Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2014 г. N ВАС-4344/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Краснодарского края о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2013 по делу N А32-8620/2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2014 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодарпассажиртранс" (далее - общество) к Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Западном внутригородском округе г. Краснодара (далее - управление соцзащиты), Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края (далее - Минсоцразвития края), Министерству финансов Краснодарского края (далее - Минфин края), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 322 848 рублей расходов, связанных с оказанием мер социальной поддержки отдельным категориям жителей края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Краснодар" (далее - администрация), РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество представило в суд ходатайство об уточнении искового требования, в котором просит о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 139 039 рублей 20 копеек расходов; с субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице Минфина края о взыскании за счет средств казны Краснодарского края 183 809 рублей расходов. Ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2013, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанции, исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу общества за счет средств казны Российской Федерации взыскано 139 039 рублей 20 копеек расходов. С субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице Минфина края в пользу общества за счет средств казны края взыскано 183 809 рублей расходов. К остальным ответчикам в удовлетворении иска отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин края просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что общество в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 осуществляло перевозку пассажиров на территории Западного внутригородского округа г. Краснодара, пользующихся правом на льготный (бесплатный) проезд, на основании договоров, заключенных с администрацией по итогам конкурса. Пунктами 2.1 названных договоров администрация обязалась содействовать в предоставлении в уполномоченный в области ценообразования орган документов, необходимых для рассмотрения и утверждения тарифов на пассажирские перевозки.
Между управлением соцзащиты (заказчиком), обществом (перевозчиком) и администрацией заключен договор о возмещении расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий жителей края от 01.01.2010.
Факт перевозки подтвержден реестрами перевозки отдельных категорий граждан, счетами-фактурами за период с 01.01.2010 по 31.05.2010.
Маршрутная сеть и графики расписания движения автотранспорта переданы обществу администрацией от прежнего перевозчика - ОАО "Краснодарская автоколонна 1419" (далее - автоколонна), прекратившего обслуживание соответствующей маршрутной сети.
Приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 16.02.2009 N 3/2009-АТ для автоколонны устанавливался тариф на перевозку пассажиров в размере 10 рублей.
Маршрутная сеть и графики движения автоколонны и общества совпадали на 100 процентов.
Общество обращалось в Управление транспорта и связи администрации МО "Город Краснодар" с просьбой распространить на него действие тарифов, установленных для автоколонны, но в указанной просьбе было отказано.
Тариф на перевозку пассажиров для общества был установлен приказом РЭК - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 17.05.2010 N 11/2010-ат.
За период с 01.01.2010 по 31.05.2010 управление перечислять денежные средства отказалось, ссылаясь на отсутствие установленного тарифа.
Претензия перевозчика о добровольном погашении задолженности осталась без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 и исходили из того, что отсутствие тарифа в спорный период не должно нарушать право общества на возмещение расходов на проезд льготных категорий граждан. Расходы общества на перевозку льготных категорий пассажиров, не обеспеченные провозной платой, по существу являются его убытками, которые должны быть возмещены за счет казны соответствующего публично-правового образования. Регулируемый тариф не установлен для общества по не зависящим от него обстоятельствам. Возможность применения тарифа в размере 10 рублей, действующего в течение 2009 года для предыдущего перевозчика, предусмотрена нормативным актом уполномоченного органа. Кроме того, с 01.06.2010 для общества установлен тариф в том же размере (10 рублей).
Расчет суммы иска истцом выполнен на основании сведений, взятых из сводных реестров реализации проездных билетов, реестров о наименовании льготных категорий граждан, подписанных управлением соцзащиты, с учетом удельного веса истца в объеме городских перевозок. Суд проверил расчет общества и признал его правильным.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено. Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ по данной категории спора.
Довод Минфина края о том, что надлежащим ответчиком по делу является Минсоцразвития края как главный распорядитель бюджетных средств, подлежит отклонению. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанное министерство несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из краевого бюджета. Между тем по настоящему делу судами установлен факт недофинансирования со стороны Минфина края.
Довод заявителя о несогласии с размером расходов направлен на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции. Кроме того, Минфин края не опроверг достоверность сведений, использованных при расчете задолженности, и не представил обоснованный контррасчет или доказательства того, что при удовлетворении требований в заявленном размере общество получит неосновательное обогащение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А32-8620/2012 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 11.07.2013 по делу N А32-8620/2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2014 г. N ВАС-4344/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4344/14
31.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4344/14
27.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8956/13
09.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14381/13
11.07.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8620/12