Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2014 г. N ВАС-4727/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Кирейковой Г.Г., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Архангельской области от 25.03.2014 N 10-29/98 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2014 по делу N А05-7606/2013 по иску закрытого акционерного общества "Архоблэнергогаз", (далее - общество) к муниципальному образованию "Приморский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район", Правительству Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство топливно-энергетического комплекса) и муниципальному образованию "Приморское" в лице администрации муниципального образования "Приморское" о взыскании с надлежащего из ответчиков 10 629 125 руб. 15 коп. убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на тепловую энергию, отпускаемую для населения муниципального образования "Приморское" за период с 16.01.2012 по 24.12.2012.
К участию в деле привлечены:
- Управление по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - управление) - в качестве соответчика;
- Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство) - в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета.
В связи с отказом истца от иска к муниципальному образованию "Приморский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" и муниципальному образованию "Приморское" в лице администрации муниципального образования "Приморское", суд исключил последних из числа ответчиков.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 14.09.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, с Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса за счет казны Архангельской области в пользу общества взыскано 10 629 125 руб. 15 коп. убытков. В иске к управлению отказано.
Министерство финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов) обратилось с кассационной жалобой на решение и постановление в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что названные судебные акты приняты о его правах и обязанностях.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11.02.2014 производство по кассационной жалобе Министерства финансов на решение и постановление прекращено.
Решение и постановление оставлены без изменения, а кассационная жалоба Министерства топливно-энергетического комплекса - без удовлетворения.
В заявлении о пересмотре обжалуемого постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора Министерство финансов просит его отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм права, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В спорный период истец поставлял тепловую энергию и рассчитывался за нее с потребителями по цене, равной тарифам, установленным органом государственного управления Архангельской области - Агентством по тарифам и ценам.
Наличие у истца убытков, связанных с государственным регулированием цен на тепловую энергию и необходимостью поставлять тепловую энергию населению по цене, ниже экономически обоснованной, а также размер убытков установлен на основании представленных сторонами в материалы дела доказательств.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Таких доводов в заявлении в порядке надзора не приведено. Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно об их правах и обязанностях.
Прекращая производство по кассационной жалобе, суд кассационной инстанции исходил из того, что Министерство финансов не может быть признано лицом, обладающим правом на кассационное обжалование решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку этот судебный акт не содержит выводов относительно его прав или обязанностей.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса, и главным распорядителем бюджетных средств по этой статье расходов является Министерство энергетики, которому были переданы функции реорганизуемого Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, впоследствии переименованного в Министерство топливно-энергетического комплекса.
Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного акта.
Из содержания судебных актов следует, что они не принимались о правах и обязанностях заявителя.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса. Таких оснований не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А05-7606/2013 Арбитражного суда Архангельской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2014 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2014 г. N ВАС-4727/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4727/14
07.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4727/14
11.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10858/13
26.11.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9984/13
21.11.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7606/13
14.09.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7606/13