Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2014 г. N ВАС-6507/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Березия А.Е., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Машиностроительное производственное объединение им. И. Румянцева" от 12.05.2014 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2014 по делу N А40-136296/13,
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Машиностроительное производственное объединение имени И. Румянцева" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 3 Регионального отдела надзорной деятельности по САО Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУ МЧС России) по городу Москве (далее - административный орган) от 09.08.2013 N 0487 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о признании недействительным решения Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по городу Москве от 03.09.2013 в части оставления без удовлетворения жалобы общества, поданной на указанное постановление о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 25.04.2014 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления общества суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Суды установили, что в период с 01.08.2013 по 06.08.2013 административным органом проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещениях общества, расположенных по адресам: Москва, улица Расковой, д.33, корп. 1; улица Расковой, д.33, корп.2, улица Нижняя Масловка, д.11-13, стр.2.
В ходе указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов: не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями в подвальном помещении общежития, образованными трубопроводом системы водоснабжения; допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников в лестничной клетке подвального и верхнего этажей общежития (п. 42 (в) Правил противопожарного режима); не проведены проверки качества огнезащитного покрытия деревянных элементов кровельного покрытия чердачного помещения общежития; помещения подвала, не изолированного противопожарными преградами от общей лестничной клетки общежития (улица Нижняя Масловка д.11-13, стр.2), используется под иные хозяйственные нужды, как помещения для хранения, в том числе, и автомобильных покрышек; сети внутреннего противопожарного водопровода в помещении общежития (улица Нижняя Масловка д.11-13. стр.2) не проверены на работоспособность; не проведена проверка работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводной линии водомерного устройства в подвальном помещении; не проведена проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации по адресам: улица Нижняя Масловка д.11. стр.2; улица Расковой д.33. корп.1; не проведены регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы автоматически пожарной сигнализации по адресам: улица Нижняя Масловка, д.11, стр.2, улица Расковой д.99. к.1; жилые помещения общежития, выделенные в отдельную группу с обособленным входом, расположенную на первом этаже и примыкающее к нему помещение иного функционального назначения (гараж) по адресу: улица Нижняя Масловка д.11. стр.2, а также расположенные в подвальном этаже жилого дома по адресам: улица Расковой д.33. корп.2 - не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации; жилые помещения общежития, выделенные в отдельную группу с обособленным входом, расположенную на первом этаже по адресу: улица Нижняя Масловка д.11, стр.2, а также помещения, расположенные в подвальном этаже жилого дома по адресу: улица Расковой корп.2 не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; помещение по адресу улица Расковой д.33. корп.1 не обеспечены огнетушителями; проем в противопожарной преграде между помещениями различной функциональной опасности (гаража и жилыми помещениями, выделенными в отдельную группу с обособленным выходом), расположенных на первом этаже по адресу: улица Нижняя Масловка, д.11. стр. 2), не отвечает нормативным требованиям заполнения проемов в противопожарных преградах 1 типа, (раздел 3, глава 19, пункт 1 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и 6.11.4 Свода правил 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2009); в подвальном помещении по адресу: улица Расковой, д.33, корп.2 размещены помещения относящиеся к классу функциональной пожарной опасности (пункт 1 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.24 СП 4.13130.2009); не проведены испытания ограждений на кровле и пожарных лестниц общежития по адресу: улица Нижняя Масловка д.11. стр.2 (пункт 24 Правил противопожарного режима).
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 08.08.2013 N 0487.
Постановлением от 09.08.2013 N 0487 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по городу Москве от 03.09.2013, принятым по результатам рассмотрения жалобы общества, постановление административного органа изменено в части нарушения требований пожарной безопасности по адресу: Москва, улица Нижняя Масловка, д.11, стр.2, по причине отсутствия правоустанавливающих документов общества в отношении данного объекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Суды указали, что нарушения обществом требований пожарной безопасности подтверждены материалами проверки и оспариваемым постановлением о привлечении к административной ответственности.
При этом суды отметили отсутствие доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности.
По мнению судов, права общества на участие в административном производстве и его законные интересы не нарушены, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении принимал участие представитель общества Щербаков Г.Ю. по доверенности от 07.08.2013 N 01/160, выданной генеральным директором Халфун Л.М., извещенный соответствующим уведомлением 06.08.2013 о месте и времени составления данного протокола. В связи с этим признано необоснованным утверждение общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества - генерального директора Халфун Л.М.
Суды в том числе отметили, что присутствовавший при проведении проверки и составлении процессуальных документов представитель общества подтвердил факт выявленных нарушений.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление общества, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А40-136296/2013 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2014 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2014 г. N ВАС-6507/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6507/14
14.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6507/14
25.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3467/14
24.01.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45099/13
02.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-136296/13