Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2014 г. N ВАС-19062/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления транспорта Тамбовской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 по делу N А64-7794/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги (далее - общество "РЖД") к Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, Финансового управления Тамбовской области о взыскании 1 917 775 рублей 30 копеек расходов, возникших в результате предоставления обучающимся льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в ноябре - декабре 2010 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Тамбовской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Тамбовской области 17.12.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено за счет взыскания с субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области за счет казны Тамбовской области. В удовлетворении иска к Российской Федерации отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Управление транспорта Тамбовской области просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что общество "РЖД" в ноябре - декабре 2010 года осуществляло перевозку льготной категории граждан (студентов и учащихся) в пригородном железнодорожном сообщении по территории Тамбовской области по льготным проездным билетам.
Между администрацией Тамбовской области (заказчиком) и обществом "РЖД" (исполнителем) 21.01.2010 заключен договор N 138 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тамбовской области в 2010 году, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории области по тарифам, установленным заказчиком.
Факт исполнения обществом "РЖД" в полном объеме в спорный период обязательств, предусмотренным договором от 21.01.2010, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Между администрацией Тамбовской области (заказчиком) и обществом "РЖД" (перевозчиком) 31.05.2010 заключен договор N 3391 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Ссылаясь на, что в результате предоставления льгот перевозчиком понесены расходы, составляющие разницу между фактически понесенными расходами, связанными с осуществлением перевозки льготной категории граждан, и суммой, полученной в порядке компенсации, общество "РЖД" основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что расходы истца связаны с предоставлением обучающимся услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования по льготной цене, установленной постановлением администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 140 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тамбовской области". Принятие субъектом Российской Федерации указанного нормативного правового акта осуществлено в пределах его полномочий и не противоречит положениям статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 84-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Удовлетворяя исковое требование, суды руководствовались статьями 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод Управления транспорта Тамбовской области о том, компенсация части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в результате установления льгот по тарифам является расходным обязательством Российской Федерации, был предметом рассмотрения судами и отклонен как несостоятельный. Пунктом 6 Правил предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в случае принятия субъектами Российской Федерации решений об установлении соответствующих льгот обучающимся, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208, установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии в размере 95 процентов расходного обязательства. При этом право на льготный проезд устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Величина стоимости проезда для льготной категории граждан определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту Российской Федерации субсидии.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А64-7794/2012 Арбитражного суда Тамбовской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 20.02.2013, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2014 г. N ВАС-19062/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А64-7794/2012
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала "ЮВЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Субъект РФ-Тамбовская область в лице финансового управления Тамбовской области, Тамбовская область в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области
Третье лицо: Администрация Тамбовской обл., Администрация Тамбовской области, УФК по Тамбовской области