Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 сентября 2008 г. N КА-А40/8403-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2008 г.
ЗАО "ТНП-Транском" (далее Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 4 по г. Москве (далее Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений от 13.07.2007 г. N 18-32, от 13.07.2007 г. N 18/32-1; а также об обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением суда от 24.03.2008 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 30.05.2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой она просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель ЗАО "ТНП-Никольское", ИФНС России N 9 по г. Москве не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителя ЗАО "ТНП-Никольское", ИФНС России N 9 по г. Москве извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыв на кассационную жалобу.
Рассмотрев указанное ходатайство и выслушав мнения сторон, суд кассационной инстанции определил, ходатайство удовлетворить и приобщить к материалам дела отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы кассационной жалобы поддержал, просил суд кассационной инстанции отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, в котором отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах и отзыве на кассационную жалобу.
От представителя ИФНС России N 9 по г. Москве отзыв на жалобу не поступал.
Обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за сентябрь 2006 г. согласно которой, общая сумма налога, принимаемая к вычету составила 22.335 руб.
Одновременно в налоговый орган были представлены документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 0%.
Решением Инспекции от 13.07.2007 г. N 18/32, вынесенным по материалам камеральной налоговой проверки, Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 22.335 руб.
Также Инспекцией 13.07.2007 г. вынесено решение N 18/32-1, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 651,971 руб.; налогоплательщику предложено уплатить суммы неуплаченного налога - 3.259.854 руб., пени -424.847 руб. и штрафа - 651.971 руб., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Полагая указанные решения и постановление незаконными, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и постановление не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Как установлено судом, Обществом заключен с ОАО "Сибирская нефтяная компания" (в последствии с измененным названием на ОАО "Газпром-нефть") контракт от 22.03.2004 г. N 70/04-2004 на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов.
Перечень оказываемых ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ" услуг содержится в п. 1.1 указанного выше договора, а именно: Исполнитель обязуется за вознаграждение и за счет Клиента организовать оказание услуг по перевалке нефтепродуктов, а также оказать услуги грузоотправителя при отгрузках нефтепродуктов по территории РФ и на экспорт; организовать приемку нефтепродуктов; организовать налив нефтепродуктов в вагоно-цистерны; сформировать сводные заявки на основной план отгрузки и направление их на согласование в соответствующие органы ОАО РЖД; оформлять учетные карточки, ведомости подачи и уборки вагоно-цистерн за использование подвижного состава под грузовые операции; производить осмотр и опломбировку вагоно-цистерн, поданных на эстакаду для погрузки; производить подачу-уборку вагоно-цистерн на подъездной путь и с подъездного пути, расстановку на эстакаде под налив, перевод стрелок и установку тормозных башмаков.
Указанные услуги в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются по налоговой ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0% Общество представило в налоговый орган следующие документы: контракт N 70/04-2004 от 22.03.2004 г. на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов с заказчиком - ОАО "Сибирская Нефтяная Компания"; выписки банка, подтверждающие поступление денежных средств от заказчика ОАО "Сибирская Нефтяная Компания", экспедитору - ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ"; товарораспорядительные документы; акты выполненных работ ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ" ОАО "Сибнефть"; поручения на отгрузку; коносаменты; ВГТД, ГТД на отгрузку товара в Австрию; счеты-фактуры, выставленные поставщиком товара, товарные накладные, счета-фактуры, выставленные исполнителями услуг; контракт N 05/0085/6 от 23.03.2005 г. на поставку нефтепродуктов поставщиком - ОАО "Сибирская Нефтяная Компания" покупателю ООО "Сибнефть Ойл Трейд Компани ГМБХ"; маршрутные телеграммы отгрузки нефтепродуктов от ОАО "АК Транснефтепродукт"; акты приема (сдачи) нефтепродуктов от ОАО "Сибнефть" на нефтепроводный транспорт за период май-июнь 2006 г. договор N 12/10 от 31.10.2003 г. оказания услуг, заключенный между ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ" (заказчик) и ЗАО "ТНП-НИКОЛЬСКОЕ" (исполнитель).
Судом установлено, что Обществом заключен с ОАО "Сибирская нефтяная компания" (в последствии с измененным названием на ОАО "Газпром-нефть") контракт от 22.03.2004 г. N 70/04-2004 на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов.
