Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2013 г. N ВАС-15694/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2012 по делу N А14-15606/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.08.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги (далее - общество "РЖД") к Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области (далее - департамент) о взыскании 3 833 936 рублей 51 копейки расходов, возникших в результате предоставления учащимся льгот по оплате проезда в железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении за период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Воронежской области, Министерство финансов Российской Федерации.
СУД УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Воронежской области 10.12.2012 по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент труда и социального развития Воронежской области, а также в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято уточнение заявленных требований о взыскании 3 833 936 рублей 51 копейки с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансов-бюджетной политики Воронежской области и Департамента труда и социального развития Воронежской области (далее - департамент труда).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2012, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено за счет взыскания с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице департамента за счет казны Воронежской области. В иске к департаменту труда отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора департамент просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что общество "РЖД" в 2010 году осуществляло перевозку железнодорожным транспортом льготной категории граждан (студентов и учащихся) по территории Воронежской области по льготным проездным билетам в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010.
Понесенные расходы частично компенсированы обществу "РЖД". Разница между фактически понесенными расходами общества "РЖД" в результате предоставления услуг и суммой, полученной в порядке возмещения в 2010 году, составила 3 833 936 рублей 51 копейку, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены представленными в материалы дела доказательствами. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что расходы истца связаны с предоставлением обучающимся услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования по льготной цене, установленной постановлением правительства Воронежской области от 17.03.2010 N 180.
Недофинансирование возникло в связи с недостаточностью выделенных денежных средств.
Удовлетворяя исковое требование, суды руководствовались статьями 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод департамента о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения судами и отклонен как несостоятельный. Право на льготный проезд установлено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Величина стоимости проезда для льготной категории граждан определена органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.
Довод департамента о том, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной договора, заключенного между обществом "РЖД" и департаментом труда, от 31.05.2010 N 3390 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, подлежит отклонению, поскольку обязанность государственных органов компенсировать расходы на проезд студентов и учащихся возникает не из договора, а в силу закона.
По мнению заявителя, департамент труда является главным распорядителем средств бюджета. Между тем согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. В случае наличия споров по поводу того, какой государственный орган является главным распорядителем бюджетных средств, в качестве представителя публично-правового образования следует привлекать финансовый орган публично-правового образования (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23). В данном случае финансовым органом Воронежской области является департамент.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А14-15606/2012 Арбитражного суда Воронежской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 28.12.2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.08.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2013 г. N ВАС-15694/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А14-15606/2012
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ВО в лице Департамента финансово-бюджетной политики ВО, Департамент труда и социального развития Воронежской области, Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области
Третье лицо: Департамент труда и социального развития Воронежской области, Министерство финанасов РФ, Министерство финансов РФ, Правительство Воронежской области, УФК по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15694/13
16.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2376/13
10.06.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-606/13
28.12.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15606/12