Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 марта 2014 г. N ВАС-72/14
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Березия А.Е., судей Александрова В.Н., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Конструкторское бюро "Арсенал" имени М.Ф. Фрунзе" от 25.12.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.10.2013 по делу N А40-127925/2012,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро "Арсенал" имени М.Ф. Фрунзе" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным в полном объеме предписания Федеральной службы по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ) от 19.06.2012 N 1/59пред., в редакции от 21.01.2013.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 11.10.2013 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора предприятие ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, регулирующих данные правоотношения.
Изучив материалы дела и доводы предприятия, изложенные в заявлении, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
В результате проверки, проведенной Рособоронзаказом в период с 29.03.2012 по 13.04.2012, установлено, что предприятием в нарушение требований статей 252, 262 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", статьи 6 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Приказа Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению", Приказа Минюста России N 174, Минпромнауки России N 179 от 17.07.2003 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации", пунктов 1, 6, 9 Рекомендаций по формированию контрактных (договорных) цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1997 N 660, пунктов 8, 11 Инструкции по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденной приказом Минэкономики России от 18.12.1997 N 179: не обеспечен в должной мере порядок бухгалтерского учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных в процессе проведения ОКР в стоимостной (забалансовой) оценке для надлежащего учета, хранения и возврата госзаказчику по результатам завершения ОКР; в результате завышения трудоемкости выполненных работ при согласовании фиксированной цены по этапам 9.1, 9.2, 8.2, 12, 6.4.2 работ по договору от 02.09.1993 N А-585/15-93/А-425 между ОАО "КБ "Аметист" и заявителем, цена работ завышена на 10 311 954,5 рублей.
В целях устранения допущенных нарушений Рособоронзаказом выдано предписание от 19.06.2012 N 1/59пред., в соответствии с пунктами 2 и 3 которого, заявителю надлежало принять меры по возврату неправомерно полученных денежных средств в размере 10 311 954,5 рублей; согласовать с заказчиком - головным исполнителем ОАО "КБ "Аметист" порядок возврата денежных средств; не допускать в дальнейшем нарушений статьи 6 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
С учетом изменений от 21.01.2013 N 1/272 резолютивная часть предписания изложена в следующей редакции:
1. При подписании с головным исполнителем ОАО "КБ "Аметист" протоколов твердо фиксированных цен (ТФЦ) выполнения работ по этапам 12 и 6.4.2.1 учесть выявленные завышения: по этапу 6.4.2.1 на сумму 1 784 295,51 рублей; по этапу 12 на сумму 2 399 347,15 рублей.
2. Принять меры по возврату неправомерно полученных денежных средств по этапам: 9.1 на сумму 2 491 795,09 рублей, по этапу 9.2 на сумму 2 045 436,98 рублей, по этапу 8.2 на сумму 1 590 079,78 рублей. Порядок возврата денежных средств согласовать с заказчиком - головным исполнителем ОАО "КБ "Аметист".
Полагая, что указанное предписание незаконно и вынесено без достаточных к тому оснований, предприятие обратилось с настоящим требованием в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемое предписание выдано Рособоронзаказом в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не влечет для предприятия негативных последствий в силу того, что не содержит каких-либо властных распорядительных, обязательных для него указаний, и не препятствует осуществлению им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако судами не учтено следующее.
На момент вынесения оспариваемого предписания действовало Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19.09.2011 N 1206 (далее - Положение). В соответствии со статьей 1 этого Положения функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну возложены на Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ).
Подпункт "г" пункта 9 данного Положения наделял Рособоронзаказ полномочиями выдавать государственным заказчикам, головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа - обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
Между тем, в оспариваемом предписании Рособоронзаказа содержится требование несвязанное с устранением нарушений законодательных и иных нормативных актов в сфере государственного оборонного заказа, а указание на принятие исполнителем государственного контракта мер по возврату неправомерно полученных в связи с исполнением условий государственного контракта бюджетных средств, что является гражданско-правовым требованием к исполнителю контракта.
Вопросы взыскания денежных средств с исполнителя государственного заказа, связанные с ненадлежащим исполнением государственного контракта, регулируются нормами гражданского законодательства, в частности главой 30 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных законодателем для исполнения государственных контрактов на закупку продукции или выполнение подрядных работ для государственных нужд, в том числе оборонного заказа.
Государственный заказчик, в том числе и территориальный орган Рособоронзаказа, вправе предъявить исполнителю претензии, связанные с ненадлежащим исполнением условий государственного контракта, в том числе предложить ему в претензионном порядке добровольно возвратить часть полученных во исполнение государственного контракта денежных средств.
Однако такое претензионное требование не может быть облачено в форму предписания государственного органа, которое носит обязательный характер, что вытекает из подпункта "г" пункта 9 Положения, и санкций за неисполнение предписания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действующее Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 604 содержит схожие положения в отношении полномочий на выдачу предписаний.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат оценки гражданско-правовые отношения сторон, связанные с исполнением ими государственного контракта.
Таким образом, выводы судов о том, что оспариваемое предписание государственного органа вынесено в пределах его полномочий и не нарушает прав и охраняемых законом интересов предприятия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не содержит каких-либо властных распорядительных, обязательных для него указаний, ошибочны.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-127925/2012 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.02.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.10.2013.
2. Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 30.04.2014 отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья |
А.Е. Березий |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 марта 2014 г. N ВАС-72/14
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-127925/2012
Истец: ФГУП "КБ"Арсенал"
Ответчик: Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по оборонному заказу(Рособоронзаказ)
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 72/14
27.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-72/14
07.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-72/14
15.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-72/14
11.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11964/13
25.06.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15517/13
25.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-127925/12