При этом в указанном договоре транспортной экспедиции предусмотрено право Экспедитора самостоятельно заключать договоры с третьими лицами.
Общество оказывало услуги по экспедированию груза через третьи организации - исполнителей, оплата услуг которых производилась на основании счетов-фактур, выставленных исполнителями.
В указанных финансовых документах сумма вознаграждения по договору оказания услуг указана с учетом налога на добавленную стоимость.
Как установлено судом, между ЗАО "ТНП - Никольское" (Исполнитель) и Обществом (Заказчик) был заключен договор N 12/10 от 31.10.2003 г. оказания услуг, в соответствии с которым ЗАО "ТНП - Никольское" периодически оказывает Обществу услуги, связанные с перевалкой нефтепродуктов на магистрального нефтепродуктопровода на участке АК "Транснефтепродукт" в лице "Юго-Запад-Транснефтепродукт" наливной пункт "Никольское", в том числе принимает от Заказчика заявки на формирование плана перевозки продукции железнодорожным транспортом, подает заявки в Юго - восточную железную дорогу - филиал ОАО "РЖД" на формирование плана железнодорожных перевозок, осуществляет подачу уборку цистерн, в том числе комплектует отправки и укрупняет грузовые единицы, предоставляет запорно - пломбировочные устройства и знаки опасности, (осуществляет оплату всех необходимых платежей из собственных средств.
Учитывая специфику перевалки нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах АК "Транснефтепродукт", в ходе реализации договорных отношений Общество и ЗАО "ТНП - Никольское" руководствуются инструкцией по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах N 153-39-1011-97 от 23.01.1997 г. утвержденной АК "Транснефтепродукт".
В рамках указанного выше договора ЗАО "ТНП - Никольское" в период "май - июнь 2006 г." оказало Обществу услуги по наливу и погрузке нефтепродуктов принадлежащих ОАО "Газпром - нефть" в наливном пункте "Никольское" для перевозки груза в порт отправления для дальнейшего экспорта груза в Австрию компании покупателю "Сибнефть Ойл Трейд Компани ГМБХ".
В соответствии с положениями п. 2, 3 договора N 12/10 от 31.10.2003 г. "обязанности сторон", услуги по перевалке нефтепродуктов ЗАО "ТНП-Никольское" были оказаны в полном объеме, в два этапа, что документально подтверждается соответствующими актами приема-сдачи выполненных работ N 301 от 31.05.2006 г., N 396 от 30.06.2006 г., подписанными сторонами; счетами-фактурами N 396 от 30.06.2006 г., N 301 от 30.05.2006 г. (т. 6 л.д. 7 -10); платежными поручениями и выписками банка (т. 6 л.д. 39 -44).
Выполнение услуг ЗАО "ТНП-Никольское" подтверждается также выписками из реестра железнодорожных квитанций, согласно которым погрузка цистерн ж.д. вагонов производилась по первому этапу в период с 04.05.2006 г. по 31.05.2006 г. включительно.
Итоговое количество погруженного для перевозки груза по всем квитанциям о приеме груза рассматриваемого этапа составило 180.044.548 кг, распределенного по 3.018 вагоно-цистернам.
По второму этапу услуги ЗАО "ТНП-Никольское" были выполнены в также в полном объеме, в период с 01.06.2006 г. по 30.06.2006 г. включительно.
Итоговое количество погруженного для перевозки груза по всем квитанциям о приеме груза рассматриваемого этапа составило 194.297.571 кг, распределенного по 3.260 вагоно-цистернам. При этом вес товара соответствует сведениям, содержащимся во временных ГТД с отметками таможенных органов о помещении груза под таможенный режим экспорта, а также полными ГТД.
После организации налива и отгрузки нефтепродуктов, в результате выполнения договорных обязательств ЗАО "ТНП-Никольское", Общество - организатор транспортировки нефтепродуктов отчиталось перед ОАО "ГАЗПРОМ-НЕФТЬ" по фактически выполненным работам, услугам, что подтверждается актами приема-сдачи выполненных работ, счетами-фактурами.
