Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 11430/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Ксенофонтовой Н.А., Прониной М.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление Отделения по Центральному округу г. Комсомольска-на-Амуре Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 07.11.2007 по делу N А73-10464/2007-45, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008 по тому же делу, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") о признании недействительным уведомления Отделения по Центральному округу г. Комсомольска-на-Амуре Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - казначейство) от 28.08.2007 N 03-37/920 о возвращении исполнительного листа N 068983 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3627/2003-35 о взыскании с войсковой части 20743 в пользу ОАО "РЖД" 31 028 рублей 83 копеек долга и обязании казначейства устранить допущенные нарушения путем принятия исполнительного листа к исполнению (с учетом уточнения заявления).
Суд установил:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.11.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного суда от 22.01.2008 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, казначейство подало заявление об их пересмотре в порядке надзора, считая, что данными решением и постановлениями нарушены нормы материального права.
Рассмотрев доводы казначейства и материалы надзорного производства, судебная коллегия пришла к выводу об отклонении заявления казначейства по следующим основаниям.
Судами установлено, что на основании упомянутого решения Арбитражного суда Хабаровского края от 24.06.2003, определения суда от 25.04.2007 с войсковой части 11715 (правопреемник - войсковая часть 20743) в пользу ОАО "РЖД" (взыскатель) взыскано 31028 рублей 83 копейки задолженности за потребленную электроэнергию. Судом выданы исполнительные листы N 0016180 (первоначальный) и N 068983 (последующий - выдан в связи с исправлением опечатки в наименовании должника).
За период с 2003 года по апрель 2004 года взыскатель неоднократно предъявлял к исполнению исполнительный лист N 0016180 в Межрайонное подразделение судебных приставов по г. Комсомольску-на-Амуре, который возвращался в связи с невозможностью его исполнения ввиду отсутствия имущества у должника.
В период с 2004 по 2007 годы в связи с изменением порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации взыскатель неоднократно предъявлял исполнительный лист к исполнению в казначейство, которое возвращало исполнительный лист без исполнения на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства.
Последний возврат исполнительного листа N 069983 был осуществлен казначейством уведомлением о его возвращении от 28.08.2007 N 03-37-920 на основании пункта 3 статьи 242.1 Кодекса в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Полагая данные действия казначейства незаконными, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды исследовали и оценили в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы и с учетом подлежащих применению норм права пришли к выводу о наличии перерывов срока предъявления исполнительного документа к исполнению, а потому удовлетворили заявленные требования.
Как указали суды, исполнительный лист предъявлялся к исполнению в службу судебных приставов и в казначейство в пределах срока, установленного пунктом 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в соответствии с положениями части 3 данной статьи и статьи 15 Федерального закона от 21.01.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", действовавшего в период исполнительных действий, с учетом пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации повлекло перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, следовательно, оснований для возвращения исполнительного листа у казначейства не было.
Довод заявителя о том, что моментом предъявления исполнительного листа к исполнению является направление казначейством должнику уведомления о поступлении исполнительного документа, а не направление взыскателем исполнительного листа в казначейство был предметом изучения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа и отклонен как основанный на неправильном толковании норм бюджетного законодательства, с чем соглашается суд надзорной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и объективно исследованы все обстоятельства дела и дана оценка представленным доказательствам, которая не подлежит переоценке в суде надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции проверил законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и признал выводы судов правомерными.
Нарушений норм материального права, влекущих за собой обязательную отмену оспариваемых судебных актов, судами не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора может быть вынесено только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 07.11.2007 по делу N А73-10464/2007-45, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008 отказать.
Председательствующий судья |
Н.П. Харчикова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 11430/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-10464/2007
Истец: ОАО РЖД в лице филиала Дальневосточная железная дорога, ОАО Российские железные дороги - ДВЖД
Ответчик: Отделение по Центральному округу г. Комсомольска-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Отделение по Центральному округу г.Комсомольска-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Третье лицо: ОАО РЖД в лице филиала Дальневосточная железная дорога
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1685/07