Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июля 2014 г. N ВАС-9205/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 19.06.2014 N 5058/15-05 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2013, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2014 по делу N А26-2606/2013,
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - антимонопольный орган) от 14.01.2013 по делу N 05-13/31-2012 и предписания от 14.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" (далее - фонд, организатор торгов), открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2013 в удовлетворении заявленных комитетом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 20.03.2014 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.03.2014 N 66-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2010 года N 274-П" в наименование комитета внесены изменения, вместо "Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд" - "Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок".
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций комитет просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления комитета суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также Порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Порядок проведения конкурсов или аукционов), утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.
Суды установили, что 01.03.2012 на основании распоряжения комитета от 19.05.2011 N 341-р на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов организатором торгов размещено извещение N 010312/0003085/01 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды транспортных средств и движимого имущества, находящихся в собственности Республики Карелия.
Согласно пункту 5 аукционной документации победитель аукциона либо единственный участник, получивший право на заключение договора аренды, в течение 10 дней с даты аукциона дополнительно выплачивает стоимость услуг фонда в размере 5% от годовой арендной платы, сложившейся по результатам аукциона, но не менее 3000 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость).
Согласно протоколу заседания комиссии по подведению итогов аукциона от 08.08.2011 N 281 общество признано единственным участником аукциона. Аукцион признан несостоявшимся ввиду подачи одной заявки.
В соответствии с пунктом 2 заявки на участие в аукционе от 19.07.2011 N 37 общество выразило согласие возместить стоимость услуг по организации и проведению аукциона в течение 10 дней со дня утверждения протокола об итогах аукциона.
Согласно пункту 5 упомянутого протокола общество приняло на себя обязательство оплатить услуги фонда в размере 5% от годовой арендной платы, размер которой в соответствии с данным протоколом составил 1 800 000 рублей.
В антимонопольный орган поступило обращение общества о нарушении комитетом Порядка проведения конкурсов или аукционов при проведении аукциона.
Решением антимонопольного органа от 14.01.2013 по делу N 05-13/31-2012 в действия комитета признаны нарушающими часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во включении последним в аукционную документацию положения о согласии победителя торгов оплатить стоимость услуг специализированной организации.
На основании указанного решения комитету выдано предписание от 14.01.2013 о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод о доказанности наличия в действиях комитета нарушений части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды исходили из того, что между комитетом и фондом заключен договор от 28.12.2010 на оказание фондом услуг по подготовке государственного имущества к продаже и осуществлению функций по организации и проведению конкурсов, аукционов на право заключения договоров аренды государственного имущества.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного договора вознаграждение фонда государственного имущества за оказание услуг по подготовке государственного имущества Республики Карелия к передаче в аренду и организации торгов на право заключения договоров аренды государственного имущества Республики Карелия составляет 5% от годовой арендной платы, сложившейся по результатам аукциона, но не менее 3000 рублей (в том числе НДС), если торги признаны состоявшимися, и 5% от начального размера годовой арендной платы, но не менее 3000 рублей (в том числе НДС), если торги признаны несостоявшимися ввиду подачи одной заявки (единственный участник торгов). Вознаграждение фонда оплачивается арендатором сверх арендной платы.
С учетом изложенного суды сделали вывод, что комитет, которому фондом как специализированной организацией оказаны определенные услуги, через условия аукционной документации возложил свою обязанность по оплате таких услуг на победителя торгов, не являющегося заказчиком данных услуг. Следовательно, комитет нарушил пункта 21 Порядка проведения конкурсов или аукционов.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление комитета, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А26-2606/2013 Арбитражного суда Республики Карелия в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2013, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2014 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июля 2014 г. N ВАС-9205/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9205/14
08.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9205/14
20.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-519/14
19.11.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20327/13
01.08.2013 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2606/13