• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 2014 г. N 72/14 Суд отменил ранее принятые судебняе акты, поскольку выводы судов о том, что оспариваемое предписание государственного органа вынесено в пределах его полномочий и не нарушает прав и охраняемых законом интересов предприятия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не содержит каких-либо властных распорядительных, обязательных для него указаний, ошибочны

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Поводом для обращения предприятия в суд послужила выдача ему предписания Рособоронзаказом. В предписании указывалось на завышение предприятием цены работ по госконтракту. Также контролирующий орган потребовал принять меры во возврату такой переплаты.

Президиум ВАС РФ счел, что предписание вынесено незаконно, и указал следующее.

На момент вынесения оспариваемого предписания действовало Положение о Рособоронзаказе.

В силу данных норм на этот госорган возлагались функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, а также размещения заказов для федеральных нужд, которые не относятся к упомянутому заказу (и сведения о которых составляют гостайну).

Рособоронзаказ наделялся полномочиями выдавать госзаказчикам, головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа предписания, обязательные для исполнения.

Это предписания об устранении нарушений в сфере государственного оборонного заказа.

Действующее Положение о Рособоронзаказе содержит схожие нормы в отношении полномочий на выдачу предписаний.

Между тем в оспариваемом предписании указывалось на необходимость принятия исполнителем госконтракта - предприятием мер по возврату неправомерно полученных бюджетных средств.

Это, по сути, является гражданско-правовым требованием к исполнителю контракта.

Вопросы взыскания денег с исполнителя госзаказа, связанные с ненадлежащим исполнением госконтракта, регулируются нормами гражданского законодательства (с учетом отдельных особенностей).

Таким образом, оспариваемое предписание госоргана было вынесено вне пределов его полномочий. Оно нарушает права и интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 2014 г. N 72/14


Текст постановления опубликован в "Вестнике экономического правосудия Российской Федерации", 2014 г., N 9


Хронология рассмотрения дела:


20.05.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 72/14


27.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-72/14


07.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-72/14


15.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-72/14


11.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11964/13


25.06.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15517/13


25.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-127925/12