Дальнейшая транспортировка нефтепродуктов осуществлялась железнодорожным транспортом согласно маршрутных телеграмм (т. 3 л.д. 20-34) до места назначения в порту где транспортировкой груза занимаются иные агенты продавца и оформляются поручения на погрузку (т. 1 л.д. 88-142), после чего товар принимается к перевозке морскими судами путем оформления морских коносаментов (т. 2 л.д. 53-128).
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что судами в полном объеме исследованы представленные в дело доказательства, подтверждают фактическое оказание услуг ЗАО "ТНП-Никольское" для Общества в необходимый срок и в полном объеме на основании заключенного договора, заявок и инструкции по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах N РД 153-39-011-97 от 01.02.1997 г.
Каких-либо претензий от заказчика ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ", экспортера нефтепродуктов ОАО "Газпром-нефть" по поводу качества оказанных услуг в адрес ЗАО "ТНП-Никольское" не поступало.
Доводы Инспекции о неправомерности возмещения НДС в случае оказания услуг по экспедированию груза через исполнителей - третьих лиц, не основаны на нормах действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции согласен с выводами суда о том, что Общество представило в налоговый орган все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0%, а также документально подтвердил свое право на применение налоговых вычетов.
Доводы налогового органа о том, что ни в одном документе, предоставленном в Инспекцию, Общество не указано как лицо, причастное к экспорту товаров, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с договором N 70/04-2004 от 22.03.2004 г. в обязанности Общества не входила транспортировка нефтепродуктов трубопроводным транспортом, следовательно, налогоплательщик не располагал, и не должно было располагать документами, подтверждающими право пользования ОАО "Газпром-нефть" трубопроводным транспортом.
При этом, указанные документы налоговый орган был вправе истребовать от ОАО "Газпром-нефть", чего сделано не было.
Являются несостоятельными доводы налогового органа об отсутствии на ГТД отметок таможенного органа "Товар вывезен полностью", поскольку указанные доводы не соответствуют действующему законодательству.
Как правильно установлено судом, на ГТД, имеющихся у Общества, проставлены: штамп таможенного органа, разрешающий выпуск товара, и подтверждающий вывоз товара за пределы таможенной территории РФ.
Данные отметки заверены подписью и печатью должностного лица таможенного органа.
Таким образом, Общество в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ представило необходимые документы (в т.ч. товаросопроводительные) в полном объеме согласно описи вместе с сопроводительными письмами N 2/01 от 22.01.2007 г., N 13/2 от 19.02.2007 г., N 29/04 от 20.04.2007 г.
Кроме того, налоговый орган в соответствии с положениями ст. 88 НК РФ была вправе запросить у налогоплательщика подлинные ГТД, чего сделано не было.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод Инспекции о том, что Общество является недобросовестным налогоплательщиком, поскольку все участники сделок, связанных с экспортом нефтепродуктов, организацией транспортировки которых занималось ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ", представляют собой единое целое, созданное не для осуществления предпринимательской деятельности, а с целью неправомерного возмещения НДС из бюджета, для уклонения от налогообложения по налогу на прибыль путем завышения расходов.
Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.
Как установлено судом, доля участия других организаций в ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ" не превышает 20 процентов.
При этом, предметом рассмотрения в ходе камеральной налоговой проверки был налог на добавленную стоимость, а не налог на прибыль, в связи с чем доводы Инспекции о взаимозависимости ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ" с иными юридическими лицами не могут быть положены в основу отказа в применении налогообложения по проделанным работам, оказанным услугам по ставке 0 процентов, а также в возмещении налога на добавленную стоимость.
Доказательств недобросовестности Общества налоговым органом не представлено.
То обстоятельство, что суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал способ устранения допущенных нарушения прав и законных интересов, суд кассационной инстанции не считает основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии со ст. 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Таким образом, Инспекции в праве в порядке ст. 179 АПК РФ обратиться в суд первой инстанции с заявлением о разъяснении решения в части указания способа устранения допущенных нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах доводы кассационной жалобы несостоятельны и подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Кроме того, указанные доводы были рассмотрены судами и им дана надлежащая оценка.
Иная оценка стороной обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Поскольку налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 марта 2008 года по делу N А40-52239/07-108-310, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 4 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 4 по г. Москве госпошлину в сумме 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2008 г. N КА-А40/8403-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании