Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2014 г. N ВАС-19533/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Военного комиссариата Брянской области Минобороны России от 16.12.2013 N 11/3253 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Брянской области от 05.04.2013, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.10.2013 по делу N А09-3141/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Брянсктеплоэнерго" (г. Брянск; далее - общество) к Военному комиссариату Брянской области (г. Брянск; далее - комиссариат), открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала "Курский" (г. Москва; далее - ОАО "РЭУ") о взыскании 260 286 рублей 58 копеек задолженности по оплате тепловой энергии за период с декабря 2011 года по февраль 2012 года и 22 246 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 05.04.2013, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций от 25.06.2013 и от 15.10.2013, исковые требования общества к комиссариату удовлетворены полностью, в иске к ОАО "РЭУ" отказано.
Суды, отказывая во взыскании задолженности с ОАО "РЭУ" и удовлетворяя требования истца за счет комиссариата, исходили из того, что тепловая энергия поставлена на объект комиссариата, с которым у общества сложились фактические договорные отношения. Правоотношения, возникшие между Минобороны России и ОАО "РЭУ" на основании государственного контракта на поставку тепловой энергии от 14.07.2011 N 2-ТХ (далее - контракт), не порождают обязательств последнего перед обществом.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора комиссариат просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не усматривает оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что в период с декабря 2011 года по февраль 2012 года общество поставило на объект комиссариата тепловую энергию, задолженность по оплате которой послужила основанием для обращения истца в арбитражный.
Возражения комиссариата, основанные на том, что обязательство по оплате тепловой энергии должно быть возложено на ОАО "РЭУ", поскольку по условиям контракта оно обязалось обеспечивать тепловой энергией подведомственные Минобороны России организации и получило денежные средства на эти цели, судами надлежащим образом оценены и отклонены.
Как правильно указали судебные инстанции, объект ответчика, по которому начислены платежи, не включен в число объектов, подлежащих обеспечению тепловой энергией за счет бюджетных средств (приложение к контракту). В отсутствие договора между обществом и ОАО "РЭУ" этот контракт в силу статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации не создает обязательств последнего перед обществом, которое не вправе предъявить ОАО "РЭУ" требования, вытекающие из его условий.
Довод комиссариата о том, что главным распорядителем бюджетных средств является Минобороны России, в связи с чем комиссариат не признается надлежащим ответчиком по делу, отклонен судами на основании положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходя из статуса комиссариата - казенного учреждения, которое согласно названной норме отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Требований к Минобороны России как к субсидиарному должнику истец в рамках настоящего дела не заявлял.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, что в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции надзорной инстанции.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А09-3141/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Брянской области от 05.04.2013, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2014 г. N ВАС-19533/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А09-3141/2012
Истец: ООО "Брянсктеплоэнерго"
Ответчик: Военный комиссариат Брянской области
Третье лицо: Министерство обороны РФ, ОАО "РЭУ" в лице филиала "Курский", Департамент госудаственного заказчика капитального строительства МО РФ