Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2014 г. N ВАС-6523/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента финансов Вологодской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 10.07.2013 по делу N А13-294/2013, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2014 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансАвто" (далее - общество) к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды (далее - администрация), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - департамент финансов), Департаменту дорожного хозяйства и транспорта администрации города Вологды (далее - департамент дорожного хозяйства), Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - департамент градостроительства) о взыскании 1 691 940 рублей 46 копеек затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте (внутрирайонные маршруты), из них: 1 653 443 рубля 37 копеек по областным льготникам, 38 497 рублей 9 копеек по федеральным льготникам (с учетом уточнения).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Вологодской области от 10.07.2013, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено частично: с субъекта Российской Федерации - Вологодской области в лице департамента финансов за счет казны субъекта Вологодской области в пользу общества взыскано 1 653 443 рубля 37 копеек затрат. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 278 186 рублей 30 копеек затрат. В иске к департаменту градостроительства, администрации города Вологды и департаменту дорожного хозяйства отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора департамент финансов просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что общество является коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров автобусами городского, пригородного и внутрирайонного сообщения в городе Вологде и Вологодском районе.
Между департаментом городского хозяйства (в наст. вр. - департамент градостроительства) и обществом 02.06.2008 заключен договор N 3 на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Согласно пункту 1.1 названного договора общество предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее - ЕИЛМПБ) отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.1 договора, а департамент городского хозяйства возмещает обществу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению названных выше льгот не возмещены в полном размере, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с непоступлением из областного бюджета достаточных денежных средств департамент дорожного хозяйства и департамент градостроительства не могли исполнить свои обязательства по возмещению расходов перевозчика.
Выделенных в 2012 году средств из областного бюджета отказалось недостаточно для полного возмещения расходов перевозчиков при предоставлении проезда по ЕИЛМПБ, поскольку часть этих средств была направлена на погашение задолженности областного бюджета перед перевозчиками за ноябрь, декабрь 2011 года.
Представленный истцом расчет расходов суд проверил и признал его правильным.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Вологодской области в сумме 1 653 443 рублей 37 копеек, суды руководствовались статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138.
Нарушений норм материального права судами не допущено. Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ по данной категории спора.
Довод департамента финансов о том, что Вологодская область выполнила свои обязательства в полном объеме, подлежит отклонению. Право требования возмещения с субъекта Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию в необходимом размере. Обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны департамента финансов, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о несогласии с расчетом расходов истца направлен на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А13-294/2013 Арбитражного суда Вологодской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 10.07.2013, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2014 г. N ВАС-6523/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6523/14
14.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6523/14
07.03.2014 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-294/13
10.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11256/13
15.10.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7774/13
10.07.2013 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-294/13