Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 ноября 2008 г. N КА-А40/8619-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2008 г.
ООО "Линк Омега" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 5 по г. Москве о признании недействительным решения от 16.07.2007 N 13/73 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 19.03.2008 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В кассационной жалобе указывает, что целью налогоплательщика являлось получение дохода исключительно за счёт налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Ссылается на безвозмездность полученных денежных средств в виде займов и векселей третьих лиц с их дальнейшей легализацией.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, все векселя были оформлены и подписаны в соответствии с нормами Положения о простом и переводном векселе. На векселях имеются необходимые оттиски печати и иные признаки исправной формы векселя.
В результате предъявления заявителю его векселей третьим лицом (ABI Finance SA, Швейцария) ООО "Линк омега", исполняя ничем не обусловленные вексельные обязательства, было вынуждено погасить задолженность равноценным активом, поскольку не располагало денежными средствами в требуемом размере.
Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки не поставил вопрос о фиктивном характере соглашения. Также не представлено доказательств о том, что соглашение об отступном совершено безвозмездно.
Выводы, сделанные налоговым органом о наличии вексельной схемы, суды правомерно сочли необоснованными, поскольку инспекцией не представлено в материалы дела доказательств согласованных действий заявителя и его контрагентов по созданию схем для противоправного получения из бюджета сумм НДС.
Довод кассационной жалобы о том, что главной целью налогоплательщика являлось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, не принимаются судом кассационной инстанции по следующим обстоятельствам.
Судами по каждой из заключенных заявителем сделок произведен анализ с целью установления наличия или отсутствия деловой цели заявителя, реального экономического содержания сделок, правильности оформления соглашений и оформления ценных бумаг и, в особенности, действительности прав, вытекающих из обладания третьими лицами векселями заявителя, действительности прав заявителя по распоряжению векселями третьих лиц.
Суды исследовали оборот векселей, явившихся предметом сделок заявителя, и дали правильную оценку фактам проверяемого периода 2003-2005 годов с точки зрения заключенных и исполненных заявителем сделок, а также с точки зрения хозяйственного результата.
Доводы кассационной жалобы о недобросовестности заявителя не принимаются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами, объяснения генеральных директоров М., З., Т.Е.А, Т.А.А. не могут считаться допустимым доказательством по делу, поскольку выполнены с нарушением действующего законодательства.
Так, в нарушение ч. 5 ст. 90 Налогового кодекса РФ свидетели не были предупреждены об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний, о чем свидетельствует отсутствие отметки в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью свидетеля. В протоколе опроса генерального директора ООО "Торглайн" М. отсутствует номер и дата составления протокола, что не соответствует требованиям ст. 99 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение законно, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. на основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 19 марта 2008 года по делу N А40-67291/07-129-399 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 5 по г. Москве без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС РФ N 5 по г. Москве госпошлину в размере 1000 рублей в доход бюджета за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст. 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
По мнению налогового органа, направленность действий общества на получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, путем возмещения из бюджета НДС, подтверждается объяснениями директоров поставщиков общества.
Суд сделал вывод о том, что объяснения указанных лиц не подтверждают направленность деятельности общества на получение необоснованной налоговой выгоды.
Генеральные директора перед проведением их опроса в нарушение п.5 ст. 90 НК РФ не были предупреждены об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний, о чем свидетельствует отсутствие отметки в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Кроме того, в одном из протоколов опроса генерального директора отсутствует номер и дата его составления, что не соответствует требованиям ст.?9 НК РФ.
Суд указал, что протоколы опросов генеральных директоров поставщиков общества не могут считаться допустимыми доказательствами по делу, поскольку опросы проведены, а протоколы составлены с нарушением действующего законодательства.
Суд поддержал позицию общества, решение суда оставил без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2008 г. N КА-А40/8619-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании