по которым оно отвергает примененную Ростехнадзором методику и, не оспаривая факт оказания негативного воздействия на окружающую среду, собственных расчетов платы не представило (Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2007 N А65-7059/2007).
Интересно, что Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан сообщает на своем официальном сайте*(10) в ответ на частные запросы, что с 1 января 2008 года плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ при мойке автотранспорта не взимается, а при обнаружении несанкционированной мойки автотранспорта (вне специально отведенных для этого сооружений) в ходе осуществления государственного экологического контроля будет рассчитываться ущерб за причинение вреда окружающей среде.
Что понимает Ростехнадзор под специальными сооружениями, вопрос. Мы же, со своей стороны, отметим, что ряд нормативных актов прямо предусматривает возможность осуществления мойки в уличных условиях с соблюдением определенных правил. В частности, сточные воды должны стекать по водонепроницаемой поверхности под уклоном в специальные лотки. Если такие стоки отстаиваются в аккумулирующей емкости, проходят очистку и после этого сбрасываются на рельеф, вряд ли это можно считать несанкционированной мойкой. Ну и тем более говорить об этом не приходится, если предприятие получит соответствующее разрешение.
Особенности исчисления платы за сброс
вредных веществ со стоками
В форме расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен раздел 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты". Согласно п. 3-21 Порядка заполнения раздела 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты" размер платежа рассчитывается по следующему алгоритму:
- сумма платы в пределах норматива ПДС = фактический сброс загрязняющего вещества в пределах ПДС x норматив платы в пределах ПДС x соответствующие коэффициенты;
- сумма платы в пределах ВСС = (фактический сброс - ВСС (но не более ВСС - ПДС)) x норматив платы в пределах ВСС x соответствующие коэффициенты;
- сумма платы за сверхлимитный сброс = (фактический выброс - ВСС) x норматив платы в пределах ВСС x 5 x соответствующие коэффициенты.
Общий размер платы представляет собой сумму платы, исчисленную по всем загрязняющим веществам в пределах ПДС, ВСС и сверх лимитов.
Согласно п. 2 Постановления N 344 нормативы платы применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы в соответствии с приложением 2 к Постановлению N 344, и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Кроме того, нормативы платы ежегодно индексируются на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Раздел 3 заполняется по каждому виду загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах. Фактическая масса сброса загрязняющих веществ в отчетном квартале может быть определена на основе анализа проб аккредитованной лабораторией. Но для транспортного предприятия это вариант трудоемкий и трудно реализуемый. Оптимальным представляется использовать в качестве фактических показателей массы сброса нормативы ПДС, установленные разрешением. По итогам года предприятию лишь нужно будет подтвердить фактические объемы сброса данными о времени работы мойки, о расходе воды на мытье одной машины (технические характеристики мойки или справочные данные Гипроавтотранса) и количестве помытых машин, о времени и эффективности работы очистных сооружений (п. 5.3, 5.4 Инструктивно-методических указаний*(11)).
Пример 1.
ООО "Автолига" (автотранспортное предприятие) арендует земельный участок, на котором расположены диспетчерская, автомобильная стоянка, мастерская, гаражи, автомойка. Территория оборудована системой ливневой канализации: ливневые, дождевые, талые воды принимаются в горколлектор, что подтверждается договором с водоканалом. Мойка предприятия имеет оборотный цикл водоснабжения, что подтверждается ее техническим паспортом. Осадок с очистных сооружений мойки передается по договору со специализированной организацией.
В этом случае предприятие свободно от платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Пример 2.
ООО "Автолига" находится в Нижегородской области (бассейн Волги). Производственная территория предприятия не оборудована системой ливневой канализации. Организация не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ с дождевыми, талыми и поливомоечными водами на рельеф местности. На предприятии не ведется аналитический контроль за поверхностным стоком.
Для расчета платы за НВОС в качестве показателей фактической концентрации загрязняющих веществ принимаются показатели, установленные в приложении 4 к Методическим указаниям для автотранспортных и складских предприятий.
Не будем приводить здесь общую площадь территории предприятия и ее распределение между водонепроницаемыми и естественными покрытиями, а также расчет объема поверхностного стока, производимый на основании п. 3.1.1 Методических указаний. Предположим, годовой объем поверхностного стока согласно расчетам составил 5 000 м3.
Загрязняющее вещество | Концентрация, мг/л | Масса, т* | Норматив платы в пределах ВСС, руб./т |
|
в год | в квартал | |||
Взвешенные вещества | 2 000 | 10 | 2,5 | 1 830 |
Нефтепродукты | 50 | 0,25 | 0,0625 | 27 550 |
БПК | 210 | 1,05 | 0,2625 | 455 |
ХПК | 500 | 2,5 | 0,625 | Не установлен |
Тетраэтилсвинец | 0,002 | 0,00001 | 0,0000025 | 137 740 455 |
* Сброс загрязняющих веществ в тоннах предприятие рассчитывает путем умножения показателя концентрации загрязняющих веществ (мг/л, или мг/дм3) на объем сброса поверхностного стока (5 000 м3) и деления на 10-6. |
Плата за сброс загрязняющих веществ за квартал составит 57 036 руб. ((2,5 х 1 830 + 0,0625 х 27 550 + 0,2625 х 455 + 0,0000025 х 137 740 455) х 5 х 1,14 х 1,48, где 1,14 - коэффициент экологической значимости для бассейна Волги в Нижегородской области; 1,48 - коэффициент индексации платы, применяется в 2008 году к нормативам платы, установленным в 2003 году; 5 - коэффициент, применяемый при отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (п. 13 Порядка заполнения раздела 3, п. 5, 6 Порядка определения платы).
Бухгалтер ООО "Автолига" сделает в учете следующие проводки (предположим, что других видов негативного воздействия, облагаемых платой, предприятие не оказывает):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду |
26 | 68 (76) | 57 036 |
Отражено постоянное налоговое обязательство (57 036 руб. x 24%)* |
99 | 68 | 13 689 |
* При исчислении налога на прибыль учитывается плата только в пределах нормативов на основании пп. 7 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 270 НК РФ. Соответственно, сверхлимитная плата не принимается в расчет налоговой базы, в связи с чем образуются постоянная разница и постоянное налоговое обязательство. |
Действие п. 4 ст. 270 НК РФ не распространяется на плату за сброс загрязняющих веществ в систему канализации. Поясним. В договоре на прием стоков (ситуация, рассмотренная в примере 1) водоканал устанавливает каждому абоненту (в нашем случае транспортному предприятию) нормативы водоотведения по количеству и качеству сточных вод. Проще говоря, до транспортного предприятия будут доведены нормативы ПДС. Их соблюдение водоканал контролирует путем регулярного отбора проб сточных вод. Масса сброса загрязняющих веществ, превышающая нормативы ПДС, оплачивается по повышенному тарифу с момента обнаружения таких превышений и до момента очередного отбора проб. Однако платежи за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, перечисляемые организации ВКХ на основании договора на прием сточных вод, не имеют отношения к экоплатежам в бюджет, а представляют собой дифференцированный тариф за услуги сторонней организации. Такие расходы правомерно учитывать при исчислении налога на прибыль согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05).
Пример 3.
Производственная территория ООО "Автолига" не оборудована системой ливневой канализации. Поверхностный сток с территории предприятия собирается в аккумулирующую емкость, проходит очистку и сбрасывается на рельеф местности. Разрешение на сброс загрязняющих веществ с дождевыми, талыми и поливомоечными водами имеется (установленные им нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и ПДС приведены в таблице).
Предприятие ежеквартально составляет расчет платы за сброс загрязняющих веществ, принимая нормативы ПДС загрязняющих веществ за фактические показатели сброса, а с представлением расчета за IV квартал прикладывает сведения, подтверждающие эффективность работы очистных сооружений и непревышение среднегодового объема сброса поверхностного стока (равного 5 000 м3), на основе которого установлены нормативы ПДС.
Загрязняющее вещество | ПДК, мг/л | ПДС, т | Норматив платы в пределах ПДС, руб./т |
|
в год | в квартал | |||
Взвешенные вещества | 40 | 0,2 | 0,05 | 366 |
Нефтепродукты | 8 | 0,04 | 0,01 | 5 510 |
БПК | 10 | 0,05 | 0,0125 | 91 |
Тетраэтилсвинец | 0,0001 | 0,0000005 | 0,000000125 | 27 548 091 |
Плата за сброс загрязняющих веществ за квартал составит 132 руб. ((0,05 х 366 + 0,01 х 5 510 + 0,0125 х 91 + 0,000000125 х 27 548 091) х 1,14 х 1,48).
Начисленная плата в полном объеме будет признана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Е.В. Преснякова,
главный редактор журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья Е.В. Пресняковой "Экосбор за выбросы".
*(3) РД 152-001-94, утв. Минтрансом 20.05.1994.
*(4) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(5) Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
*(6) Утверждены Госкомэкологии 29.12.1998.
*(7) Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2007 N А56-45669/2006.
*(8) Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2008 N А65-8113/2007.
*(9) Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2008 N А32-12878/08.
*(10) www.gosnadzor-kazan.ru.
*(11) Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды 26.01.1993.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"