Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2014 г. N ВАС-5768/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Завьяловой Т.В., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее- пенсионный фонд, управление) в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области (г. Ульяновск) от 07.04.2014 N 6811 о пересмотре в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А72-4040/2013 Арбитражного суда Ульяновской области и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2014 по тому же делу.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русские Автобусы- Группа ГАЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Пенсионного фонда от 05.02.2013 N 373 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Протокольным определением от 18.06.2013 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело N А72-4040/2013 по вышеуказанному заявлению и дело N А72-4041/2013 по заявлению общества о признании незаконным и отмене решения пенсионного фонда от 05.02.2013 N 08302812РК0002658 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Объединенному делу присвоен номер А72-4040/2013.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.06.2013 заявления удовлетворены частично, решение управления от 05.02.2013 N 373 признано недействительным в части штрафа, превышающего 2000 руб.; решение пенсионного фонда от 05.02.2013 N 08302812РК0002658 признано недействительным в части штрафа, превышающего 1245 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части заявлений обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 решение суда первой инстанции изменено, заявление общества удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 11.02.2014 по настоящему делу, поддержал правовую позицию Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, управление просит отменить судебные акты принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и доводы заявления, судебная коллегия не находит оснований, необходимых в силу вышеприведенной нормы для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
По мнению фонда, общество нарушило требования Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27) и требования подпункта 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах). Нарушение связано с непредставлением своевременно сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Управлением в отношении общества принято решение от 05.02.2013 N 373 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27, в виде взыскания штрафа в размере 101 094 руб. 54 коп. и решение от 05.02.2013 N 08302812РК0002658 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Закона о страховых взносах, в виде взыскания штрафа в размере 62 265 руб. 05 коп.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета о работающих застрахованных лицах за 1 квартал 2012 года, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2012 г. были представлены обществом с нарушением установленного срока на два дня.
При этом, установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения и руководствуясь положениями ст. 44 Закона о страховых взносах, суд уменьшил размер санкций по принятым решениям.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, а суд кассационной инстанции согласился с Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 исходя из следующего.
Согласно статье 3 Закона о страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены правом осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии со статьей 29 Закона о страховых взносах органы контроля наделены полномочиями взыскания недоимки, а также пеней и штрафов в порядке, установленном названным Законом.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27 установлено, что страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона о страховых взносах установлен срок представления расчета по страховым взносам, в соответствии с которым плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом N 27.
14.05.2012 при первоначальной отправке обществом в Пенсионный фонд индивидуальных сведений персонифицированного учета и расчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года средствами электронной связи сведения и расчет не были получены последним в связи с ошибкой при распаковке сообщения (не найден сертификат получателя зашифрованного сообщения).
Сведения о первоначальном поступлении информации (индивидуальные сведения и расчет по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года) от общества содержатся в информационной базе Пенсионного фонда Российской Федерации и зафиксированы 14.05.2012 в 13 часов 17 минут.
14.05.2012 управление информацию об ошибке направило не заявителю, а в адрес общества с ограниченной ответственностью "Эврика" (поставщика услуг).
Согласно ч. 10 статьи 15 Закона о страховых взносах и пунктом 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190 (далее - Технология обмена), орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан направить подтверждение приема указанных сведений и расчетов именно в адрес страхователя (абонента), которым является общество, а не поставщику услуг.
В соответствии с Технологией обмена факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, которую абонент-страхователь получает в течение двух рабочих дней с момента отправки электронного документа и сохраняет ее.
В связи с неполучением от управления в установленный срок подтверждения (квитанции) факта доставки документов общество 17.05.2012 повторно направило в адрес пенсионного фонда индивидуальные сведения и расчет по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года.
Сообщение об ошибке было направлено Управлением в адрес Общества только 21.05.2012 г.
При принятий обжалуемых судебных актов, суды руководствовались положениями статей 42, 43, части 1 статьи 46 Закона о страховых взносах, абзаца 3 статьи 17 Закона N 27, приняв во внимание позицию, изложенную в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П о необходимости исследования фактических обстоятельств дела, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы, а также разъяснения, изложенные в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", правомерно признали, что заявитель самостоятельно выявил ошибку и предпринял все меры для представления отчетности в установленный срок, а виновность общества в совершении вменяемых правонарушений должным образом Пенсионным фондом не доказана.
Доводы заявителя не опровергают выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А72-4040/2013 Арбитражного суда Ульяновской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2014 отказать.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судьи |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2014 г. N ВАС-5768/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5768/14
29.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5768/14
11.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2785/13
05.11.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16701/13
01.08.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14019/13
25.06.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4040/13